| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Государственная политика в области образования»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Слабожанко Елена
Ейск, 2020 г.
Государственная политика в области образовательная – это целенаправленная деятельность государственных органов в области образования.
Определение государственной политики в сфере образования сегодня получает дополнительный аспект — учитывается участие общества и его потребности.
Ведущим документом, в котором отражается государственная образовательная политика, является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3.
Наряду с Законом «Об образовании в РФ», документами, отражающими образовательную политику государства и приоритетные направления развития образования, являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 31 января 2013 г.;
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.), Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751;
Федеральная целевая программа развития образования на 2016— 2020 гг.;
Государственная программа «Развитие образования» на 2013— 2020 гг.;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.
Основополагающие начала, идеи, на которых базируется вся деятельность государственных органов, направленная на эффективное регулирование образовательных отношений, на их развитие, совершенствование, называются принципами государственной политики в сфере образования.
Принципы государственной политики:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования с начала 2000-х гг. стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы. Основными инструментами государственной политики в сфере образования в последнее десятилетие выступили Федеральные целевые программы развития образования (2000-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020), Федеральная целевая программа «Русский язык», Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», приоритетный национальный проект «Образование», другие федеральные целевые и ведомственные программы, проекты модернизации образования.
В Программу «Развитие образования» вошли 5 подпрограмм, характеризующих приоритетные направления модернизации отечественного образования: «Развитие профессионального образования»; «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»; «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»; «Вовлечение молодежи в социальную практику»; «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013—2020 годы».
Дополнением и конкретизацией государственной программы «Развитие образования» на 2013—2020 гг. выступает Федеральная целевая программа развития образования до 2020 г., приоритетным механизмом реализации которой выбран проектно-целевой подход. В ней подчеркивается, что программно-целевые инструменты должны стать ключевым механизмом, с помощью которого связываются стратегическое и бюджетное планирование. Наиболее эффективным применение формата Программы должно стать для решения комплексных отраслевых задач в области развития образования в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности. Однако этот формат призван обеспечить не только планирование бюджета, но и полноценное управление, предполагающее «синхронизацию и актуализацию существующих стратегических документов с перспективными разработками и инновационными решениями, достижение целевых показателей, декомпозицию и координирование направлений деятельности, согласование действий и ответственности педагогов и руководителей, образовательных и иных организаций, органов государственного и муниципального управления, что в конечном итоге позволяет эффективно планировать и реализовывать необходимые комплексные проекты».