Поурочное планирование по обществознанию
МБОУ СОШ №23 г Симферополь
Материал подготовил учитель истории и обществознания Сейтмеметов Али Рефатович
урок в 9 классе
" Голосование, выборы, референдум "
Дата:04.10.2024
Цель урока:
1.Расширение знаний (или формирование представлений) у учащимися по теме «Голосование, выборы, референдум»;
2.Развитие навыков коммуникативной речи, умения работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;
3. Воспитание активной гражданской позиции
Задачи урока:
1.Раскрыть смысл основных понятий
2. Познакомить с формами участия граждан в политической жизни
3.Создать условия для формирования умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
4. Способствовать формированию активной жизненной позиции
5. Отработать умения самоконтроля и самооценивания.
Тип урока: Урок овладения новыми знаниями
Форма урока: урок-практикум
Технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология учебной дискуссии, икт технология, здоровьесберегающие технологии.
Методы: наглядный, словесный, практический, метод проблемного изложения, интерактивные методы обучения.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Оборудование: Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан; конверты с заданиями для групп, презентация, маркеры, листы для схем, тесты, текст, учебники.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.
- Ребята, сегодня мы проведем урок – практикум, на котором поработаем с документами, с текстом, сможем изучить новые понятия и повторить материал прошлого урока. Нам это необходимо для того, чтобы в дальнейшем успешно выполнить задания при сдаче экзамена по обществознанию. Сегодня вы будете оценивать свою работу по баллам. Для этого у каждого на столе лежит лист самооценки. В конце урока подведем итог вашей работы.
- Для начала предлагаю поработать с текстом, в котором допущены ошибки. Ваша задача их указать и исправить.
Молодцы. Каждый гражданин России может принять участие в политической деятельности. Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное голосование у народа.
Предлагаю вам посмотреть на фото, на которых показаны моменты голосования. Как вы считаете, соответствуют ли данные снимки законности выборов? А могут ли участвовать граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда? Почему мы не можем ответить на этот вопросы? Правильно нам не достаточно знаний по данной теме.
Посмотрите на слайд и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Правильно. Запишите тему урока. «Голосование. Выборы. Референдум.»
III. Этап целеполагания. (Работа с эпиграфом).
- Ребята, предлагаю выбрать к теме урока эпиграф
1. "Демократия - это когда народ сам определяет свою судьбу" А. Солженицин
2. «Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством».
Сократ
3. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению».
Аристотель
- В чем смысл данного эпиграфа? (Одним из признаков демократии является власть народа. То есть люди, для эффективного развития жизни, участвуют в политической жизни государства, выбирают ту власть, которая в большей степени сможет удовлетворить ее потребности, будет соответствовать его интересам, тем самым определяя свою судьбу.)
- Действительно, демократия - это способ политической организации общества, при котором народ или его большинство служит источником политической, государственной власти.
- Вы знаете, что в этом году у нас было несколько важных событий в стране, в том числе и выборы. (президента, губернатора). Мы с вами в течение года проводили классные часы, рассуждали на данную тему. Сегодня мы продолжим знакомство, расширяя знания по данной теме. Для этого вы будете работать с документами в парах. Каждая группа получит пакет с заданиями и документами. Ваша задача изучить самостоятельно материал, ответить на вопросы, составить схему для кластера и подготовить защиту своей работы. В итоге у вас должен будет получиться кластер по данной теме, который вам поможет в дальнейшем при подготовке к огэ. На работу в группе – 7 минут.
IV. Изучение нового материала (усвоение новых знаний и способов действий)
Работа в группах:
Задание для учащихся 1 группы:
Процедура голосования..
Расставьте в логической последовательности процедуру голосования, используя материал учебника с. 56 1 абз.
Официальное опубликование результатов голосования
Регистрация в списке избирателей
Подсчет бюллетеней
Присутствие наблюдателей
Тайное голосование
Использование одинакового списка кандидатов
Ответ: 2,5,6,4,3,1
Затем занести в общую схему на доске. Для схемы используйте фломастеры, маркеры, листы бумаги, магниты.
Что такое электорат? (читать стр. 58 учебника) Перечислите факторы, определяющие активность избирателей. (стр. 56 учебника)
-Каким же образом может происходить формирование электората?
- Каждый кандидат, каждая партия заинтересованы в расширении и удержании электората, чтобы получить как можно больше голосов на выборах. - Какими качествами должен обладать гражданин, чтобы эффективно участвовать в политической жизни страны?
Задание для учащихся 2 группы:
Работа с документом Федеральный закон (отрывок). А так же ст. 32. Конституции.
Познакомьтесь с выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» ответьте на вопросы и запишите в тетрадь конспект в виде схемы
1. Что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право? (стр. 55, 56 учебника)
2. В чем отличия?
3. Какого возраста должны достигнуть граждане, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право?
4. Указать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост президента?
- По каким критериям мы будем оценивать кандидатов в депутаты, президенты? Требования к кандидатам запишите в общую схему (кластер). Для этого прочитайте с. 58 учебника последний абзац.
Задание для учащихся 3 группы:
Прочитайте Федеральный закон (ст. 3-7) и ст 32 Конституции и ознакомьтесь с принципами избирательного права, выпишите их в схему и дайте объяснение каждому принципу.
Задание для учащихся 4 группы: Какова роль референдумов в политической жизни? ( стр. 59 учебника)ст. 32 Конституции РФ. Сравнить ее с выборами.
- Соотнести понятия с определениями (на интерактивной доске) и занести в кластер самые популярные термины урока и дайте им определение: выборы, референдум, голосование.
Защита работы. (Слушаем выступающих и кратко записываем себе в тетрадь схему, что в дальнейшем нам поможет при подготовке к ОГЭ)
- Ребята, вернемся к вопросу, при котором мы разошлись во мнениях в начале урока.
Каждый гражданин России может принять участие в выборах.
Этап первичного закрепления полученных знаний.
А) Решение теста в форме ОГЭ
- А сейчас проверим, как вы усвоили данную тему, для этого вам необходимо решить тест в форме огэ 5 заданий из 1 части и одно задание из второй части. На эту работу вам 7 минут.
1.(16) Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.
Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
2.(14) Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?
1) производитель 2) потребитель 3) исследователь 4) избиратель
3.(15) Согласно нашей Конституции депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право
1) косвенное 2) активное 3) равное 4) пассивное
4.(15) В стране Z прошло всеобщее голосование по вопросу изменения системы пенсионного обеспечения. Такое участие граждан в политической жизни страны называется
1) референдумом 2) выборами 3) избирательным правом
5. (21) Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) тайное голосование граждан
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона
3) голосование за кандидатов на государственные должности
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане
| |
Черты сходства | Черты отличия |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.
(По кн. К.С. Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245—247)
А сейчас проверим, как вы справились с этой работой. Ответы по первой части теста на слайде:1-3, 2-4, 3-4, 4-1, 5-1423 Проверяем и не забываем выставлять себе баллы в лист самооценки.
-На сколько частей вы разделили текст? Как можно озаглавить первую часть текста? Какая главная мысль содержится во второй части текста? О чем говорится в третьей части? Прочитать текст повторно, не пропущено ли что-то?
Б) Дискуссия.
- Во время проведения выборов многие граждане России задаются вопросом:
Голосовать или не голосовать? Сейчас каждый из вас постарается ответить на него и привести аргументы в защиту своей позиции.
Деятельность учащихся:
заполняют таблицу "Мой выбор - голосовать!"
Аргументы"за" | Аргументы "против" |
| |
- Сегодня - ты ученик, а завтра - избиратель. К своему гражданскому статусу "избиратель" надо готовиться, чтобы стать достойным его. Сознательное участие в выборах - первейший долг гражданина, который думает о своем будущем, о будущем своих детей, своей Родины; участие в выборах - проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином того, кто в день выборов отсиживается дома.
VI.Рефлексия.
Зачем на местные - выборы ходить?
Как будто там крутые претенденты
И могут они что-то изменить.
Зависит все от президента.
И что изменится, когда в глухой деревне,
Где коровы бледные мычат,
Вдруг вместо бывшей Марьи Алексеевны
Все выберут Ивана Ильича?
- Что бы вы посоветовали автору этого стихотворения?...
Следующее задание составить синквейн с использованием понятий “выборы”, “избиратель”. Для начала вспомните, что это такое. Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
VII. Записываем задание на дом: 1) всем: § 7 (31), ответить на вопросы, выучить понятия,
2) на выбор: сочинение-рассуждение «Я – будущий избиратель»;
3) на выбор: составить кроссворд по данной теме, используя не менее 8 понятий.
VIII. Итог урока. Оценки.
Сегодня на уроке вы сами себя оценивали, поэтому подсчитаем баллы и выставим оценки. Всем спасибо. Молодцы.
5