ГОРОДСКАЯ ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА
КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ.
Социальные инициативы.
Преподаватель МБОУ ДОД
«Детская художественная школа №1»
Халявинская А. В.
Роль искусства в жизни человека и изобразительного искусства в частности, поскольку речь идет о художественной школе, и силе его воздействия на личность и на общество в целом, уже достаточно широко рассмотрена в отдельных научных дисциплинах. Познавательное, воспитательное, побуждающее начало изобразительного искусства, а также его роль в коммуникативной функции достаточно высоко оценена мировыми педагогическими подходами.
Роль художественной культуры и её влияние на человека в процессе формирования и трансформации личности очень сложна, многогранна и многозначна. Это исходит из самой сущности «искусства», его знаковости и личностной эмоциональности.
Искусство способно преобразовывать личность при столкновении с ним, глубинно влияя на сознание, что особенно важно в художественно-педагогическом процессе. Л. С. Выгодский в работе «Психология искусства» определяет его «как важнейшее средоточение всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» (Выгодский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.-с. 250).
Передовые учителя, использую данное понимание искусства в целях нравственного, эстетического и умственного воспитания детей при построении своих авторских программ по предмету «История искусства».
Эстетическое воспитание в развитии личности занимает большое место. Счастливые минуты постижения прекрасного бывают у каждого человека, а у ребенка и подростка тем более. В эти минуты он растёт и взрослеет, формируется его духовный облик.
Если у младших школьников велико стремление к деятельности в области художественного творчества, то подростки в период социального становления и собственной культурной адаптации менее открыты для прямого художественного восприятия.
Современная социокультурная задача современного подростка, возлагаемая на него родителями и постмодернистской культурной парадигмой заключается в достижении успеха определенного культурного ранжирования. Обычно, когда данный успех не достигается, то вызывает серьезные эмоциональные и психологические переживания.
Исходя из вышесказанного, следует уделять внимание к любому проявлению подростком интереса к какому-то виду художественной деятельности обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей нужно поощрять, всячески стимулировать развитие их наклонностей. Здесь важно вовремя подобрать занятие не только по вкусу, но и в соответствии с возможностями и способностями детей.
История искусств является специфическим предметом для художественной школы, на котором, в гармоничном прочтении художественного образования, должна базироваться вся система знаний по данному профилю. Сложность обучения теоретическому предмету заключается в его гуманитарной особенности к слиянию в общую науку. Постижение истории искусств не возможно без хотя бы общей базовой подготовки по истории и литературе. Очень часто, к сожалению, приходится сталкиваться с негативным отношениям к данным наукам в школьном русле или с простым незнанием их. Здесь задача истории искусств еще больше усложняется, так как накладывается дополнительная задача в качестве знакомства с элементарной историей и основами литературы. Главной задачей в процессе изучения становится постулат «не выработать негативного отношения к искусству». Говорить о достижениях в данном случае достаточно сложно.
Важны и внутренние психологические особенности подростков, основного компонента художественной школы, в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Этап внутренней эмоциональной подготовки учащегося к публичным выступлениям имеет не только важное образовательное, но и важное психологическое значение. Ребенок, прошедший уровень отбора школы, города значительно мощнее выглядит на теоретических этапах более широкого уровня.
Городская викторина одна из форм стимулирования интереса учащихся художественных школ к основам искусствоведения, имеющая характерную для подросткового периода становления личности групповую соревновательную основу, так как на личное олимпиадное участи готовы не многие из учеников с достаточным уровнем знаний.
Городская викторина проводится с 2011 года. Изначально планировалось мероприятие проводить раз в два года. Но с 2015 года появилась возможность и желание сделать её ежегодной.
Викторина рассчитана на знание теории искусства и культуры и практики, направленной на знание основного изобразительного материала по живописи, графике, скульптуре и архитектуре.
Участниками викторины являются учащиеся старших классов художественных школ. Проект изначально реализуется на базе МБОУ ДОД «ДХШ №1» города Ангарска. Уровень жюри городской викторины достаточно высокий (деятели культуры города Ангарска, представители высших учебных заведений (ИГУ), методисты музеев Иркутска и Ангарска).
Следует отметить, что подготовка учащихся к городской викторине с каждым годом становится всё серьезнее и глубже. Если анализ первых викторин показывал довольно средние знания и уровень владения материалом, то последняя викторина в апреле 2015 года показала значительный рост объема знаний и их совершенствование.
До проведения городской викторины в МБОУ ДОД «Детская художественная школа №1» проводится местный этап викторины среди учащихся, по результатам которого отбираются команды на город. Тематика школьной викторины является подготовительной базой для подготовки к городскому уровню.
Хотелось бы изъявить желание, чтобы система олимпиад по истории искусства в области приняла систематизированный характер, дабы выстроить порядковость уровней в ходе их возрастания, исходя из того, что олимпиады федерального уровня проходят, в основном, в период весенних каникул.