СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ текстовой и графической информации. Задание № 23 с элементами ответов.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ по биологии»

Задание 23. Анализ текстовой и графической информации





1.Какие процессы изображены на рисунках А и Б?

Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А в процессе внутриклеточного пищеварения?

Элементы ответа:
1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват молекул белка);
2) плазматическая мембрана клетки;
3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису), образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.



2.На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное?



Геохронологическая таблица*

Эра


Период

Название и продолжительность, млн лет

Возраст (начало эры), млн лет

Название и продолжительность, млн лет

Кайнозойская, 6666

6666

Четвертичный, 2,582,58



Неоген, 20,4520,45



Палеоген, 4343

Мезозойская, 186186

252252

Меловой, 7979



Юрский, 5656



Триасовый, 5151

Палеозойская, 289289

541541

Пермский, 4747



Каменноугольный, 6060



Девонский, 6060



Силурийский, 2525



Ордовикский, 4141



Кембрийский, 5656

* Составлена на основе Международной стратиграфической шкалы (версия 2017/022017/02) http://www.stratigraphy.org/index.php/ics-chart-timescale.

Это животное имеет признаки двух классов. Назовите их. Какие чертыстроения сближают его с представителями этих классов?

Элементы ответа:
1) эра мезозойская; период юрский;
2) с рептилиями животное сближает наличие челюстей с зубами, длинного хвоста из несросшихся позвонков и развитых пальцев с когтями на передних конечностях;
3) с птицами животное сближает наличие перьевого покрова и крыльев.



3.Какой критерий свидетельствует о принадлежности этих жуков к разным видам? Какой тип окраски выработался у этих жуков в процессе приспособленности к среде? С какой физиологической особенностью этих жуков связано развитие такой окраски?

Дайте обоснованный ответ.

Элементы ответа:
1) морфологический критерий вида – разное количество и размер чёрных пятен;
2) тип окраски – предостерегающий (демонстрация контрастных цветов), отпугивающий от жуков потенциальных врагов;
3) такой тип окраски развивается у насекомых, имеющих дополнительные средства защиты – ядовитую жидкость с неприятным запахом





4.Назовите яйцевые оболочки, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Укажите их функции. У какого класса хордовых животных впервые появились эти оболочки и с чем связано их появление?



Элементы ответа:
1) 1 – белочная оболочка: она предохраняет собственно яйцеклетку от механических повреждений, резких толчков, служит важным источником получения воды при развитии эмбриона;
2) 2– подскорлуповые оболочки: они образуют воздушную камеру, пропускают газы, задерживают белок (коллоиды), играют защитную функцию;
3) первые амниоты – пресмыкающиеся, появление оболочек связано с развитием зародыша в наземно-воздушной среде



5.Схема какого процесса, происходящего у животных, изображена на рисунке? Ответ поясните. Назовите зону этого процесса, обозначенную цифрой , и укажите, какой стадии жизненного цикла клетки она соответствует. Какое биологическое значение имеет данная стадия?



Элементы ответа:
1) процесс – оогенез, так как образуется одна крупная яйцеклетка и три полярных (направительных) тельца;
2) зона Ⅱ – зона роста, соответствует интерфазе в жизненном цикле клетки;
3) происходит интенсивный рост, накопление питательных веществ, репликация ДНК



6.Рассмотрите рисунок схемы сердечного цикла и назовите изображённую фазу. Ответ поясните. В каком состоянии в этот момент находятся клапаны сердца? С какими кругами кровообращения связаны структуры сердца, отмеченные цифрами 1 и 2? Укажите сосуды, в которые переходит кровь.

Элементы ответа:
1) систола желудочков, так как кровь переходит в артерии;
2) створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются, а полулунные открываются;
3) 1 – правый желудочек выбрасывает кровь в лёгочную артерию малого круга кровообращения, 2– левый желудочек – в аорту большого круга



https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=378&tag_id=19