Основной этап Беседа о воде. Игра «Круговорот воды в природе!». (Слайд № 3) Стихотворение «Утро на берегу озера». Беседа об озерах (Каспийское, Байкал). Беседа о реках Физминутка (Слайд №12) Практическое задание «Разработка памяток» | Тема занятия звучит так «Голубые глаза планеты». (Слайд №1) Ребята, а что вы знаете о воде? Может какие-нибудь ее свойства? Наша планета Земля – планета воды: более занимают воды океанов, морей, озёр, рек, льдов. Облака – тоже скопления воды. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим голубой шар, так как воды на планете очень много. (Слайд №2) С игры «Круговорот воды в природе!» мы с вами начнем разговор про виды водоемов. Сейчас я вам всем раздам листочки с загадками, которые вы будите читать друг другу каждый попытается отгадать загадку другого. А начну я с себя. Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк) Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц и звёзды – В нём всё отражается. Как это зеркало называем? (Пруд, озеро) Два братца В воду глядятся, В век не сойдутся. (Берега) В тихую погоду - нет нас нигде, А ветер подует - бежим по воде. (Волны) Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (Река) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. (Роса) Говорю я брату: - Ох, с неба сыплется горох! - Вот чудак, - смеётся брат, - Твой горох ведь это. (Град) Не колючий, светло-синий По кустам развешан. (Иней) Растёт она вниз головой Не летом растёт, а зимой. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода) Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. (Болото) С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт И, о камни разбиваясь, Пеною встаёт. (Водопад) В огне не горит, В воде не тонет. (Лёд) По ней кораблики пускают, Когда уходят холода. Жаль только, мамы отпускают Туда побегать не всегда. (Лужа) Вот посмотрите, какое окружение воды. Среди густой сети бесчисленных речных потоков, бороздящих по всем направлениям поверхность земного шара, меж горных хребтов и лесов, на просторах равнин и степей – повсюду можно увидеть голубые пятна самого различного размера и формы. Это озёра, земные хранилища влаги, часть водных богатств нашей планеты. (Слайд №4) В нашей стране велик и разнообразен мир озёр! Какие озера вам известны? Замечательные ответы, у нас насчитывается около трёх миллионов больших и малых озёр. Отдых на берегу озера чудесен. Он всегда дарит радость и поднимает настроение. Я хотела бы вам зачитать стихотворение «УТРО НА БЕРЕГУ ОЗЕРА» А чтобы вы лучше понимали эту картину, представьте, что вы на берегу озера. Ясно утро. Тихо веет Тёплый ветерок; Луг, как бархат, зеленеет, В зареве восток. Окаймлённое кустами Молодых ракит, Разноцветными огнями Озеро блестит. Тишине и солнцу радо, По равнине вод Лебедей ручное стадо Медленно плывёт… И. С. Никитин Ребята, кто из вас был на озере? На каком озере вы были? (Дети по желанию рассказывают, на каком озере они были) Это хорошо, как вы думаете, плавать в озере легче или, наоборот, труднее, чем в реке или в море? Чем озёрная вода отличается от морской или речной? Так как вода в озерах пресная; нет течения в озере, как в реке. Ребята, а какое самое большое озеро на Земле? Молодцы! За его огромный размер его называют морем – Каспийское море, или Каспий. Теперь давайте поговорим о самом глубоком и чистом озере на Земле, что это за озеро? Это озеро Байкал. (Слайд №6) У этого озера всех больше имён. «Жемчужина Сибири», «Священное море», «Сибирский феномен» - как только не называют его! Богатое озеро – такое имя дали ему якуты. Золотое озеро – говорят алтайцы. Огненное озеро – зовут буряты, а у монголов в ходу наименование – Великое озеро. Ребята, а вы знаете, что и у нас в Республике Коми есть озёра? Но они необычные, они карстовые, ледниковые и т.д. Карстовое озеро - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью. Эти озёра вы можете увидеть на экране. (Слайд №7) Ям – Озеро, Синдор, Донты, это самые крупные озера РК. Теперь предлагаю поговорить о реках. С чего начинается река? Правильно, куда впадает река? Какие реки нашей страны вы знаете? Обратите внимание на экран, о какой реке пойдет речь, разгадайте ребус. (Слайд №8) Верно, речь пойдет о реке Каме. (Слайд №9) Что вы знаете об этой реке? Удивительные ответы, Кама – крупнейший левый приток Волги. Исток ее находится на Верхнекамской возвышенности, недалеко от Села Карпушата. Кама образуется от слияния 2 ручьев – Камского ключа и Быструшки. Впадает в Каспийское море. По протяженности занимает 6 место в Европе. На реке Каме построено 2 больших водохранилища – Камское и Воткинское. Как вы понимаете слово «водохранилище»? Соглашусь с вами, давайте поговорим о том, как Кама служит человеку. Чем же она нам помогает? Ответы детей: Человек отдыхает, ловит рыбу в реке, купается. Жители Прикамья очень любят отдыхать на своей любимой реке. Не так ли? Они с удовольствием катаются на моторных лодках, байдарках, серфингах. Купаются, ловят рыбу. Кто знает, какая рыба водится в нашей реке? В реке обитают стерлядь, осетр, лещ, сазан, жерех, густера, язь, судак, окунь, ерш, щука, налим и другие. (Слайд №10) В верховьях на Вишере встречаются таймень, хариус. Посмотрите на экран, под какой цифрой находится лещ? Щука? Окунь? Судак? (Слайд №11) Ребята, кто из вас хоть раз ходил на рыбалку? Какую рыбу вы ловили? Это хорошо, сейчас мы тоже отправимся на рыбалку. Вам нужно поймать рыбу. Но только складывать будете в 2 ведра. В 1 ведро речную рыбу, во 2 ведро – морскую. На слайде изображены 2 ведра и подписано – речная и морская,а также расположены названия рыб: камбала, ерш, треска, щука, горбуша, минтай, карась, окунь. (Дети делятся на две команды и в режиме игры-эстафеты распределяют рыбу на две группы: речную и морскую). Замечательно сходили. Теперь, давайте обобщим, все то, что дает нам Кама – река. Происходят перевозки грузов, пассажиров. Место отдыха. Ловят рыбу. На Каме 2 водохранилища. Что же нужно делать, чтобы река Кама и дальше служила человеку? Вы правы! Что случится, если исчезнет вся вода на Земле? Вот чтобы этого не случилось, я вам предлагаю разработать памятки под названием «Берегите воду». Это индивидуальная работа. Каждому выдается лист бумаги, на котором ваша задача заключается написать в первую очередь заголовок «Берегите воду!», затем сами правила по использованию воды. Так вот для примера: Граждане, пожалуйста, закрывайте кран и т. д. Чтобы ваши памятки были яркими, можете сопроводить их рисунками. После завершения работы, зачитаем их по желанию, а в конце занятия, организуем выставку ваших работ. (Дети разрабатывают памятки, затем идет их просмотр и обсуждение). | Ответ детей – это источник жизни, из нее состоят реки, моря, озера и т. д. Ответы детей: Байкал, Ладожское и Онежское озёра и т. д. Ответы детей: Я был (а). Ответы детей: Легче. Ответы детей: В озере вода пресная. Ответы детей: Каспийское озеро. (Слайд №5) Ответы детей: Байкал. Ответы детей: С ручейка, с озера Ответы детей: В океаны, в моря. Ответы детей: Волга, Енисей, Лена, Иртыш, Дон, Кама, Обь. Ответы детей: Кама. Ответы детей: Кама-приток Волги, река, которая протекает у нас в Перми. В ней много обитает рыбы. Ответы детей: Искусственный водоем для хранения воды или регулирование запасов воды. Ответы детей: Окунь, лещ, судак и т. д. Ответы детей: Окунь, налим, жерех. Ответы детей: Развито судоходство, сплавляют лес. Ответы детей: Нужно заботиться о реке, не загрязнять ее. Ответы детей: Исчезнет и Земля, так как без воды не будет жизни. |