История Казахстана. 9 класс А
Тема урока: Голод в 1931-1933-е годы. Казахстанская трагедия.
Цель урока: 1. Сформировать знания о трагедии 30-ых годов , рассмотреть демографические последствия коллективизации, сельского хозяйства в Казахстане и массовую миграцию за пределами.
2.Развивать самостоятельность учащихся при изучении темы .
Задачи: подвести итоги массового выступления крестьян против Советской власти и массовой миграции людей за пределы Республики.
Обсудить и прийти к единному мнению, для чего нужно открывать вот такие - мрачные страницы нашей истории, и какой урок из этого должно извлечь современное общество?
Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.
Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.
Ожидаемый результат: учащиеся поймут и осмыслят причины массового голода в 30-х годах 20-го столетия, приведшие к великой трагедии казахского народа.
Тип урока: урок закрепления знаний и более глубокого осмысления исторического процесса.
Оборудование: интерактивная доска , карта “ Казахстан в 1929-1939 гг.”, учебник, исторические Документы, краеведение , докуметальный фильм « о голоде 30-х годов».раздаточный материал-тесты, лист оценивания.
В группах : оценочный лист, учебный лист, необходимые ресурсы
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Мозговой штурм: Каждой группе выдается раздаточный материал по следующим темам.
1 группа – сравнительный анализ экономической политики большевиков
Цели
Задачи
Последствия
2 группа – Личности . Определить по группеам – Рыскулов, Голощекин, Курамысов, Сейфуллин, Ходжанов, Мынбаев, Ерназаров, Сталин.
3 группа – Работа с датами .
Сентябрь 1927 XV Съезд 7 ноября 1929 «Год Великого перелома» 27 августа 1928
«Конфискация байских хозяйств» 1928-1932 1 Пятилетка
2 марта 1930 «Головокружение от успехов» 17 сентября 1932 «О сельском хозяйстве и животноводстве Казахстана»
4 группа – Мозговой штурм на тему «КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ»
Стимул урока .
Если мы изучим........
То это позволит нам..........
Что будет способствовать........
Выход на тему.
!. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Учитель объясняет :
Предпосылки
Вина за массовый голод лежит на руководстве СССР, избравшем «интенсивный» путь строительства социализма. Чтобы превратить новое государство в индустриальное, требовалось в том числе современная техника. К тому же надо было обеспечивать продовольствием растущее население городов – промышленных центров. В свою очередь, для закупки промышленного оборудования за рубежом была необходима валюта.
Насильственная коллективизация
Откуда было брать деньги? Как вариант: отнять зерно у зажиточного крестьянства с тем, чтобы экспортировать его за границу. Выход был найден в принудительном объединении крестьянских хозяйств и раскулачивании зажиточных. Недовольные государственной политикой крестьяне стали сокращать посевы, забивать скот, уничтожать семенной фонд.
Кроме того, на действия властей и простого народа накладывались также природные факторы. Засуха и неурожай, в частности, в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье и в Казахстане привели к серьёзному сокращению запасов зерна. Несмотря на это, в стране продолжались массовые принудительные хлебозаготовки и экспорт зерна за рубеж. Несогласные подвергались взысканиям и иным формам наказания.
К 1933 году около 60 % крестьянских хозяйств насильственно «сливались» в колхозы. Неудивительно, что сельское хозяйство приходило в упадок. С 1928 по 1933 годы объёмы аграрного производства, в том числе из-за повторного неурожая, сократились на 20 %. Результатом жестокой политики по отношению к крестьянству стал массовый голод.
проблемный вопрос: Можно ли было избежать массового голода и гибели людей
работа с новыми словами
карательные меры---виды наказания, кара
миграция- перемещения населения
репрессия- ущемление в правах, карательная мера наказания, применяемая государственными органами
Работа в группе:
1 группа - Коллективизация по – казахстански. Этапы. Придумать ЛОЗУНГ.
2 группа - крестьянские выступления. Работа с картой, таблицами. Составить требования.
3 группа – Масштабы голода в Казахстане . ПОЧЕМУ???? КРИК НАРОДА.
4 группа - Работа Аналитической группы. Дополнительный материал к4 каждй группы на тему КРАЕВЕДЕНИЯ, ПОЭЗИИ, ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ.
Возвращаемся к проблемному вопросу: Можно ли было избежать массового голода и гибели людей если да , то почему. И если нет, то почему
6..Закрепление изученного материала
Просмотр видео сюжета о массово голоде в Казахстане в 30-х годах
Беседа по сюжетам фильма
. С 1997 года 31 мая отмечается как День памяти жертв политических репрессий. Но надо отметить, что не только политические репрессии привели к большим потерям. Огромное число жертв казахского народа обусловлено и таким явлением, как голод. И поэтому, наверное, уместно и своевременно сегодня отмечать и день памяти жертв голода в Казахстане.
Эта идея озвучена - самим Президентом Республики Казахстан, озвучена ведущими историками. И сегодня - в День памяти жертв политических репрессий - общественность уже отдает дань памяти и жертвам голода. Но официального статуса эта дата пока не имеет.
7.Подведение итогов урока:
Вовращение к гипотезе урока
насколько важным вы считаете открывать вот такие - мрачные страницы нашей истории? Какой урок из этого должно извлечь современное общество?
- Изучение истории необходимо для дальнейшего подъема страны, благополучного развития Республики Казахстан на современном этапе. И поэтому сегодня, изучая проблемы голода, изучая количество жертв, которые понесла наша республика, наш народ в те годы, - мы ставим на повестку дня вопрос о демографическом росте.
Необходимо увеличить население в Казахстане, количество граждан страны. Сегодня эта проблема решается многовекторно. Это и возвращение оралманов, и использование различных государственных льгот, чтобы активизировать рождаемость, вызвать демографический бум.
Выставление оценок за работу на уроке
Домашнее задание: пар.№20-21 повторить. Ответить на вопросы. Изучить документ на стр 140-141.