СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городская викторина по истории искусства как неотъемлимая часть эстетического воспитания учащихся художественной школы.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор итогов проведения городских викторин по истории искусства.

Просмотр содержимого документа
«Городская викторина по истории искусства как неотъемлимая часть эстетического воспитания учащихся художественной школы.»

ГОРОДСКАЯ ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА
КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ.

Социальные инициативы.

Преподаватель МБОУ ДОД

«Детская художественная школа №1»

Халявинская А. В.

Роль искусства в жизни человека и изобразительного искусства в частности, поскольку речь идет о художественной школе, и силе его воздействия на личность и на общество в целом, уже достаточно широко рассмотрена в отдельных научных дисциплинах. Познавательное, воспитательное, побуждающее начало изобразительного искусства, а также его роль в коммуникативной функции достаточно высоко оценена мировыми педагогическими подходами.

Роль художественной культуры и её влияние на человека в процессе формирования и трансформации личности очень сложна, многогранна и многозначна. Это исходит из самой сущности «искусства», его знаковости и личностной эмоциональности.

Искусство способно преобразовывать личность при столкновении с ним, глубинно влияя на сознание, что особенно важно в художественно-педагогическом процессе. Л. С. Выгодский в работе «Психология искусства» определяет его «как важнейшее средоточение всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» (Выгодский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.-с. 250).

Передовые учителя, использую данное понимание искусства в целях нравственного, эстетического и умственного воспитания детей при построении своих авторских программ по предмету «История искусства».

Эстетическое воспитание в развитии личности занимает большое место. Счастливые минуты постижения прекрасного бывают у каждого человека, а у ребенка и подростка тем более. В эти минуты он растёт  и взрослеет,  формируется его духовный облик.

Если у младших школьников велико стремление к деятельности в области художественного творчества, то подростки в период социального становления и собственной культурной адаптации менее открыты для прямого художественного восприятия.

Современная социокультурная задача современного подростка, возлагаемая на него родителями и постмодернистской культурной парадигмой заключается в достижении успеха определенного культурного ранжирования. Обычно, когда данный успех не достигается, то вызывает серьезные эмоциональные и психологические переживания.

Исходя из вышесказанного, следует уделять внимание к любому проявлению подростком интереса к какому-то виду художественной деятельности обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей нужно поощрять, всячески стимулировать развитие их наклонностей. Здесь важно вовремя подобрать занятие не только по вкусу, но и в соответствии с возможностями и способностями детей.

История искусств является специфическим предметом для художественной школы, на котором, в гармоничном прочтении художественного образования, должна базироваться вся система знаний по данному профилю. Сложность обучения теоретическому предмету заключается в его гуманитарной особенности к слиянию в общую науку. Постижение истории искусств не возможно без хотя бы общей базовой подготовки по истории и литературе. Очень часто, к сожалению, приходится сталкиваться с негативным отношениям к данным наукам в школьном русле или с простым незнанием их. Здесь задача истории искусств еще больше усложняется, так как накладывается дополнительная задача в качестве знакомства с элементарной историей и основами литературы. Главной задачей в процессе изучения становится постулат «не выработать негативного отношения к искусству». Говорить о достижениях в данном случае достаточно сложно.

Важны и внутренние психологические особенности подростков, основного компонента художественной школы, в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Этап внутренней эмоциональной подготовки учащегося к публичным выступлениям имеет не только важное образовательное, но и важное психологическое значение. Ребенок, прошедший уровень отбора школы, города значительно мощнее выглядит на теоретических этапах более широкого уровня.

Городская викторина одна из форм стимулирования интереса учащихся художественных школ к основам искусствоведения, имеющая характерную для подросткового периода становления личности групповую соревновательную основу, так как на личное олимпиадное участи готовы не многие из учеников с достаточным уровнем знаний.

Городская викторина проводится с 2011 года. Изначально планировалось мероприятие проводить раз в два года. Но с 2015 года появилась возможность и желание сделать её ежегодной.

Викторина рассчитана на знание теории искусства и культуры и практики, направленной на знание основного изобразительного материала по живописи, графике, скульптуре и архитектуре.

Участниками викторины являются учащиеся старших классов художественных школ. Проект изначально реализуется на базе МБОУ ДОД «ДХШ №1» города Ангарска. Уровень жюри городской викторины достаточно высокий (деятели культуры города Ангарска, представители высших учебных заведений (ИГУ), методисты музеев Иркутска и Ангарска).

Следует отметить, что подготовка учащихся к городской викторине с каждым годом становится всё серьезнее и глубже. Если анализ первых викторин показывал довольно средние знания и уровень владения материалом, то последняя викторина в апреле 2015 года показала значительный рост объема знаний и их совершенствование.

До проведения городской викторины в МБОУ ДОД «Детская художественная школа №1» проводится местный этап викторины среди учащихся, по результатам которого отбираются команды на город. Тематика школьной викторины является подготовительной базой для подготовки к городскому уровню.

Хотелось бы изъявить желание, чтобы система олимпиад по истории искусства в области приняла систематизированный характер, дабы выстроить порядковость уровней в ходе их возрастания, исходя из того, что олимпиады федерального уровня проходят, в основном, в период весенних каникул.