2 | Подготовка к основному этапу занятия Цель этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Показ слайда с тихотворением -Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе? -Как называлось наше государство в 19 веке? -Какие исторические события из истории нашего государства19 века вы помните? -Кто из императоров управлял Российской империей в 19 веке? Тема урока: Государство и российское общество в конце 19 в- начале 20 века. -как вы думаете, о чем мы будем говорить , изучая данную тему? -правильно ребята, это и есть цель нашего урока. -запишите тему и план урока в тетрадь. | Учащиеся разделены на группы Каждой группе представлен « Кейс» Отвечают на вопросы Предполагаемые ответы: 1. территория и население 2.система управления 3.развитие экономики | 5 мин |
3 | Изучение нового материала. Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Проблемное задание: определить для себя какие проблемы, стоявшие перед страной в начале 20 века , вы считаете самыми важными, острыми и почему? Какими источники вы будете использовать для изучения данной темы? Используя текст учебника, исторические документы, статистику мы ответим на поставленный проблемный вопрос Работа со словарными словами: русификация, сословия, конфессия, многоукладная экономика, меценаты. Каждой группе раздают листы для фиксации фактов и задания на поставленные вопросы 2. –в начале 20 века, в России продолжался процесс модернизации. Вспомните , что такое модернизация? -Опираясь на учебник, выделите особенности российской модернизации экономики. -что такое индустриальное общество? Работа с историческим документом «Из письма С.Ю.Витте Николаю 1» и таблицами. -Внимательно прочтите текст документа и проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе данных источников? 3.Работа с учебником - составить схему «Высшие органы власти». Выделить проблемы политического развития 4. - Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались -Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий- экономический или юридический (правовой) ? -Вспомните, как назывались группы населения выделяемые по экономическому признаку и характерные в большей степени для индустриального общества? -Правильно. Модернизация разрушила сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы. Работа с учебником: составить схему «Социальная структура российского общества в к 19-н 20 века» -В чем особенность социальной структуры России в рассматриваемый период? | Изучают текст, представляют результаты работы. Учащиеся знакомятся с словарными словами Предполагаемый ответ: Россия – многонациональное государство, но решение национального вопроса правительство опускало. Проблемы религиозные, сохранения национальной культуры, языка, преодоление различий в уровне развития, неравноправие по сравнению с русским народом. Делают выводы о возможности противоречивого влияния особенностей страны на ее судьбу. Записывают понятия в тетрадь. Ответ: модернизация – это переход от традиционного общества к индустриальному. Особенности: 1.догоняющее развитие 2.несоответствие государственного социального устройства требованиям модернизации 3.ведущая роль государства в модернизации 4.перенапряжение страны Ответ: это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. См.приложение №1 Предполагаемый ответ: -России нужна индустриализация. -увеличение количества железных дорог позволило развиваться капитализму на слабо освоенных территориях. -Если по темпам промышленного производства Россия шла впереди капиталистических стран , то по его абсолютному результату сильно отставала от них Самостоятельно ищут решения учебной задачи Представляют результаты работы, делают выводы. Проверяют правильность выполнения задания, исправляют, дополняют записи. Предполагаемый ответ: См . приложение №2 Главная проблема политического развития - это наличие самодержавной власти и отсутствие у населения политических прав. Предполагаемый ответ: Перечисляют группы населения и дают определение. Сословие- группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству. Юридический признак. Классы. Выполняют задания и представляют итоги работы. См. приложение №3 Особенность соц. структуры России: одновременное существование сословий феодального общества и классов капиталистического общества | 20 мин |
6 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Предлагается записать домашнее задание к уроку. (Записываю на доске). | Параграф 1,вопросы, задания устно. Подготовить мини проекты, презентации по образу жизни городских или сельских жителей или классов, сословий, национальных групп в начале века (по желанию). Или составить кроссворд по теме «Россия на рубеже 19-20 вв» | 2 мин |