СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гордость нашего края - Габдельджаббар Кандалый

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание истории малой родины и людей, прославивших её, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков. положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.

Просмотр содержимого документа
«Гордость нашего края - Габдельджаббар Кандалый»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Салмановская средняя школа Ульяновского района Ульяновской области



II межрегиональная научно-исследовательская конференция педагогических работников «Чтения имени Замала Валиди», посвящённая 135 - летию со дня рождения великого татарского просветителя







Исследовательская работа

Гордость нашего края – Габдельджаббар Кандалый













Фаткуллина Гулия Заудатовна,

учитель начальных классов



2022год

Содержание

1.Введение

Обоснование выбора темы исследования……………………2с.

Цель, задачи исследования……………………………………2с.

Объект, предмет исследования………………………………..2с.

Гипотеза исследования………………………………………..2с.

Методы исследования………………………………………….2с.

2. Теоретическая часть

История родного края………………………………………. 2-3с.

Биография Г.Кандалый………………………………………3-4с.

Творчество……………………………………………………4-5с.

3. Заключение…………………………………………………………6-7с.

4. Литература………………………………………………………… 7с.























Введение.

В каждой области, городе или селе имеются знаменитые писатели, поэты, артисты, художники, о которых хочется рассказать всем. Моя исследовательская работа «Гордость нашего края – Габдельджаббар Кандалый» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о человеке, который вошел в историю татарской литературы как первый поэт-лирик, воспевший любовь к женщине.

Современные школьники мало читают книг, а особенно стихи. Поэтому цель моей работы заключается в том, чтобы показать жизненный и творческий путь поэта Габдельбжаббар Кандалый. Данную тему я взяла еще и потому, что хотела донести до своих учеников всю красоту поэзии, ее простоту и искренность. Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

  1. Собрать информационные материалы, архивные материалы о жизни и творчестве Г.Кандалый.

  2. Проанализировать различные виды источников информации по теме.

  3. Систематизировать накопленный материал и составить презентацию.

Объект исследования:  национальные особенности творчества Г.Кандалый.

Гипотеза моей работы. Знание истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.

Методы исследования:

-анализ литературы, информации в интернете;

-обработка полученных результатов.


Основная часть.

История предков всегда любопытна

для того, кто

достоин иметь Отечество.

Н.М. Карамзин.

На Востоке есть поговорка: «О своих корнях не знает только пересохший в пустыне ручей». Народы – как реки: они живут, пока сохраняют память о прошлом. Пока истоки рек многоводны, народ остается единым целым, у которого есть будущее, - только пока люди помнят своё прошлое и осознают себя звеном цепи чередующихся поколений. Забвение истории, отход от традиций и попытка забыть или изменить прошлое в угоду светлому будущему означает распад и гибель нации. Память о прошлом никогда не покидала татар, всегда была отличительной чертой нашего народа. «Кто мы!», «Откуда мы?» - эти вопросы преследуют нас с детства и не оставляют до самого конца жизни. Правильный ответ на эти вопросы делает тебя сильным и уверенным в себе и своём будущем. Забывая о своём прошлом, о своём роде, становится человеком без роду и племени, степным перекати – поле, без корней и без опоры в жизни. Человек, не знающий истории своего народа, своей страны, родного края, подобен человеку, потерявшему память. Я знаю, что татары являются народом с длительной и весьма бурной историей. Татарский народ не просто существовал и выживал, а играл и продолжает играть в истории отнюдь не последнюю роль. Изучив учебники по истории, краеведению, я узнала, что на территории современной Ульяновской области татары появились давно. Когда-то эти земли входили в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и населялись предками татар. Со второй половины XVI века сюда начали переселяться служилые татары с территории современной Нижегородской области и Мордовии. Татары Ульяновской области, в основном так называемые татары-мишаре, являются прямыми потомками булгар. Многие географические названия области сохраняют корни булгаро-тюркской топонимики. Однако нынешние татарские поселения стали возникать в конце XVI века, т.е. после завоевания Казани и падения Казанского ханства.

В Ульяновской области жили и живут много известных татарских деятелей, оставившие заметный след в науке, литературе и искусстве. Старшему поколению (нашим бабушкам -дедушкам) широко известны имена поэтов Габделжаббара Кандалый, Сагита Сюнчали, писателя и литературоведа Ибрагима Нуруллина, Сахаба Урайского, татарского поэта, журналиста и переводчика. Вафа Бахтияров, ставший впоследствии редактором татарской газеты «Эль-Ислях», на страницах которой печатался в свое время Габдулла Тукай.

Мне было интересно, что же знают мои подопечные о знаменитых людях татарского народа Симбирского - Ульяновского края. Да, они назвали много имён и фамилий (современных), но никто не смог назвать Кул Гали, Г.Кандалый, Ш.Марджани. Значит, тема моей исследовательской работы выбрана правильно. Свою деятельность начала со сбора информации. Я пользовалась литературой из библиотек, а также интернет - ресурсами. Вот что интересного узнала про этого человека, хочу поделиться с вами.

Из интернета узнала, что Габдельджаббар  Кандалый - выдающийся татарский поэт XIX века, заложивший основы татарского литературного языка, родился 15 ноября 1797 года в деревне Старый Кандал Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне с. Ертуганово Старомайнского района Ульяновской области). Отец был потомственный мулла. В своей округе Габдельмаджит Аль-Булгари был известным человеком. У него были свои прогрессивные взгляды. Кандалый первое начальное образование получил у своего отца, затем в течение 17 лет обучался в разных медресе: Казанского, Тетюшского уездов Казанской губернии и Ставропольского уезда Самарской губернии, в медресе деревень Кульбаево – Мараса, Курманаево Чистопольского уезда. Большое внимание уделял изучению филологических дисциплин, в особенности, арабистики, теории и истории восточной поэзии, стремился к знаниям, обладал способностями к изучению языков. Будучи учеником уже привлекался к преподаванию арабского языка на младших курсах медресе. В 1824 году получил право на занятие духовной деятельностью. Кандалый, вернувшись на родину, служил имам-хатыбом в мечети. После смерти отца, в 1840 году из-за конфликта с сельчанами, собрание общины поставило вопрос о лишении Кандалый духовного сана. Но не все односельчане были согласны этим. Кандалый был человеком гордым, и он отказался от должности. Но в ответ он написал юмористическое четверостишие:

Кусагыз да һич уфтанмам,

Язуымнан да тукталмам,

Котылмассыз барыбер сез,

Әле болай гына калмам.

Начиная с 1843 года, он возглавил организованную его единомышленниками вторую махаллю (приход). Через пять лет мусульманскими властями в его махаллю был назначен новый имам и мударрис. Ему опять пришлось уйти от дел, и он не смог больше влиять на жителей махалли. По воспоминаниям односельчан, поэт был среднего роста, худощавого телосложения, подвижный, упрямый, дерзкий и остроумный. Может это и повлияло на плохое отношение с односельчанами. Около двух лет он провел в заключении. В 1848-1849 годах сына Садретдина забирают на 25 лет на службу. Этот разрыв с сыном окончательно повлияло на здоровье Кандалый. Поэт скончался в 1860 году и был похоронен в родном селе Ертуганово Старомайнского района Ульяновской области.

Габдельджаббар Кандалый был весьма разносторонней личностью и образованным человеком своего времени. В то время в медресе изучали арабский и персидский языки. Поэт на этом только не останавливался, самостоятельно изучил русский, мордовский, чувашский языки, занимался духовной и стихотворческой деятельностью. К тому времени занимался пчеловодством, умел варить мыло, класть печи, чинить замки, переплетать книги. Про него говорили, что руки золотые.

Во время учебы в медресе ему пришлось заниматься сочинительством, переводами. В этот период Г.Кандалый написал большую поэму «Наставление на истинный путь» состоящую из 28 глав и поэму «Жизнь Ибрагима Адгама». Язык произведений Габдельджаббара Кандалый начального периода отличается сложностью и архаичностью, содержит многочисленные арабо-персидские, чагатайские лексические и морфологические элементы. В творчестве позднего периода поэт сделал резкий поворот к общенародному языку. В его поэзию вошли слова из живой татарской речи, образцы народного творчества - песни, пословицы, поговорки, фразеологические обороты, отрывки из эпических произведений. В то время не было татарских типографий, поэтому его произведения поэта распространялись в рукописном виде. Первые типографии появились в симбирских краях в 1855годах. Вот тогда и произведения поэта начали появляться в разных литературных хрестоматиях и сборниках стихов, но без указания имени автора. В 1859 году в печати появились первые 8 строк поэта, включенные в книгу С. Кукляшева «Диване хикэяте татар» («Сборник татарских рассказов») без указания имени автора. В 1881 вышла книга «Мэгъшукнамэ» («Книга влюбленных), составленная в основном из стихов поэта, но вновь без указания автора. Первый человек, который обратил внимание на его творчество, это – Каюм Насыри. Он первый раз имя Габдельджаббар Кандалыя указал в своей книге "Фәвакиhел җөласә". В книгу вошли свыше 1 тысячи строк поэта. Но не все произведения дошли до наших времён, многие были утрачены в годы революции 1917 года.
В 1920 годы Академическим центром Наркомата просвещения ТАССР ставится задача изучения и систематизации творческого наследия Кандалый. Однако только в 1960 году выходит первый сборник стихотворений поэта под редакцией Х.У. Усманова ("Шигырьлэр" - "Стихотворения"). Наиболее полное издание произведений Кандалый, снабженное объемной научно-исследовательской частью, было подготовлено М.А. Усмановым ("Шигырьлэр хэм поэмалар" - 1988). В 1999 г. отдельной книгой была издана поэма "Сахибджамал". Габдельджаббар Кандалый своей поэзией, следуя многовековым традициям и одновременно творчески видоизменяя их, достиг больших высот в искусстве слова, внес достойный вклад в татарскую литературу. Он вошел в историю как первый поэт-лирик, воспевший любовь к женщине. В своих стихах открыто писал о бесправии женщин, тяжелый труд крестьян, высмеивал невежественное духовенство, сочинял сатирические стихи. Возрождая в своей любовной лирике лучшие древние поэтические традиции и образы, Г. Кандалый сделал первые шаги к сближению их с национально-фольклорными элементами. Особенно плодотворным оказалось обращение Кандалыя к песенным истокам. Стихи подобно баитам, песням и сказаниям широко распространялись среди народа. Решительно порывая с суфистской традицией, где идеал прекрасного связывался со Всевышним и с мифическими образами, Г. Кандалый воспевал в своих стихах обыкновенных зеиных красавиц. Это говорит о том, что поэт понимал природу прекрасного. Г.Кандалый возродил и обогатил те прогрессивные зачатки татарской поэзии, которые в силу обстоятельств до него оставались в тени. Особенно отчетливо проявилась эта новаторская тенденция в зрелых и наиболее крупных сочинениях поэта, таких, как "Фархисорур", "Фатыма", "Бадига" и "К Сахибжамал". Они имеют вполне реальную основу, посвящены современницам поэта, а некоторые ("Фахрисорур", "К Сахибжамал") и автобиографичны. Девушки у Г. Кандалыя - обладательницы физического очарования и прелести, достойные поклонения:
Лишь за тебя молился я, молясь, с тобою слился я.
Свою молитву и мольбу облечь в стихи решился я.
О, редкой красоты кристалл, любовь моя, Сахибжамал!

Если в средневековой поэзии женщина предстает лишь как объект любовного восхищения, она лишена не только биографии, но и индивидуальной примечательности, то у Кандалыя - это реальная женщина, чаще всего с трагической земной судьбой. Таковы Фахрисорур из деревни Бурнай, Сахибжамал из деревни Парау или Джамиля из стихотворения "Как черная рабыня". Но поэт не мог еще уяснить социальные причины безрадостной жизни женщины. По его мнению, человеческую духовную красоту прежде всего определяет просвещенность. Вот почему он советует девушкам связать свою судьбу с разумным, просвещенным муллой, избегать "темных, невежественных, неряшливых" мужиков. Поэт склонен упрекать мужика в том, что последний не способен, не может по-настоящему любить свою жену. Г. Кандалый как художник объективно и без прикрас изобразил жизнь угнетенных масс. Поэт был уверен в том, что женщина-мать, на которой лежит долг по воспитанию подрастающего поколения, должна сама прежде всего быть просвещенной.

В последние годы жизни в своей поэзии Кандалый все больше обращается к размышлениям о жизни, человеческой судьбе. Его оптимистичные, жизнерадостные стихи меняются на глубоко лиричные, пронизанные печалью. Но даже самые пессимистичные мотивы и размышления поэта лишены риторичности, отвлеченности и рассудочности. Все они согреты живым теплом его сердца:

"Мои эти охи-вздохи минули семь небес,

согнула меня тоска-одиночество,

о Боже, дай мне терпение!" (подстр. перевод).

В нашей области помнят и чтят память выдающегося земляка. Г. Кандалый занесён в галерею знаменитых уроженцев Симбирско‑Ульяновского края. Могила Г. Кандалыя в 1999 году отнесена к выявленным объектам культурного наследия Старомайнского района. В 2007 году в Ертуганово состоялся первый фестиваль имени Г. Кандалыя. Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия учредила ежегодную литературную премию имени Габделжаббара  Кандалыя.

Заключение

Во время исследования я узнала много интересной и полезной информации. Изучая историю Ульяновской области, знакомилась замечательными людьми. Герои бывают не только во время военных действий. Габдельджаббар Кандалый - герой своего времени. Он был первым человеком, который смог в своих произведениях воспеть любовь к женщине в то время.. После изучения литературы и составления презентации, я провела внеклассное мероприятие, где рассказала о нелёгкой судьбе и об интересном творчестве Г.Кандалый. Я думаю, что каждый человек должен уважительно относиться к истории родного края и научиться хранить память о земляках. Только изучая историю мы сможем найти дорогу добру, милосердию, справедливости, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Литература

1. Ахунов A.M. Кандалый Г.// Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006

2.Аблязов К.А.Историческая судьба татар. От племени к нации. В 2т / Саратов: Научная книга, 2012

3.Усманов М.Г. Татарские исторические источники XVI-XVIII вв / М. Г. Усманов Казань: Изд-во Казанского ун-та. -1979

4.Юсупова A.M. Некоторые семантические особенности тюрко-татарской лексики в поэзии Г. Кандалый / A.M. Юсупова // Татарский язык: Лексическая и грамматическая семантика. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984

5. Юсупова A.M. Роль Г. Кандалый в развитии татарского литературного языка XIX века (Лексика и фразеология). Автореферат. кандидата филологических наук / A.M. Юсупова. - Уфа, 1985

6. Госман X. Кандалыйнын яна табылган эсэрлэре / X. Госман // Совет эдэбияты. 1960. - №5