Градостроительные преобразования в Нижнем Новгороде в 1830-1840х годах
9класс.
Выполнила: Ляпина И.И.
МБОУ Школа№ 5
г.Сарова
2019г.
План:
1.Создание Нижегородской строительной комиссии (1833 г.).
2. Посещение Николаем I Нижнего Новгорода и его инициативы по переустройству города (1834 г.).
3. Нижегородский строительный комитет и проведение масштабных градостроительных преобразований ( гг.).
4. Строительство первого городского водопровода в Нижнем Новгороде (1847 г.).
5. Деятельность Нижегородской городской думы. Ф. П. Переплетчиков.
1. Создание Нижегородской строительной комиссии.
В 1832 году указом царя Николая I в губернских городах были созданы строительные комиссии. Они должны были исполнять все работы по возведению и ремонту казенных зданий. В Нижнем Новгороде такая комиссия была образована указом от 31 мая 1833 года
. К этому времени стало ясно, что Нижний Новгород не справляется с наплывом грузов и приезжих в летний ярмарочный сезон. Нескончаемые вереницы подвод с товарами шли с Муромского и Казанского трактов на ярмарку, в том числе через Кремль. Однако ворота Дмитриевской и Ивановской башен были для их потока слишком малы, из-за чего возникали многочасовые заторы. К такому количеству возов не были приспособлены и городские улицы. Поэтому одной из главных целей Нижегородской строительной комиссии стало улучшение сообщения между нагорной частью Нижнего Новгорода и ярмаркой.
Официально председателем комиссии являлся нижегородский губернатор. Но фактически ею руководил губернский архитектор И. Е. Ефимов. В состав комиссии вошел и глава ярмарочного строительного комитета инженер-полковник Петр Данилович Готман. И. Ефимов и П. Готман наметили ряд важных мер по преобразованию транспортных узлов города. В частности, они предлагали закрыть для проезда Ивановский съезд, который через Кремль связывал Благовещенскую площадь (современная площадь Минина и Пожарского) и Нижний Посад (улица Рождественская), и пустить транспорт в обход. Для этого предполагалось устроить съезд с Благовещенской площади (ныне Зеленский съезд)
2. Посещение Николаем I Нижнего Новгорода и его инициативы по переустройству города (1834 г.).
Николай I прибыл в Нижний Новгород ранним осенним утром 10 октября 1834 года . Царь был сведущ в инженерном деле и архитектуре. Поэтому замысел строительной комиссии и все градостроительные недостатки Нижнего Новгорода стали ему ясны сразу, как только он осмотрел город. Николай I изъездил весь Нижний, все в нем оглядел, местами хвалил, местами бранил. Но если царь чем-либо выражал недовольство, то тут же давал советы о том, как исправить недостатки. Собрав местное начальство во главе с губернатором М. П. Бутурлиным и городским головой Ф. П. Переплетчиковым,
Николай I дал архитекторам и должностным лицам целый ряд подробных указаний. Важнее всего было сделать съезды для транспорта в обход Кремля. Одного Зеленского съезда явно не хватало. Требовались и другие. Их направление Николай I собственноручно указал на плане. Сегодня это Похвалинский, Георгиевский и Казанский съезды важнейшие транспортные артерии верхней части города. Кроме того, царь лично начертал на плане место расположения будущего губернаторского дворца. Он должен был стоять не на шумной Большой Покровке, а в Кремле.
. Далее император распорядился выкупить все частные дома на территории Кремля. Отныне здесь должны были находиться только государственные учреждения и храмы. Вдоль кремлевских стен предполагалось устроить бульвар место для прогулок нижегородцев. Царь повелел приспособить для отдыха жителей и откос, который в это время состоял из обрывов и буераков. Теперь его нужно было благоустроить, возведя Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные. Улицы, расходящиеся от Благовещенской площади, предписывалось спрямить. Дома и лавки возле церкви Иоанна Предтечи должны были быть снесены. Здесь предполагалось образовать площадь (ныне площадь Народного единства). Всего император сделал 33 указания.
. Для их осуществления требовались немалые средства. Поэтому 5 января 1836 года Николай I ввел в пользу Нижнего Новгорода особый «судовой сбор » налог с грузов, доставляемых на ярмарку или увозимых из Нижнего Новгорода водным путем
3 . Нижегородский строительный комитет и проведение масштабных градостроительных преобразований.
Работы по благоустройству Нижнего Новгорода начались в летний сезон 1835 года под руководством Петра Готмана. Масштаб их оказался столь велик, что было принято специальное «Положение об устройстве города Нижнего Новгорода», которое Николай I утвердил 9 мая 1836 года. В соответствии с этим документом был образован Строительный комитет об устройстве Нижнего Новгорода, который возглавил Петр Данилович Готман.
В комитет вошел также Георг Иванович Кизеветтер, ставший первым городовым архитектором. В комитете составлялись план и проект фасада каждого нового здания. Он не только контролировал застройщиков, но и помогал им строительными материалами или денежными ссудами.
Проверить ход работ прибыл лично Николай I. Он посетил Нижний Новгород 15 августа 1836 года . Во второй приезд царя больше всего интересовало, как выполняются его предначертания по благоустройству города. Выяснив это, император дал еще множество указаний. Вот самые существенные из них: создать в Кремле Арсенал; отделать две кремлевские башни Часовую и Северную (одну для самого царя, другую для императрицы), назвав их Николаевской и Александринской; разбить сад по волжскому откосу; ежегодно составлять смету на ремонт кремлевской стены. Проекты фасада каждого дома, который предполагалось возвести на Верхне-Георгиевской (ныне Верхневолжская) набережной должны были представляться на рассмотрение самого царя. Точно так же, как и новый план города с внесенными изменениями.
. Через три года первая очередь работ была завершена. Первым оказался готов кремлевский бульвар. 22 сентября 1839 года открылся для проезда Зеленский съезд. Земляные работы здесь выполнил подрядчик купец Д. И. Климов. Он покрыл дерном откосы и уложил булыжную мостовую с желобами для стока вод. В том же году по дну Монастырского оврага заработал Похвалинский съезд. Назван он был в честь возвышавшейся над ним церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. По Похвалинскому съезду должны были двигаться без заезда в нагорную часть города подводы со стороны Арзамасской заставы.
В 1841 году открылось движение по Георгиевскому и Казанскому съездам. В том же году было закончено обустройство Волжского откоса. Дренажные работы и противооползневую защиту на нем по подряду произвел крестьянин Петр Бугров, основатель знаменитой купеческой династии. Бугров сделал все так искусно и качественно, что до сих пор украшает наш город.
Кроме того, к радости горожан были возведены дамбы через глубокие овраги и речки. На Большой Покровке вместо старого Лыкова моста по проекту инженера Н. И. Лика была сделана Лыкова дамба, где упрятали в каменную трубу речку Почайну. На Варварской улице появилась дамба через Черную речку. К концу 1842 года большинство намеченных работ было выполнено. Благодаря им Нижний Новгород совершенно преобразился. Он превратился в один из красивейших городов России. Архитектурные преобразования тех лет определили и современный облик центра нашего города
Землю брали при копке Зеленского съезда. Основой дамбы стал ростверк из камня-дикаря на сваях. Для вод реки Почайны внутри дамбы проложили каменную трубу диаметром 1,5 м, над которой на высоте 21 м уложили полотно проезда. К 5 августа 1838 г. работы были закончены со значительной экономией средств. По дамбе было открыто транспортное движение.
4. Строительство первого городского водопровода в Нижнем Новгороде.
В 1844 году начальником работ по устройству Нижнего Новгорода был назначен выдающийся инженер-гидротехник Андрей Иванович Дельвиг. В свое время он участвовал в проектировании московского водопровода. Нижегородский губернатор М. А. Урусов захотел использовать опыт Дельвига для устройства водопровода и в Нижнем Новгороде. Для нижегородцев это было очень важно. Ввиду того что город стоял на высоких Дятловых горах, колодцы приходилось рыть очень глубокие. Их насчитывалось немного, и пользоваться ими было неудобно. За водой горожанам приходилось либо спускаться по крутому склону к Волге, либо ходить с ведрами к затхлым городским прудам.
Дельвиг сумел решить эту проблему, в полной мере проявив качества выдающегося инженера. Он отверг мысль наполнять водопровод из Волги, решив использовать в этих целях только ключевую воду. Для этого он нашел у берега реки самые сильные родники. Воду из них провели с помощью труб в соединительный бассейн. Из него силой паровых машин вода поднималась на Благовещенскую площадь, где был поставлен фонтан. А уже из фонтана ее ведрами черпали горожане для своих нужд. Кроме того, была устроена водоразборная колонка на Жуковской (ныне Минина) улице. Трубы, паровые машины, насосы и чугунную чашу фонтана изготовили на Выксунских заводах Д. Д. Шепелева .
Земляные и плотницкие работы производил нижегородский купец Василий Мичурин. Пуск водопровода и фонтана состоялся в торжественной обстановке 1 октября 1847 года. Этот фонтан до сих пор украшает площадь имени Минина и Пожарского. На доме, где жил А. И. Дельвиг (Рождественская, 31), ныне установлена памятная доска.
5. Деятельность Нижегородской городской думы. Городской голова Ф. П. Переплетчиков.
. Большую роль в благоустройстве Нижнего Новгорода сыграла городская дума. Городским головой в годах (уже в третий раз) был купец Федор Петрович Переплетчиков.
Какое важное событие в истории Нижнего Новгорода произошло, когда Ф. П. Переплетчиков занимал должность городского головы в первый раз?
Во время приезда в Нижний Новгород в 1834 году Николай I лично обсуждал с Ф. П. Переплетчиковым проблемы развития города. В частности, был решен вопрос о возведении казарм на будущей Нижневолжской набережной. Их сооружение должно было избавить горожан от постоя солдат (существующие кремлевские казармы не могли вместить всех военнослужащих гарнизона). Средства на предстоящее строительство собрала городская дума, введя для нижегородцев особый сбор с недвижимости.
. Среди крупных проектов, на которые в это время потратил деньги город, был и Главный верхнебазарный дом (современный Выставочный зал на площади Минина и Пожарского). Он Городской голова Ф. П. Переплетчиков был возведен по инициативе Ф. П. Переплетчикова в годах вместо старых деревянных городских торговых мест. Первый этаж здания сдавался внаем под склады и лавки (доходы получал город), верх заняли разные учреждения
. В 1836 году закончился третий срок службы Ф. П. Переплетчикова городским головой. В дальнейшем он неизменно отказывался от занятия любых должностей в местном самоуправлении, на которые в знак уважения его неоднократно выдвигали. На склоне лет Федор Петрович занялся поиском потомков Кузьмы Минина. В 1836 году Николай I захотел узнать, не осталось ли их в Нижнем. Переплетчиков близко к сердцу принял это пожелание царя и принялся исследовать родовое древо Минина. Его по праву можно назвать одним из первых нижегородских краеведов. В конце жизни Ф. П. Переплетчиков завещал в пользу города каменный дом с участком земли (ныне ул. Рождественская, 6). В своем завещании Федор Петрович указал, что после его кончины доходы с этого дома должны поступать в распоряжение городского головы в пользу «богоугодных заведений и неимущих Нижнего Новгорода жителей». 10 января 1845 года Ф. П. Переплетчикова не стало. Провожал бывшего голову весь город, и память о нем долгое время сохранялась в сердцах нижегородцев.
Литература:
1.« История Нижегородского края 19-начала 20 века.». Учебное пособие для учащихся, под ред. В.К. Романовского ,Нижний Новгород 2019г.
2. Фото сайта «Яндекс. Картинки.»