СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственные символы россии

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 5-7 лет

Просмотр содержимого документа
«Государственные символы россии»

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»


Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования










ВЫПУСКНАЯ РАБОТА



КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ


тЕМА: «Государственные символы России»








Выполнила:

Тихонова Ольга Николаевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад» с. Добровольское Новоорского р-на

Руководитель:

Тавстуха Ольга Григорьевна,

д.п.н., профессор









Оренбург

2017

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел

Стр.


I.

Пояснительная записка

2

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:


1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;


8

3)

дальнейшая разработка темы;

11

III.

Список литературы

12

IV

Приложение

13



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. 30 декабря 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Согласно требованиям ФГОС ДО, развитие ребёнка направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе включая нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

Нравственные ценности и патриотические чувства применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяются, как потребность участвовать во всех делах на благо Родины, родного села, детского сада, своей семьи, осознавать себя частью большой страны, принадлежности к российскому народу.

Конспект составлен с учётом требований ФГОС ДО, в образовательной области "Познавательное развитие", в контексте образовательной программы МДОУ «Детский сад» с. Добровольское.

Построение занятия осуществляется с учётом разновозрастных категорий детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7лет. Все дети работают по одной теме « Государственные символы России», с усложнением для старших детей.

В специально организованную образовательную деятельность все дети включаются одновременно. Дошкольники во время занятия не делятся на возрастные подгруппы. Совместная деятельность носит характер сотрудничества, дети старшей подгруппы выступают в роли экскурсоводов мини музея «Государственные символы России», а дети младшей подгруппы исполняют роль посетителей музея. Самостоятельная деятельность организуется по подгруппам с участием младшего воспитателя.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема

образовательной

деятельности

«Государственные символы России».


2.

Доминирующая

образовательная

область

Познавательное развитие


2.

Доминирующий вид

деятельности детей

Младшая подгруппа

Старшая подгр уппа


Познавательно – исследовательская

(государственных символов на примере образцов экспонатов мини музея).

Познавательно – исследовательская

(государственной символики и истории её возникновения, на основе ранее изученной информации)

3

Методы и приемы реализации содержания занятия




Методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример

Значимость и значение символики для государства.


Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

Приучение к культуре поведения во время прослушивания фрагмента «Гимн России».

Наблюдение детей за деятельностью других с целью контроля.


Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Проблемная ситуация (на доске расположены иллюстрации символов России, нужно найти среди них государственные)






Младшая подгруппа

Старшая подгруппа


Наглядные методы


Показ иллюстраций и предметов мини музея.

Показ иллюстраций и предметов мини музея

Технологические карты: алгоритм рассказа о гербе, флаге.


Словесные методы


Беседа по вопросам о Родине, загадки, рассказ старших детей о государственных символах (герб, гимн, флаг).

Аналитическая беседа, итоговая беседа.

Прочтение детьми: стихов В. Степанов «Герб России», А. Александров «Российский флаг-триколор» ;


Практические методы


1. Дидактическая игра на закрепление «Узнай флаг России» способствовать закреплению узнавания флага из похожих флагов других государств (Югославия, Голландия, Франция). Старшие помогают младшим.

2.Создание флага методом печатания ладошками. Коллективная работа «Флаг России»

1. Дидактическая игра «Узнай герб России» из 9 похожих с изображением орла, способствовать детальному знанию герба РФ, умению сравнивать и отличать; младшие наблюдают и помогают.

3. Коллективный сбор пазла «Герб России».


4.

Интеграция образовательных областей



Младшая подгруппа

Старшая подгруппа


Познавательное развитие: закрепление особенностей государственных символов России .

Социально- коммуникативное: формирование уважительного отношения к государственным символам России.

Речевое развитие: обогащение активного словаря ( стяг, знамя); развитие связной диалогической речи – формулирование вопросов по поводу государственной символики (по образцу - задать вопрос экскурсоводу); понимание на слух тексов различных жанров детской литературы.

Художественно – эстетическое развитие: гармония в цветовосприятии флага; создание флага методом печатанья (ладошками).

Физическое развитие: перемещение по группе со сменой видов деятельности.

Познавательное развитие: расширение представлений о государственных символах России и истории происхождения; исследование изменений в символике в разные исторические периоды.

Социально – коммуникативное: понимание значимости государственных символов для объединения людей;

Речевое развитие: обогащение активного словаря (древо, стяг, знамя, навершие, полотнище); развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи - рассказ по образцу; развитие выразительной речи - чтение стихотворений.

Художественно- эстетическое развитие: обсуждение цветосочетания и композиционного решения герба.

Физическое развитие: перемещение по группе со сменой видов деятельности.


4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)


5.

Цель

Формирование познавательных интересов старших дошкольников в процессе изучения государственной символики России.


6.

Задачи


Планируемые результаты



Младшая подгруппа


6.1

Формировать первичные представления об особенности российской символики в процессе сравнительного анализа (флага России, Югославии, Голландии, Франции).

Знает государственные символы России, может передать в рассказе особенности флага РФ.


6.2

Развивать познавательную активность в процессе восприятия и обсуждения новой информации.

Умеет воспринимать и формулировать вопросы, обращаться к докладчику и выслушивать ответ.


6.3

Воспитывать уважительное  отношение к государственным символам.

Различает виды государственных символов и бережно к ним относиться.



Старшая подгруппа


6.1

Стимулировать любознательность и познавательную активность детей; формировать представления о гербе, в процессе сбора и обработке информации.


Проявляет познавательную активность. Хорошо ориентируется в государственных символах РФ, как действующих, так и исторических, знает о них элементарные исторические сведения, называет их символические значения.


6.2

Развивать речевую активность связной грамматически правильной диалогической и монологической речи в процессе создания познавательного рассказа и его реализации в роли докладчика.

Способен создать небольшой познавательный рассказ о государственных символах. Охотно делиться информацией со сверстниками и младшими детьми.


6.3

Воспитывать ценностное отношение к знаниям и умениям.

Способен собирать и классифицировать информацию о истории происхождения символики страны.


7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления



Узнавание символов (флаг РФ, герб РФ), среди похожих государственных символов.

Поэтапное рассмотрение флагов (как расположены линии на флаге, чередование цвета, обратить внимание на отсутствие изображения на флаге) метод отсечения.

Найти герб России сначала из 4 похожих гербов, затем усложняем до 9.


8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: Загадки. В. Степанов «Герб России», А. Александров «Российский флаг-триколор»

Зрительный ряд: символика России (герб, флаг), иллюстрации древних знамён, стягов, щитов, физическая карта России, альбом «Герб разных стран», альбом «Государственные символы России в нашей жизни».

Музыкальный ряд: Георгий Струве - У моей России длинные косички (фрагмент), Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова «Гимн России» (фрагмент)

Материалы и оборудование: Магнитная доска, иллюстрации не официальных и государственных символов России.(матрёшка, березка, балалайка, герб РФ, флаг РФ)


Младшая подгруппа

Старшая подгруппа


Материалы и оборудование: изобразительные материалы (гуашь, карандаш) альбомный лист, поделенный на три части. Набор магнитных флажков разных стран для д/и «Узнай флаг России». (Югославия, Голландия, Франция, Россия)

Материалы и оборудование: Набор магнитных гербов 9 разных стран с изображением орла «Узнай Герб России».

Пазл «Герб России»


9.

Подготовка в режимные моменты к образовательной деятельности на занятии



Младшая подгруппа

Старшая подгруппа



Создание уголка по гражданскому воспитанию.

Изучение содержания альбомов, фотографий: рассматривание альбома «Геральдика», альбом «Государственные символы России в нашей жизни», альбом «Герб разных стран» карту России, глобус.

Утренний сбор: беседы о малой и большой Родине, беседы о российской символике, дидактические игры по теме.

Семейное чтение: чтение и обсуждение фрагмента легенды «Егорий, царевна и змей».

Подборка стихов российских поэтов: (с участием семьи) чтение и заучивание стихов В. Степанов «Герб России», А. Александров «Российский флаг-триколор».

Прослушивание песен о Родине.

Просмотр мультимедийной презентации « Моя страна Россия».



ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ


Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть


1.1

Введение в тему

Дети слушают фрагмент песни о Родине и определяют тему занятия.

Дети обращают внимание, что на доске вывешены иллюстрации (матрёшка, берёзка, балалайка, герб РФ, флаг РФ) и предполагают, чем все эти картинки являются для жителей России.



Приложение 1

1.2

Мотивация деятельности детей

Обратить внимание детей на то все ли они являются государственными символами России и выбрать нужное.



1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)



Младшая подгруппа

Старшая подгруппа



Помочь детям сформулировать цель: научиться понимать и рассказывать о государственных символах России.

Предложить детям сформулировать цель: Провести экскурсию по музею «Государственная символика России», взять на себя роль экскурсоводов, рассказать и показать младшим о значении государственной символики.


II.

Основная часть:


2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний



Младшая подгруппа

Старшая подгруппа



Дидактическая «Узнай флаг России» способствовать закреплению узнавания флага из похожих флагов других государств (Югославия, Голландия, Франция). Старшие помогают младшим.

Дидактическая игра «Узнай герб России» из 9 похожих с изображением орла, способствовать детальному знанию герба РФ, умению сравнивать и отличать. Младшие наблюдают.


2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания



Младшая подгруппа

Старшая подгруппа



Предлагается проанализировать и разгадать загадку о символе, рассматривают иллюстрации древних флагов, знакомятся с историей происхождения стяга. Предлагает послушать рассказ экскурсовода о флаге России. Дети младшей подгруппы задают вопросы экскурсоводу.

Проводится игра «Узнай флаг России» дети старшей подгруппы помогают младшим.


Предлагается проанализировать и разгадать загадку о символе, воспитатель рассказывает небольшую реалистичную истории связанную с гимном РФ и предлагает прослушать фрагмент гимна так, как принято по закону, проявив к нему уважение.

Дети слушают историю возникновения флагов и узнают составные части флага (древко, полотнище, навершие). Ребёнок взявший на себя роль экскурсовода (рассказчика о флаге) рассказывает детям стих и описание флага по опорной таблице.




Предлагает детям описать чувства, которые вызвала прослушанная музыка (фрагмент Гимна РФ).


Приложение 1





Приложение5







Предлагается проанализировать и разгадать загадку о символе, рассматривают рыцарские щиты, животных изображённых на щитах, спрашивают у воспитателя, что они символизируют. Узнают о их значении. Рассматривают герб РФ. Слушают доклад одного из детей, про герб РФ;

Дети отвечают на вопросы, где можно увидеть герб РФ.

Ребенок, взявший на себя роль экскурсовода (рассказчика о гербе) рассказывает детям стих и описание герба РФ по мнемотаблице.

Дидактическая игра «Узнай герб России» из 9 похожих с изображением орла, способствовать детальному знанию герба РФ, умению сравнивать и отличать. Младшие наблюдают и помогают.

Приложение 2


Приложение 3



Приложение 4

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания



Младшая подгруппа

Старшая подгруппа


Предлагается ребятам создать флаг РФ, но необычным способом, а печатаньем ладошками и подумать над тем, как сделать так чтобы наши ладошки были видны на белом фоне (участие младшего воспитателя, помогает затрудняющимся детям).

Предлагается собрать пазл «Герб России». На примере собранного пазла знакомит ребят с символическим значением герба в целом и отдельных элементов, предлагает детям поразмышлять, почему герб города Москвы помещён в середину Российского герба.


III.

Заключительная часть


3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей



Младшая подгруппа

Старшая подгруппа



Обсудить с детьми получилось ли у нас узнать о том, что означают государственные символы России? Сможем ли мы рассказать другим огосударственных символах России?

Украсить рисунками зал, обсудить с детьми правильность и аккуратность изображения флага РФ.

Обсудить с детьми всё ли нам удалось в роли экскурсоводов? Что показалось трудным? Что нам сделать, чтобы это исправить?


3.2

Взаимодействие детей младшей и старшей подгрупп



Привлечь детей младшей подгруппы к просмотру собранного пазла и попросить их показать и назвать части герба. Привлечь детей старшей подгруппы сделать для полотнищ флагов детей младшей подгруппы древо и навершие, чтобы флаг имел все необходимые части.


ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ



Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах


Продолжение оформления и сбора информации к мини музею «Государственная символика»

Изготовление альбомов, поделок. Использование мини музея в дальнейшей ООД.



В детском саду



Проектная деятельность «Удивительный мир - Геральдика»

Изготовление герба группы

Изготовление герба семьи

В группе

В семье.

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности


2.1

Ребенок сам

Завершение работы (в случае необходимости)

Сюжетно-ролевые игры (создание и развитие сюжета на основе изученных ролей и функций музейных работников)

В группе

2.2

Ребенок с участием педагога по приглашению ребёнка

Ребёнок готовиться к выполнению роли экскурсовода на музейной экспозиции «Герб моей семьи» (освоение роли и функций, привлечение ребёнком взрослого для решения поставленной перед собой задачи)

В группе



Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятельности, указания приложений



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. мы живем в России. – М.: Скрипторий 2003, 2007. Москва 2017

  2. Панасенко И.Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет – Учитель Волгоград 2017

  3. Стихи о государственных символах России. Электронный ресурс

http://mshishova.ru/stixi-o-gosudarstvennyx-simvolax-rossii/

  1. Государственные символы России Электронный ресурс http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/



















1