СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Горнолыжный детский сад или когда ставить малышей на лыжи

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической работе предложен комплекс упражнений для обучения горным лыжам  детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Горнолыжный детский сад или когда ставить малышей на лыжи»

Методическая работа

Горнолыжный детский сад или когда ставить малышей на лыжи.

Тот, кто видел малышей-горнолыжников, с необыкновенной легкостью выписывающих на снегу замысловатые фигуры, невольно ловил себя на мысли: не поздновато ли у нас начинают готовить юных спортсменов - смену нынешним чемпионам? Наши спортивные школы обычно принимают детей с 7-9-летнего возраста, иногда раньше. Какой же возраст наиболее перспективен для роста юного спортсмена? К сожалению, в горнолыжном спорте еще нет научно обоснованных рекомендаций по этим вопросам. Поэтому я решил провести эксперимент, основываясь на анализе литературы ведущих специалистов в этой области.

Малыши 4-6 лет самый благодатный контингент для тренера, и конечно самый трудный. Отсутствие устойчивых отрицательных навыков, свежесть восприятия детей этого возраста, дают тренеру большие возможности при обучении их горнолыжной технике.

Эксперимент был проведен с двумя группами детей 4-6 лет и 7-9 лет. Количество тренировочных занятий было одинаково для всех групп. Различие состояло в методике обучения. Дети 7-9 лет занимались по общепринятой программе обучения, а для детей 4-6 летнего возраста была применена мной разработанная методика. Зимний сезон показал, что малыши добились, по крайней мере, не меньше успеха в обучении, чем их старшие сверстники. Следовательно, обучение малышей горнолыжному спорту вполне реальная вещь, конечно с участием родителей, которые должны оказывать помощь тренеру: обувать, застегивать крепления и выводить к месту занятия.

Существует мнение, что в результате ранних занятий ребенку надоест кататься на лыжах, наступит морально-психологическая опустошенность, наконец, возможны травмы. Что касается травм, то за пять лет моей работы с группами у малышей не было ни одной травмы (в основном ушибы). Ну, а опустошенность - это скорее категория, относящаяся к сфере воспитания спортсмена. Ведь могут представители фигурного катания и гимнастики, где сложностей морально-психологического плана не меньше (если не больше), воспитывать человека с твердым характером. И там не боятся начинать раннее обучение, зная, что оно обернется высшим мастерством уже в юном возрасте. Почему же мы должны этого боятся?

Если рассмотреть воздействие нагрузок на организм юного спортсмена, то они столь малы, что для лучшего и всестороннего развития ребенка необходимы дополнительные занятия в зале (спортивные игры, элементы акробатики, гимнастики, упражнения на укрепления мышц плечевого пояса, ног и голеностопов).

Итак, чему же обучать малышей на лыжах? Как и всюду, при определение того, что можно и чего нельзя, выручает общепризнанный принцип-постепенный переход от простого к сложному.

Первый этап

Занятие 1-6

Обучение должно начинаться без палок, чтобы все внимание было уделено лыжам. Самое простое для детей - это прямой спуск по ровному, пологому склону. Подавляющее большинство детей осваивают прямой спуск на скорости 10-15 км/ч буквально с первых часов занятий. Важно удачно подобрать склон. Он должен быть широким и ровным. На нем никто не должен кататься по траектории, отличной от заданной. Это отвлекает детей, «разбрасывает» их внимание. Неплохо иметь одного или двух демонстраторов из числа ребят, катающихся лучше данной группы.

Дети с интересом занимаются, если каждый раз предлагать им то, чего они до сих пор не делали, например: упражнение «шалашики» в прямом спуске, «восьмерка», «костер», сбор флажков, и другие. Это помогает ребенку лучше «почувствовать» лыжи и научится управлять ими. Важно не нарушать принципа постепенности. Так, на первом занятии можно разрешить подниматься на 20 м, затем на 25 м, затем на 30 и т.д. Если дети спускаются неуверенно, начинают тормозить плугом, необходимо уменьшить высоту подъема или выбрать более пологий склон.

Еще одна рекомендация-крутизна склона должна быть такой, чтобы при торможении плугом, ребенок попросту не мог двигаться вперед, а сразу останавливался. Разумеется, дети должны уметь спускаться плугом. Например, чтобы подъехать к стартовому флажку и развернуться лицом вниз по склону, они многократно тормозят и разворачиваются плугом, но они уже знают, что это «не настоящий» спуск, а лишь подготовка к нему.

Занятие 7-12

Возможно, уже на первых занятиях некоторые дети научились в конце спуска поворачивать. Отметив, по какой траектории удобнее делать поворот, надо поставить направляющие ворота, которые позволят всем поворачивать на одном месте. Скоро в этом месте образуется направляющий желоб, он и будет помогать поворачивать тем, кто еще «не почувствовал» лыжи.

Если и этим способом не удается научить малыша поворачивать, нужно применить следующее упражнение: тренер удерживает ребенка в движении с помощью пластмассовой древки и отрабатывает с ним поворот. Это дает малышу правильно почувствовать работу рук, ног, и других частей тела.

Легче всего детям удается поворот на скорости с подачей колена внешней лыжи внутрь поворота. Образно говоря, ребенок во время поворота стоит на внутренней ноге, а внешней поворачивает. Детские лыжи имеют достаточно узкую талию и при наклоне колена внешней ноги внутрь поворота, легко идут по дуге в резаном скольжении. Разумеется, необходимо отработать как левый, так и правый поворот.

Занятие 13-18

С дальнейшим увеличением набора высоты возрастает скорость при повороте, а вместе с ней значение опоры на внешнюю лыжу. На этом надо сконцентрировать их внимание, это касается и положения рук. Внутренняя рука вынесена слегка вперед, внешняя балансирует как стабилизатор равновесия. Желательно выбрать место для поворота на небольшом бугре. В таком случае, при наезде на бугор, после прохождения его вершины возникает естественная разгрузка лыж, что облегчает поворот.

Здесь, и в дальнейшем, следует настойчиво напоминать детям о подаче вперед-внутрь колена внешней ноги и о большем давлении на внешнюю лыжу. Стремление больше загрузить внешнюю лыжу вызывает отклонение плеч наружу поворота, а таза внутрь.

Так вырабатываются основы стойки в повороте. Если дети достаточно уверенно выполняют одиночный поворот, то можно ставить 3-4 ворот. Ворота должны быть незначительно разнесены в стороны при довольно большом расстоянии между ними. Особое внимание нужно обратить на то, что ворота - направляющий фактор, облегчающий выбор пути спуска. Таким образом, сначала траектория спуска мало отличается от прямой линии, затем постоянно увеличивая крутизну разнесения ворот в стороны, я увеличиваю крутизну поворота и соответственно, помогаю ребенку больше почувствовать роль наклона внешней ноги внутрь поворота. Многие дети в это время начинают «чувствовать» роль углового сгибания в повороте и довольно хорошо выполняют резаный поворот с подачей таза внутрь дуги поворота. Обучив такому повороту детей, я убедился, что он самый простой для маленьких горнолыжников.

Занятие 19-24

Теперь уже можно учить детей естественной остановке, сначала после бугра на пологом месте, а затем и на пологом склоне. Когда они освоят это, можно завозить их на подъемнике выше обычного и делать с ними последовательные однократные остановки вправо и влево.

Следует постоянно обращать внимание детей на сгибание-разгибание перед «бракажем», используя на первом этапе для усвоения разгрузки отлогие бугры. Как только дети научились останавливаться в любом месте и на довольно большой скорости (к этому тоже надо идти постепенно), первый этап обучения можно считать законченным.

Второй этап

Занятие 1-6

Сейчас, когда дети уже уверенно чувствуют себя на скорости 20-30 км/ч, необходимо приступать к повторению пройденного на качественно новой основе - небольшой скорости (за счет большей высоты подъема), и по бугристому рельефу. Можно заметить, что дети, не боящиеся скорости, везде стараются подпрыгнуть, используя любые бугорки. Надо предложить им проехать через довольно большой бугор так, чтобы их не подбросило, т.е. обработать его, что удается не сразу. После достаточно уверенного прохождения бугра, можно увеличивать высоту и количество бугров. Когда все дети освоят этот элемент, можно перейти к обратному прыжку с небольшого бугра с постепенным усложнением за счет увеличения скорости спуска.

Все спуски кончаются поворотом и остановкой в различном месте, что облегчает ориентировку.

Занятие 7-12

Тренировки на бугристом рельефе приучают детей к ощущениям частичной «утери веса» и «сверхдавления». После таких занятий можно переходить к изучению резаного поворота с разгибанием между поворотами (имеется ввиду частичное разгибание). Надо предложить детям длинный поворот с продолжительным сгибанием. После усвоения такого поворота, следует поставить 2-3 ворот и сконцентрировать внимание обучаемых на чередовании углового сгибания воротах с разгибанием между воротами. Поскольку дети склонны утрировать все движения, надо следить, чтобы они не разгибались в полный рост, а сохраняли полусогнутое положение.

Занятие 13-18

В дальнейшем можно идти по пути увеличения количества ворот на заданном отрезке пути. Опасно увлекаться высотой подъема: дети забывчивы, порой они могут ехать скоростным спуском там, где нужно проехать поворотами. Дальнейшее обучение нужно вести за счет более плотной и разнообразной постановки ворот на одном и том же отрезке трассы. Например, на отрезке 50м количество ворот надо увеличить с 5 до 10 ворот, а затем научить детей делать еще более крутые повороты за счет разнесения ворот в разные стороны. Еще позже надо начинать чередовать раскрытые и закрытые участки трассы. Это позволит увеличить «запас прочности» юного горнолыжника, создает предпосылки для перехода на более сложные, крутые трассы.

Занятие 19-24

Еще раз, проверив способность детей останавливаться в любом месте склона или в любых воротах трассы естественным «бракажем», можно попробовать вывести детей выше по склону и поставить закрытую трассу. Пройти эту трассу надо сначала с остановками в каждых воротах, а затем через 3-4 ворот. Дети, которые не могут останавливаться в любом месте склона, а переходят на прямой спуск, надо не пускать высоко наверх: они могут растеряться и поехать прямо. Тогда таких детей придется учить поворотам из упора. На крутом месте склона самое лучшее упражнение -косые спуски с комбинированными поворотами из упора в конце спуска. Более смелые дети в подобных условиях делают поворот с «широкой лыжи», не ставя ногу под углом к движению что, разумеется, надо развивать и поощрять. Дети, освоившие такой поворот, становятся демонстраторами, своим примером показывая, как правильно выполнять упражнение.

Следует особо отметить, что прохождение длинных трасс без разметки значительно увеличивает опасность перехода детей на прямой спуск, ибо дети не чувствуют опасности и могут перейти от поворотов к скоростному спуску. Хорошо, если внизу подготовленный выкат-нет бугров и ям. Если же выкат плохой, тогда возможен печальный исход. Поэтому обязательное условие занятий с малышами - разметка склона.

Итак, дети научились спускаться с большой горы поворотами вниз. Нельзя увлекаться слишком большими горами. Чаще надо возвращаться, особенно в начале тренировочного занятия в «лягушатник» со 100-150 метровым подъемом, где дети будут спускаться свободно и раскованно. Ставя перед детьми все более сложные трассы с частыми поворотами, обучая косым спускам, соскальзыванием, поворотам под снос, тем самым увеличивается разнообразие их движений на лыжах. Тренировочный процесс должен проходить, естественно, без долгих и нудных объяснений, методом показа и игры. В занятиях больше всего надо бояться единообразия. Детям быстро надоедает одно и тоже. За тренировку они должны «проходить» прямые и косые спуски, небольшие трассы, прыгать с бугров, проехать через «шалашики» и все это в форме игровых упражнений. Например, обучение коньковому шагу возможно с помощью игр «У медведя во бору», «День и ночь», «Гуси-лебеди» и др. Это придаст тренировке веселый, непринужденный характер. Не следует выделять сильнейших. При отсчете времени надо всем детям говорить, что они прошли трассу хорошо. Основной принцип тренировки с малышами - не тормозить. Если ребенок тормозит, значит ему страшно, следовательно, он должен ехать с меньшей высоты, иначе разовьет вредную привычку к плугу или упору.

Соревнования – любимое занятие детей. Организовывать соревнования для маленьких спортсменов совсем не просто. Большую помощь в этом деле могут оказать старшие ребята и родители. Соревнования можно проводить на различных трассах, на выполнение того или иного технического элемента, парной гонки и т.д. Необходимо обязательно организовывать награждение всех без исключения участников соревнований. Лишь значительно позже дети поймут закономерность награды победителей, а на этом этапе участие для них уже победа.

Ранняя специализация, раннее обучение горнолыжной технике - это только один из путей поиска, с помощью которых можно вывести наш горнолыжный спорт на высокий уровень. И от этого пути не следует отказываться.