СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс проводился для учителей физики. основная задача демонстрация приёмов и методов. используемых в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по физике при решении качественных задач.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи.»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Глушковская средняя общеобразовательная школа»















МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ:

« Готовимся к ЕГЭ по физике. Качественные задачи»





Учитель физики первой категории

Гуров Николай Григорьевич

















п.Глушково 2018 - 2019 учебный год



Цель мастер - класса:

  • обобщить и распространить методику работы по данной теме;

  • продемонстрировать приемы и методы, используемые в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по физике;

  • оценить уровень результативности практической деятельности.

Постановка задач мастер - класса:

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, в чем сущность новой методики подготовки учащихся к ЕГЭ по физике;

  • формировать практико-ориентированные тематические задания по физике;

  • видеть возможности применения технологии подготовки к ЕГЭ на своих уроках.

Оборудование: компьютер с диапроектором и экраном, теоретический и дидактический материал к занятию.

I. Введение в мастер-класс.

Уважаемые коллеги! В настоящее время важным фактором в обучении старшеклассников является подготовка их к ЕГЭ, который состоит из решения различных физических задач. Моя методика подготовки основана на двух положениях:

- подача теории должна делаться только учителем;

-свобода самостоятельной деятельности обучающегося.

При этом я обязательно следую правилам:

  • Начинайте подготовку заблаговременно.

  • При подготовке надо делать упор не на ЕГЭ, а на изучение самой физики!

  • Многократное повторение учебного материала!

  • Нужна тесная связь с математикой!

  • Психологическая подготовка. Наберитесь терпения и выдержки, не падайте духом! Сл.2

В своей методике подготовки к ЕГЭ я применяю следующие принципы:

 1. Глубокое и качественное объяснение сути физических явлений, законов, понятий учителем.

2.Показ обучающимся алгоритмов решения основных тематических задач.

3. Самостоятельная деятельность для повторения и воспроизведения теоретического материала, решения задач.

4.Систематический опрос и проверка усвоения материала.

5.Создание своей системы обучения, основанной на взаимопонимании , пригодной для себя и своих обучающихся - которая приводит к усвоению учебного материала учащимися.

Сл.3

Уважаемые коллеги! Формат «мастер-класса» предполагает демонстрацию некоторых приёмов, которые можно отнести к числу успешных, и обучение этим приёмам. Сегодня, я как учитель физики хочу поделиться своим опытом по решению качественных задач. Почему качественных? Вижу две причины:

- в алгоритме решению любой физической задачи первая часть и очень важная - это качественная составляющая;

- результаты решения качественной задачи на ЕГЭ очень низкий. Порядка 70-75% экзаменуемых получали за ее решение ноль баллов.

Одно из первых определений качественных задач дал М. Е. Тульчинский: «Задача, в которой ставится для разрешения одна из проблем, связанная с качественной стороной рассматриваемого физического явления, которая решается путем логических умозаключений, основывающихся на законах физики, построения чертежа или выполнения эксперимента, но без применения математических действий, называется качественной задачей».

Качественной задачей называем такую задачу, решение которой осуществляется путем построения логической цепочки рассуждений и не требует обязательных математических выкладок и вычислений, а используемые вычисления, не образуют строгую и полную логическую систему формальных выводов. Все формульные преобразования используются только для качественного анализа, а расчеты осуществляются для количественной прикидки. Сл.4

Тульчинский М. Е. писал: " Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике". Сл.5

Качественные физические задачи имеют особую роль в обучении физике: с одной стороны, они позволяют понять, насколько человек понимает суть физических процессов - ведь при их решении нет необходимости (или почти нет) пользоваться сложными математическими расчётами. С другой стороны, решение таких задач требует точности формулировок, обязательного указания на основные физические процессы и описывающие их закономерности. Сл.6

Алгоритм решение качественных задач имеет четыре этапа:

  1. Анализ условия задачи;

  2. Анализ физических явлений, описанных в задаче;

  3. Сформулировать известный физический закон и осмыслить в данных условиях его применение;

  4. Синтезировать условия данной задачи со своими логическими выводами. Сл.7


В ЕГЭ части 3 включается качественная задача -задание с развернутым ответом повышенного уровня (задание 28). Безусловно, решение качественных задачах всегда достаточно сложно для учащихся, поэтому обучение решению задач провожу в три этапа:

- решение задач учителем;

-решение задач обучающимися;

-анализ и оценка решений обучающимися.

Схема оценивания строится на основании трех элементов решения:

  1. формулировка ответа;

  2. объяснение;

  3. прямые указания на физические явления и законы. Сл.8

II.Проведение мастер-класса.

1.Примеры решения качественных задач повышенного уровня.

Показ решения задач. Сл. 9-12.

2.Решение качественных задач повышенного уровня.

Всем участникам предлагается решить задачу, решение проверяется и осуждается. Сл.13-20.

3.Анализ и оценка решения.

Все участники получают примерные схемы оценивания задач и решение задачи. Необходимо проанализировать решение и выставить балы за решение.

4.Рефлексия

1.Повторение и изучение тематического материала продолжается дома. С этой целью учащиеся используют блок «Модули по физике для подготовки к ЕГЭ».

2.Что вы получили на занятии?

5.Литература. Интернет - поддержка

  • Качественные задачи по физике в средней школе. Тульчинский М.Е.Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1972. - 240с.

  • ЕГЭ.1000 задач с ответами и решениями. Физика. М.Ю.Демидова, В.А.Грибов, А.И.Гиголо. М.Экзамен 2017

  • Физика.Эксперт ЕГЭ.О.Ф.Кабардин М.Экзамен 2016.

  • ЕГЭ-2017. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ЕГЭ-2017. ФИПИ-школе)

  • http://phys.reshuege.ru/?redir=1 сайт «Решу ЕГЭ» (физика)

  • http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок»

  • http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!