Название предмета: География
Класс:9
УМК: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География: учебник для 9 класса. — М.: Русское слово, 2014.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Городская форма расселения.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1час
Место урока в системе уроков раздела «Население России»: 5/9
Цель урока: сформировать понятие «урбанизация», «агломерация», «мегаполис», «уровень урбанизации», «темп урбанизации», рассмотреть классификацию городов и их функции.
Задачи урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
-выявлять и называть особенности городского расселения в России;
-определять причины, влияющие на городское расселение.
развивающие:
– развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
– развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;
-развивать умение читать тематические карты, проводить анализ содержания картографических источников, наносить на карту географические объекты.
воспитывающие:
-формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах;
-воспитание любознательности, потребности больше узнать о своей страны.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о сущности и разнообразии, видах и причинах городского расселения населения;
метапредметные – находить достоверные сведения в источниках географической информации для формулировки выводов;
личностные – представление о формировании расселения населения на территории России.
Техническое обеспечение урока:
1.Компьютерный класс;
2. Презентация к уроку.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Карточки (см приложение)
Содержание урока:
I.Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
II.Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа учащихся (приложение1).
III.Актуализация знаний.
Ребята, прослушайте текс:
До наших дней в Москве сохранились здания и постройки многих столетий. Известен на весь мир Большой театр. Москва богата парками и музеями, театрами и художественными галереями. Это центр культурной и экономической жизни России. Здесь размещаются известнейшие российские институты и университеты, правления многих банков, крупных российских фирм, представительства иностранных компаний. Также Москва является центром политической жизни. Сегодня Москва – это современный европейский мегаполис с многомилионным населением. Он стремительно развивается. Здесь наиболее развиты такие отрасли, как машиностроение, газо- и нефтепереработка. Также достаточно стремительно растет фармацевтическая и пищевая промышленность. На территории Москвы работают крупные заводы и фабрики, есть множество гаражей, складов и различных баз, инженерные и научные центры. Стоит отметить, что столица является крупнейшим транспортным узлом.
-О какой форме расселения идет речь?
-Если бы в тексте не прозвучало слово «город», по каким признакам было бы понятно, что это городская форма расселения?
IV.Формулирование темы и целей урока.
-Осваивая и заселяя какую-либо территорию, люди формируют ту или иную систему населенных пунктов. В данном случае – городскую.
-Сформулируйте вопросы которые необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть данную тему.
V.Изучение нового материала.
-Современные ученые считают, что города возникли на торговле и обмене, на производстве, на управлении районами и странами, т.е. на внешних силах. Сельская местность хранит традиции, а город – распространяет новое.
В разных странах определение городов и сел различны. Рассмотрим понятие «городское население» для России.
-Какие населенные пункты в России называются городами?
Учащиеся записывают определение понятия «город» (слайд).
-Классификация городов по различным признакам (запись в тетрадь) - слайды:
1)по людности;
2)по функциям;
3)по возрасту;
4)ЭГП;
5) по месту в системе расселения.
-Познакомимся с новыми терминами,характеризующими городское население - «урбанизация», «уровень урбанизации», «темп урбанизации» - запись в тетрадь (слайд)
Задание:
Используя карты атласа, приведите примеры малых, средних, больших, крупнейших городов и городов- миллионеров. Приведите по 2-3 примера:
-промышленных центров;
-транспортных центров;
-городов – курортов;
-наукоградов;
-туристических центров.
Запись определения в тетрадь «агломерация», «мегаполис» (слайд).
Задание:
-Используя карты атласа и учебник, приведите примеры агломераций и мегаполисов в России.
-Назовите плюсы и минусы городской жизни.
-Отгадайте загадки о городах (Орел, Грозный, Воронеж).
VI.Практическая работа.
Учитель организует индивидуальную работу, направляет на практическую деятельность.
-Мы с вами живем в Оренбургской области, необходимо определить соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Оренбургской области.Сравнить эти данные с показателями по России. Сделать выводы (приложение 2).
VII.Закрепление материала.
Выполняют задание в рабочей тетради с.70 №1,2.
VIII.Домашнее задание.
§13; вопросы с.88
IX.Итоги урока, рефлексия.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.
- Вам было легко выполнять задания или возникли трудности?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
X.Подведение итогов урока.
Подсчет баллов, выставление оценок (приложение 3).
Урок был очень плодотворным, успели много сделать и узнать. Мне было очень приятно с Вами работать. Спасибо за урок.
Приложение 1
1.В каком из перечисленных регионов России доля сельского населения наибольшая?
1) Камчатский край
2) Ростовская область
3) Мурманская область
4) Республика Карелия
2.Станица является наиболее характерным типом сельского поселения в:
1)Тюменской области
2)Ленинградской области
3)Ставропольской области
4)Оренбургской области
3.Аулы является наиболее характерным типом сельского поселения в:
1)Красноярском крае
2)Магаданской области
3)Республика Коми
4)Чеченская республика
2.
Площадь территории и численность населения отдельных регионов РФ
Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 г. наблюдалось снижение численности сельского населения.
1) Республика Коми
2) Чувашская Республика
3) Кабардино-Балкарская Республика
4) Владимирская область
Приложение 2
Практическая работа
Тема: «Определение соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Оренбургской области».
Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать и делать выводы.
Ход работы
Показатели | Россия | Оренбургская область |
Численность населения (млн.чел) | | |
Площадь территории(тыс.кв.км) | | |
Плотность населения (чел/кв.км) | | |
Доля городского населения (%) | | |
Доля сельского населения (%) | | |
Естественный прирост | | |
1.Используя карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, сравните демографические показатели для России и Оренбургской области. Данные занесите в таблицу.
Сравните показатели, объясните различия.
Дополнительный материал:
Площадь территории Оренбургской области – 124 тыс. кв. км
Численность населения Оренбургской области –1 994 762 человека
Численность городского населения Оренбургской области – 562 569 человек
Рождаемость в Оренбургской области – 14.6 чел. на 1000 чел. населения
Смертность в Оренбургской области – 14,2 чел. на 1000 чел. населения
2.Пользуясь картами атласа определить местоположение городов миллионерови отметить их в контурной карте.
Приложение 3
Лист самооценки учащегося _______________________________
№ | Дата | Тема урока | Баллы | Оценка |
1 | | | | | | | | | | | | | |