Я много лет разрабатывала материалы городских олимпиад по литературному чтению. На городском совещании завучей решался вопрос « Произведениям какого писателя будет посвящена олимпиада», затем готовились вопросы олимпиады. В работу «Олимпиады по литературному чтению» вошли материалы олимпиад, которые проводились для учащихся 4 классов школ города Воткинска Удмуртской Республики.
Олимпиада по чтению 2004-2005 учебный год.
(произведения Г.Х. Андерсена и Е. Пермяка)
1.Кто и кому говорит? Из какой сказки эти строки?
а) «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы?»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) «Лежи же смирно, не то я пырну тебе ножом!»----------------------------------------------------------------------
в) «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
г) «Паспорт есть? Давай паспорт?»----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
д) Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно!» Кто так радуется?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Из какой сказки эти вещи?
а) Вещь, которую охраняли три волшебных собаки под старым деревом.----------------------------------------
б) Бусы из ракушек и морской цветок.-----------------------------------------------------------------------------------
в) Большие ножницы и игла без нитки - да и зачем нитка, если шить то нечего! Обманули портные короля…-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
г) Бумажный кораблик.-------------------------------------------------------------------------------------------------------
д) Чудесный музыкальный горшочек, увешанный бубенчиками. -------------------------------------------------
3.Кто это:
а) пятеро из одного стручка; -----------------------------------------------------------------------------------------------
б) зеленые крошки; ------------------------------------------------------------------------------------------------
в) пастушка и трубочист; --------------------------------------------------------------------------------------------------
г) гадкий утёнок; -------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Вставьте пропущенные слова в названия сказок: а) « … правда.»
б) « Пастушка и … » в) « … Ганс.» г) « Ребячья … .»
5.Из скольких историй состоит сказка « Снежная королева» ? ---------------------------------
6. Какой сказочник носил с собой два зонтика ?----------------------------------------------------------
7. Что шила из крапивы Элиза для своих братьев ? ---------------------------------------------------
8. В какой сказке герой : а) добывает себе счастье с помощью собак ; ------------------------------------
б)спасает литератора от смерти своей песней;------------------------- в) не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина ?--------------------------------------------
9. Кто написал эти рассказы? «Пичугин мост», «Двойка», «Хитрые краски», «Торопливый ножик», «Бумажный змей».
10. Какое произведение написано не Евгением Пермяком? «Чужая калитка», «Первая охота», «Знакомые следы», «Мамина работа», «Дедушкины очки», «Упрямые дрова».
11.а) В каком рассказе Е.Пермяка Васятка Копейкин вылечил свою бабушку Авдотью?------------------------------------- б) Как он её вылечил?----------------------------------------------------------------------------------------
12.Кого спасали мальчики в рассказе «Сёма и Сеня»? -----------------------------------------------
13. а) В каком рассказе Е.Пермяка главный герой любил ходить в школу через речку Быстрянку? ------------------------------ б) Как зовут главного героя рассказа ?--------------------в)Какой поступок он совершил?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14. В какую газету направил заметку Ромаша Ваганов из рассказа Е.Пермяка «Разные цветы»?----------------------------------------------------------------------------------------------------------
15. Как называется новый сорт пшеницы, которую вырастил мальчик в рассказе
Е.Пермяка « Славка»?------------------------------------------------------------------------------------------------
Олимпиада по чтению 2005-2006 учебный год.
(творчество В.Бианки)
1. Угадайте названия птиц, изображённых в книге «Лесная газета»:
а) Вот очень большая белая птица с длинной – длинной шеей, крылья позади, хвост мал, ног невидно…(Лебедь.)
б) Похожая на первую птицу, но поменьше, серая, шея короче. (Гусь.)
в) Крылья посередине, спереди шея, как палка, сзади ноги, тоже как палки. (Журавль.)
г) Крылья горбом, ноги сзади, как палка, а шея с головой – как поваленный на спину вопросительный знак. (Цапля.)
2. Угадайте клички собак из рассказов В.Бианки.
а) Молодая – ей не было ещё и четырёх лет – она славилась на всю округу как лучшая промысловая лайка. Щенки её отличались редким чутьём. Такая белоснежная лайка была одна в округе, её все знали. (Белка – «Последний выстрел».)
б) Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собака, хоть и старенькая: всякую дичь разыщет, за крыло поднимет, а подстреленную поймает, схватит осторожно, не помяв ни пёрышка, подаст прямо в руки. Необыкновенно умный и добрый. (Джим – «Лупленый бычок».)
в) Он был маленький, кудлатый, старенький. Утром всех встречал добродушным лаем и махал хвостом. После уроков всегда кого – нибудь провожал. Доведёт до конца леса – и назад. (Шарик – «Чёрный».)
г) Эта собачка участвовала в уборке сена, ходила со своим хозяином в ночное и на рыбалку. (Бобик – «Егоркины заботы».)
3. Прочитайте отрывки и укажите название рассказа В. Бианки.
а) «Нечем стало старику чай белить. Уж ты Совушка, вдовушка, из беды выручай. То - то говорит, старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне – то легко без твоих мышей?» («Сова».)
б) «Услыхал он их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть. На дереве сядешь – Куница поймает, на землю слетишь – Лисица сцапает. Где же ночевать – то? («Терентий – тетерев».)
в) «Она выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из – под неё розовые яички. Тогда я догадался, что он отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички – высиживая птенцов. А она кормила его». («Подкидыш».)
)
Олимпиада по чтению 2006 – 2007 учебный год по произведениям В. Осеевой
1. В рассказе «Что легче?» три мальчика загулялись в лесу. Вот они остановились на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Что дома рассказал каждый мальчик?
(Первый: Будто волк на меня напал в лесу. Второй: Что дедушку встретил. Третий: Сказал правду. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.)
2. Что произошло и где в рассказе «Девочка с куклой»?
(Юра уступил место в автобусе девочке с куклой.)
3. Рассказ «В одном доме».
- Перечислите главных героев этого рассказа.
(Мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья, цыплёнок Боська).
- От чего произошли все события в рассказе? (От скуки.)
- Что не сделала в этом рассказе утка Устинья?
(Она не стала бить слабого Боську.)
4. В рассказе «Мечтатель» два мальчика, Юра и Толя, шли неподалёку от берега реки.
- О чём мечтал Толя? Удалось ли ему осуществить свою мечту?
- О чём мечтал Юра? Что сделал Юра?
(Толя: «Я всё время мечтаю совершить какой – нибудь подвиг.
- А я об этом даже не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился... Юра бросился в воду и вытащил на берег плачущего малыша. А Толя бегал по берегу и кричал: - Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?)
5. За что Даша сказала маме: «Спасибо!» в рассказе «Злая мать и добрая тётя»?
(Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – золотые руки у Дашеньки, за что не возьмётся, быстрей всех сделает... – Кто же это научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины. – Учила меня мама, спасибо ей.)
6. – Кто обращался с просьбами к Юре в рассказе «Хорошее»?
- Юра пошёл к маме и сказал: - Что бы мне такое хорошее сделать?
(Погладила мама Юру по голове: - Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.)
7. - Что случилось с Валей в рассказе «Навестила»?
- Чем могла помочь Муся Вале?
- Помогла ли она своей подруге?
(У Вали флюс, помогает ей грелка и полоскание.)
8. – Что произошло в рассказе «На катке»? Твоё отношение к поступку Вити.
(Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно... – сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась? Девочка улыбнулась: - Коленку ...
Витя, услышав смех, с досадой отвернулся от девочки и уехал. Девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.)
9. – Кто попросил сорок лететь дальше в рассказе «Сороки»?
(Дуб, мохнатый шмель, лиса.)
- Кто не предложил срокам лететь дальше? Но сороки поднялись и улетели сами.
(Сороки полетели в город. Они опустились на карниз дома, где на крылечке сидели три девочки. Девочки говорили громко, все вместе, перебивая друг друга.)
10. – Что произошло с Витей в рассказе «Три товарища»? Кто и как помог мальчику?
(Витя потерял завтрак. Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь!» А Коля только спрашивал, но завтраком не поделился.)
11. «Сыновья».
Что сделал третий мальчик?
Олимпиада по чтению 2007 – 2008 учебный год
(творчество А.С. Пушкина)
1. Запиши названия сказок Пушкина Александра Сергеевича.
а) «Сказка о _______________________________________________________________________________».
б) «Сказка о _______________________________________________________________________________».
в) «Сказка о _______________________________________________________________________________».
г) «Сказка о _______________________________________________________________________________».
д) «Сказка о _______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________».
2. Разгадай кроссворд по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
1. Что поднесли семь богатырей царевне?
2. Что богатыри принесли царевне на подносе?
3. Место, где спала мёртвая царевна?
4. Место, где стоял терем богатырей?
5. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна?
6.Дичь, на которую охотились богатыри?
7. Кто завидовал красоте царевны?
- По вертикали прочти предмет, которым грозила злая царица Чернавке и запиши его название: __________________________
3. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? __________________________________________________________________________________________
4. О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?_____
5. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне в «сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? _______________________________________________________________________________
6. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? ___________________________
7. Чем потчевали старуху - царицу бояре да дворяне в царских палатах?_________________________
8. Кем хотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?______________________________________
9. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?___________________________
10. Какие изделия из золотых скорлупок пускались в ход по свету? _______________________________
11. Закончите эти строки:
а) Свет мой, зеркальце, скажи _________________________________________________________________
б) С первого щелчка ____________________________________________________________
Со второго щелчка _______________________________________________________________
А с третьего щелчка _____________________________________________________________
в) Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц______________________________________________________
12. Сколько раз и в какой сказке повторялись строчки о 33 богатырях? ______________________
13. В какой сказке говорится о «чуде чудном»? Вспомните, что это за чудо? (вспомните отрывок). _______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
14. В какой сказке Пушкина царь царствовал, «лёжа на боку»? ___________________________________
- Назови имя царя. ____________________ - Кто сторожил царство? ______________________________
- Кто подарил царю такого чудо – сторожа?___________________________________
- Что пообещал царь в обмен на этот подарок? (напишите строчки из сказки) ________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
15. Сколько раз и в каком направлении выходило войско царя Дадона?___________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
16. Что увидел царь Дадон на поле ратном на восьмой день похода? _______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Как был наказан Дадон за то, что не сдержал своего царского слова, данного мудрецу? (вспомните отрывок)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Олимпиада по чтению 2006 – 2007 учебный год.
(произведения В. Осеевой)
1. Из четырёх названий произведений, перечисленных после фамилии писателя, вам необходимо исключить (зачеркнуть) одно, не принадлежащее В. Осеевой.
а) «Синие листья», «Что легче?», «Два товарища», «На катке».
б) «Сторож», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Своими руками», «Строитель».
2. Запиши цифры тех рассказов, которые написала В. Осеева:
1) «Гадость», 2) «Сыновья», 3) «Навестила», 4) «Три котёнка», 5) «Четыре желания»,
6) «Девочка с куклой», 7) «Первый класс», 8) «Добрая хозяюшка»._________________
3. Собери из слов название рассказа В. Осеевой: хорошая, весёлая, добрая, красивая, злая, умная, девочка, мать, соседка, тётя.________________________________________
4. Допишите одно из слов в названиях рассказов В. Осеевой.
«Сто_____», «На кат____», «Пуго________», «Мечта__________», «Что лег_____?», «Волшебное сло _____», «Синие лис______», «Стро_____________».
5. Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.
Кто хозяин
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!
- Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
- Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
- Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
- Чья собака? – сердито закричал он.
- Моя, - сказал Коля.
Ваня молчал.
а) Определи жанр художественного произведения.________________________________
б) Расскажи, о ком рассказывается в произведении «Кто хозяин» и в чём его смысл.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В рассказе «Что легче?» три мальчика загулялись в лесу. Вот они остановились на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? Что дома рассказал каждый мальчик?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что произошло и где в рассказе «Девочка с куклой»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Кто попросил сорок лететь дальше в рассказе «Сороки»?
___________________________________________________________________________
Кто не предложил срокам лететь дальше? Но сороки поднялись и улетели сами.______________________________________________________________________
9. Что произошло с Витей в рассказе «Три товарища»? Кто и как помог мальчику?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Кого из мальчиков в рассказе «Сыновья» старик считает настоящим сыном и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Вспомните рассказ «Заячья шапка» и ответьте на вопрос: «Как вёл себя тот, кто надевал заячью шапку?»______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Куда в рассказе «Выходной день Вольки» мама привезла Вольку? ___________________________________________________________________________
На какую работу должен был возвратиться после выходного дня Волька? ___________
___________________________________________________________________________
Олимпиада по чтению 2008 – 2009 учебный год.
(творчество Н.Носова)
1. Из четырёх названий произведений, перечисленных после фамилии писателя, вам необходимо исключить (зачеркнуть) одно, не принадлежащее Н. Носову.
а) «Бенгальские огни», «Огородники», «На катке», «Метро».
б) «Автомобиль», «Лесенки», «Находчивость», «Клякса».
2. Запиши цифры тех рассказов, которые написал Николай Носов:
1) «Огородники», 2) «Сыновья», 3) «Фантазёры», 4) «Наш каток», 5) «Про Гену»,
6) «Ступеньки», 7) «Первый класс», 8) «Добрая хозяюшка», 9) «Прятки» ______________
3. Выбери из слов нужные слова и собери название рассказа Н. Носова: Бобик, Тузик, в сказке, у, на, Барбоса, гостях.___________________________________________
4. Допишите одно из слов в названиях рассказов Н. Носова.
«Дру_____», «Замаз____», «Заплат________», «Леде______», «Са_____», «Теле______», «Федина зада ____», «Мишкина ка___».
5. Перечисли названия повестей, которые написал Н. Носов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие романы - сказки Н.Носова вы знаете? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Напиши названия рассказов Н.Носова, где само название рассказа является названием овоща. _________________________________________________________
8. Кого невиновного и за что чуть не наказали в рассказе «Карасик»? _____________
___________________________________________________________________________
9. Как звали охотников в рассказе «Три охотника»? _____________________________
___________________________________________________________________________
С каким животным на охоте встретились все три охотника?_____________________
10. Что произошло в рассказе «Милиционер» с мальчиком Аликом? _____________
___________________________________________________________________________
11. Какой необычный почтовый ящик прибил Шурик к забору в рассказе «Шурик у дедушки»?___________________________________________________________________
Почему мальчик в этом рассказе не смог поймать рыбу в пруду?__________________
___________________________________________________________________________
12. За что в рассказе «Леденец» мама обещала подарить Мишеньке леденец? ______
___________________________________________________________________________
Смогла ли мама угостить сына леденцом? ______________________________________
___________________________________________________________________________
13. В рассказе «Автомобиль» Мишка, разглядывая автомобиль, называл его части неправильно. Напиши их правильное название: капор - ____________, пузо - __________, буфер - _________________.
- О чём мечтали мальчики в этом рассказе?___________________________________
___________________________________________________________________________
- Что в этом рассказе сделали мальчики после того, как рассмотрели автомобиль?
___________________________________________________________________________
14. Над кем смеялся автор в рассказе «Когда мы смеёмся»?______________________
___________________________________________________________________________
15. Кто, кому и как помог в рассказе «И я помогу»?______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. В какую игру играли мальчики в рассказе «Находчивость»?___________________
17. Где сделали каток мальчики в рассказе «Наш каток»?________________________
___________________________________________________________________________
- У кого они получили разрешение на заливку катка? ___________________________
___________________________________________________________________________
После открытия катка катающихся оказалось так много, что всем не хватало места. Какую меру придумал Мишка, чтобы разгрузить каток? _______
Пример, как можно оценить работы детей.
Олимпиада по чтению 2008 – 2009 учебный год (в вопросах и ответах).
1. Из четырёх названий произведений, перечисленных после фамилии писателя, вам необходимо исключить (зачеркнуть) одно, не принадлежащее Н. Носову.
а) «Бенгальские огни», «Огородники», «На катке», «Метро». (0,5 б.)
б) «Автомобиль», «Лесенки», «Находчивость», «Клякса». (0,5 б.)
2. Запиши цифры тех рассказов, которые написал Николай Носов: (3 б.)
1) «Огородники», 2) «Сыновья», 3) «Фантазёры», 4) «Наш каток», 5) «Про Гену»,
6) «Ступеньки», 7) «Первый класс», 8) «Добрая хозяюшка», 9) «Прятки» 1, 3, 4, 5, 6, 9
3. Выбери из слов нужные слова и собери название рассказа Н. Носова: Бобик, Тузик, в сказке, у, на, Барбоса, гостях. Бобик в гостях у Барбоса. (1 б.)
4. Допишите одно из слов в названиях рассказов Н. Носова. (4 б.)
«Дружок», «Замазка», «Заплатка», «Леденец», «Саша», «Телефон», «Федина задача», «Мишкина каша».
5. Перечисли названия повестей, которые написал Н. Носов. (5 б.)
«Тайна на дне колодца», «Повесть о моём друге Игоре», «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома».
6.Какие романы - сказки Н.Носова вы знаете? (3 б.)
«Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
7. Напиши названия рассказов Н.Носова, где само название рассказа является названием овоща. «Огурцы», «Про репку». (1б.)
8. Кого невиновного и за что чуть не наказали в рассказе «Карасик»? (1 б.)
Кота Мурзика за то, что он съел карасика.
9. Как звали охотников в рассказе «Три охотника»? (1,5 б.)
дядя Ваня, дядя Федя, дядя Кузьма
С каким животным на охоте встретились все три охотника? медведем (1б.)
10. Что произошло в рассказе «Милиционер» с мальчиком Аликом? (1 б.)
Мальчик Алик заблудился.
11. Какой необычный почтовый ящик прибил Шурик к забору в рассказе «Шурик у дедушки»? калошу (1б.)
Почему мальчик в этом рассказе не смог поймать рыбу в пруду? (1 б.)
Его только выкопали и там не было рыбы.
12. За что в рассказе «Леденец» мама обещала подарить Мишеньке леденец? (1 б.)
«Не шали без меня и ничего не трогай».
Смогла ли мама угостить сына леденцом? Нет (0,5 б.)
13. В рассказе «Автомобиль» Мишка, разглядывая автомобиль, называл его части неправильно. Напиши их правильное название: капор - капот, пузо - кузов, буфер - бампер. (3 б.)
- О чём мечтали мальчики в этом рассказе? (покататься на автомобиле) (1 б.)
- Что в этом рассказе сделали мальчики после того, как рассмотрели автомобиль?
(уселись на бампер) (1 б.)
14. Над кем смеялся автор в рассказе «Когда мы смеёмся? (1б.)
Мы смеёмся над людьми, когда замечаем, что они чем – то похожи на воробьёв.
15. Кто, кому и как помог в рассказе «И я помогу»? (1,5 б.)
Девочка Нина – пионерам Валере и Андрею – найти металлолом.
16. В какую игру играли мальчики в рассказе «Находчивость»? (0,5 б.) в прятки
17. Где сделали каток мальчики в рассказе «Наш каток»? (0,5 б.) в садике
- У кого они получили разрешение на заливку катка? (1 б.) у управдома
- После открытия катка катающихся оказалось так много, что всем не хватало места. Какую меру придумал Мишка, чтобы разгрузить каток? (1 б.)
У кого двойка – не пускать на каток, пока не исправит.
Олимпиада по чтению 2009 – 2010 учебный год.
(творчество Е. Чарушина)
1. Из четырёх названий произведений, перечисленных после фамилии писателя, вам необходимо исключить (зачеркнуть) одно, не принадлежащее Евгению Чарушину.
а) «Про лисят», «Глупый мальчишка», «Перепёлка», «Волчишко».
б) «Медведь - рыбак», «Друзья», «Бурый медведь», «Свинья».
2. Подчеркни произведение Е. Чарушина: «Страшная история», «Страшный гость», «Страшный рассказ», «Страшный сон».
3. Выбери из слов нужные слова и собери название рассказа Е. Чарушина: мальчик, букву Р, во дворе, Женя, говорить, как, научился , на крыше ___________________________________________________________________________
4. Допишите одно из слов в названиях рассказов Е. Чарушина.
«Птичье озе_____», «Военная со____», «Хитрая ма________», «Лесной ко______», «Мед____», «Кош___ Маруська», «Белый мед ____», «Путе____________», «Два мыш______», «Четыре ут______».
5. Чьи это имена?
Напиши чьё это имя и название рассказа, в котором описывался этот герой.
Яшка - _____________________________________________________________________
Томка - ____________________________________________________________________
Маруська - _________________________________________________________________
Огарок - ____________________________________________________________________
Васька - ____________________________________________________________________
Серёжка - __________________________________________________________________
Сашка, Машка, Прошка, Акулька - _____________________________________________
Епифан - ___________________________________________________________________
6. В данные отрывки надо вставить пропущенные слова.
1. «Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез ____________. Сонный ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается ______________ , расправляется. Пошёл ______________
на охоту – лягушек ловить. Под корнями, в мху жуков искать. Поест, попьёт, почавкает – да тем же ходом обратно к себе на квартиру в сухую свою нору».
2. « Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх поворачивает - ищет, чего бы съесть». _________________________
3. «Проснулся ______________ на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!... Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил _______________крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.
4. «В тёмном лесу у лесной проталинки залёг зверь. Это ______________ - кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит ___________ на толстом суку и ждёт. Не ходи под деревом – попадёшь в её когти».
7. Какая вредная привычка была у Никиты в рассказе «Глупый мальчик»?_____
___________________________________________________________________________
8. Кто стал кормилицей для маленьких зайчат в рассказе «Про зайчат»? _________
9.Что делала каждый вечер ручная перепёлка в рассказе «Перепёлка»?
___________________________________________________________________________
10. Кто кроме людей ещё рыбачил в рассказе «Медведь – рыбак»?_______________
_________________________________________________________________________
11. Какие животные подружились в рассказе «Друзья»?
___________________________________________________________________________
12. Что такое «пищик»? _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
13. Кого поймал ложечник Егорыч в рассказе «Свинья»? ________________________
14. О каком котёнке рассказ «Лесной котёнок»? ________________________
С чем и кем играл в рассказе этот котёнок? ___________________________________
___________________________________________________________________________
15. Какой предмет помог Томке научиться плавать? ____________________________
16. Кто и как путешествовал в рассказе «Путешественники»?___________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Каких птиц увидели люди в зоосаде в рассказе «Цапля»? ___________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кого поймала цапля? _____________________________________________________
Пример проверки работ детей.
Олимпиада по чтению 2009 – 2010 учебный год (в вопросах и ответах).
1. Из четырёх названий произведений, перечисленных после фамилии писателя, вам необходимо исключить (зачеркнуть) одно, не принадлежащее Евгению Чарушину.
а) «Про лисят», «Глупый мальчишка», «Перепёлка», «Волчишко». (0,5 б.)
б) «Медведь - рыбак», «Друзья», «Бурый медведь», «Свинья». (0,5 б.)
2. Подчеркни произведение Е Чарушина: «Страшная история», «Страшный гость», «Страшный рассказ», «Страшный сон». (0,5 б.)
3. Выбери из слов нужные слова и собери название рассказа Е. Чарушина: мальчик, букву Р, во дворе, Женя, говорить, как, научился , на крыше
«Как мальчик Женя научился говорить букву Р». (1 б.)
4. Допишите одно из слов в названиях рассказов Е. Чарушина.
«Птичье озеро», «Военная собака», «Хитрая мама», «Лесной котёнок», «Медвежонок», «Кошка Маруська», «Белый медведь», «Путешественники», «Два мышки», «Четыре утки». (5 б., за каждое верное слово – 0,5 б.)
5. Чьи это имена?
Напиши чьё это имя и название рассказа, в котором описывался этот герой. (16 б., по 1 б. за имя и название рассказа).
Яшка – ворон. «Яшка»
Томка – собака. «Томкины сны», «Томка и корова».
Маруська – кошка. «Кошка Маруська».
Огарок – щенок. «Друзья».
Васька – лисёнок. «Друзья» или кот в рассказе «Кот и рыбки».
Серёжка – олень - марал. «Кабаны».
Сашка, Машка, Прошка, Акулька – кабаны. «Кабаны».
Епифан – кот. «Кот Епифан».
6. В данные отрывки надо вставить пропущенные слова. (4 б., по 1 б. за правильно вставленное слово) 1. «Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется. Пошёл барсук на охоту – лягушек ловить. Под корнями, в мху жуков искать. Поест, попьёт, почавкает – да тем же ходом обратно к себе на квартиру в сухую свою нору».
2. « Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх поворачивает - ищет, чего бы съесть». кабан
3. «Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!... Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журавль крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.
4. «В тёмном лесу у лесной проталинки залёг зверь. Это рысь- кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждёт. Не ходи под деревом – попадёшь в её когти».
7. Какая вредная привычка была у Никиты в рассказе «Глупый мальчик»? (1 б.)
Никита всё лизал и сосал.
8. Кто стал кормилицей для маленьких зайчат в рассказе «Про зайчат»? кошка (1 б.)
9.Что делала каждый вечер ручная перепёлка в рассказе «Перепёлка»? (1 б.)
Перепёлка укладывала спать Никиту.
10. Кто кроме людей ещё рыбачил в рассказе «Медведь – рыбак»? Кулик, вороны, чайки, лиса, крохоль, медведь. (6 б., по 1 б. за правильное слово).
11. Какие животные подружились в рассказе «Друзья»? Щенок Огарок и лисёнок Васька. (1 б.)
12. Что такое «пищик»? Маленькая свистулька из жести, из меди или птичьей косточки, пустой внутри. (1 б.)
13. Кого поймал ложечник Егорыч в рассказе «Свинья»? Он поймал лосёнка. (1 б.)
14. О каком лесном котёнке этот рассказ? о рысёнке (1 б.)
С чем и кем играл в рассказе этот котёнок? С соломинкой, мухой, цветком, комарами, шмелём. . (5 б., по 1 б. за правильное слово).
15. Какой предмет помог Томке научиться плавать? мячик (1 б.)
16. Кто и как путешествовал в рассказе «Путешественники»? Лисята забрались в печку и стали лазать по дымоходам, как в лесной норе. (2 б.)
17. Каких птиц увидели люди в зоосаде в рассказе «Цапля»? Лебедей, уток, тетерева, глухаря, фазана, куропаток, цаплю, журавлей, воробья. (9 б., по 1 б. за каждое правильное слово)
- Кого поймала цапля? воробья (1 б.)