Анализ рассказа "После бала" Л.Н. Толстого
Презентация к урокам литературы в 8 классе
учителя Фелоненко О. В.
Произведение
"После бала" - это
один из самых
известных рассказов великого русского писателя Льва Толстого.
Жанр произведения - рассказ
В рассказе Л. Н. Толстого "После бала" раскрыта жизнь и нравы провинциального дворянского общества
Основной идейный смысл рассказа - разоблачение фальши, пустоты и бесчеловечной жестокости общества, скрытых под маской добродушия.
Автор затрагивает проблему «маленького человека», заложенную А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем.
Тема: изображение бесчеловечного отношения к людям и влияния общественных условий на формирование нравственности человека.
Крепостное право в описываемое в рассказе время еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой или ружейным шомполом (Шомпол – стержень для чистки и смазки ствола ружья или, в старину, для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула. Дать шомполов – наказать, нанося удары такими стержнями) по голому телу.
Человека нередко забивали насмерть.
В основе рассказа — реальные события
История создания
Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».
Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам 19 столетия.
Что же послужило источником для создания рассказа?
Известно, что зерном повествования явилась история,
которая произошла со старшим братом писателя –Сергеем Николаевичем.
Но есть основание думать, что источником рассказа была еще и жизнь
отца Толстого. Участник Отечественной
войны, он вышел в отставку, потому что
не считал для себя возможным служить
при существующих порядках.
«Отец никогда ни перед кем не унижался,
не изменял своего бойкого, веселого и
часто насмешливого тона.
И это чувство собственного достоинства
увеличивало мою любовь, мое восхищение
перед ним», - писал Лев Николаевич.
Но толчком для написания рассказа стало действительное
событие, о котором Толстой узнал,
когда студентом жил вместе с братьями
в Казани. Его брат Сергей Николаевич
полюбил дочь местного воинского начальника
Л.П. Корейша и собирался на ней жениться.
Но после того как Сергей Николаевич увидел
жестокое наказание, которым командовал
отец любимой девушки, он пережил
сильное потрясение.
Он перестал бывать в доме Корейша и
отказался от мысли о женитьбе.
Эта история так прочно жила в памяти
Толстого, что много лет спустя он описал ее
в рассказе «После бала».
Писатель долго раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и другие.
В результате рассказ получил название «После бала».
Краткое содержание рассказа "После бала" Толстого: 1840-е годы. Главный герой рассказа - молодой богатый дворянин Иван Васильевич. Он живет в провинциальном городе и учится в местном университете (вероятно, речь идет о Казани). Иван Васильевич уже какое-то время влюблен в юную красавицу Вареньку, дочь полковника Б. Молодые люди встречаются на балах и вечерах. Иван Васильевич влюблен в Вареньку. Девушка отвечает ему взаимностью. Однажды на балу Иван Васильевич и Варенька почти весь вечер танцуют вместе. Иван Васильевич счастлив от любви. На балу отец Вареньки, полковник Б., ведет себя учтиво и любезно с окружающими. Утром после бала влюбленный Иван Васильевич гуляет по городу. На улице он видит, как солдаты бьют прутьями преступника-татарина. Этим процессом руководит полковник Б., отец Вареньки. "Любезный" полковник на службе оказывается жестоким человеком. Он бьет своих солдат. Когда преступник-татарин просит о пощаде, полковник хладнокровно продолжает наказание. Это утро после бала переворачивает жизнь юного романтика Ивана Васильевича. Жестокостью полковника потрясает его настолько, что он решает не становиться офицером. Его любовь к Вареньке сходит на нет. Он не женится на ней. Позднее Варенька выходит замуж за другого человека и заводит семью.
Бал. Иллюстрация к рассказу
"После бала".
Художник Н. А. Ращектаев
Сюжет
не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата).
;
Сюжет: один случай из жизни героя
Внимание к внутреннему миру героя
Рассказ ведется от имени главного героя,
Ивана Васильевича.
Он рассказывает о событиях своей молодости, произошедших 30 лет назад.
Иван Васильевич (рассказчик).
Иллюстрация к рассказу "После бала".
Художник Н. А. Ращектаев
Повествование: от лица главного героя
Однажды на балу автор всю ночь танцует с Варенькой. Они оба счастливы от любви: "...Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое‑то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее..."
Варенька - грациозная восемнадцатилетняя красавица,
главная героиня рассказа, дочь полковника Б.,
в которую влюблен Иван Васильевич.
Автор приводит нам интересную картину:
на балу генерал, отец Вареньки, один из главных героев рассказа, - одна личность, которая со всеми уважительно общается, а после бала он же совершает расправу над солдатом, при этом проявляется другая личность.
Варенька и отец-полковник
на балу.
Иллюстрация И. Пчелко
Иллюстрации В. Гилберта
к рассказу "После бала"
Полковник и солдат. Иллюстрация к рассказу
"После бала".
Художник И. Архипов
Татарин. Иллюстрация к рассказу "После бала". Художник В. Кустодиев
Композиция рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
«Рассказ в рассказе»
В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич,
другой – сам Иван Васильевич.
Произведение начинается воспоминаниями героя о памятных днях его юности - и завершается таким же небольшим заключением, где мы узнаем об отношении Ивана Васильевича к рассказанному.
Бал
Контраст
как композиционный приём
После бала
Отметим две части рассказа: бал и после бала. Обе части связаны тем, что в них изображаются одни и те же действующие лица. Иван Васильевич и полковник. Это связь по контрасту изображенного: веселой картине бала противопоставлена кровавая расправа с татарином. Добродушный полковник оказывается жестоким человеком.
Две части рассказа «После бала» контрастны .
Первая представляет собой неторопливое повествование, воспоминание уже немолодого человека о своей юности, о прекрасной любви к Вареньке. Он вспоминает нежные отношения Вареньки и ее отца. Бал, гости, мазурка, вальс, и Иван Васильевич кружится с Варенькой по залу, восхищаясь ею и любя ее, ее отца и вообще весь мир.
Вторая часть — «После бала» — кардинально противоположна первой. Здесь нет уже нежной музыки вальса, здесь слышится «неприятная, визгливая мелодия», «жесткая, нехорошая музыка флейты и барабана», как говорит сам Иван Васильевич. Здесь нет нарядных гостей, довольных балом, здесь только солдаты, избивающие татарина. Здесь нет уже неясностей, ласки и любви. Здесь жестокость, страдание и боль.
В основе композиции
лежит прием контраста (антитезы).
Контраст наблюдается во всем: между обликом полковника на балу и на плацу; между описанием бала и описанием предрассветной улицы;
между музыкой бала и «жестокой, нехорошей музыкой» из звуков флейты и барабана. В рассказе противопоставлены друг другу персонажи, образы, художественные детали, цветовая палитра.
Контраст используется писателем и при выборе языковых средств.
Зеркальная композиция
Сцена бала - завязка действия, его развитие и кульминация .
Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку.
Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича. Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.
Достигнув своей кульминации,
любовь Ивана Васильевича и после бала
остаётся такой же.
«Счастье моё всё росло и росло», -
скажет он, распространяя свою любовь
на весь мир. На самой высокой ноте
чувств героя заканчивается
первая часть действия. Сцена на плацу —
развязка действия . Иван Васильевич
на короткий отрезок времени
(с вечера до утра) прошёл путь от
ослепления до прозрения. Прозрев, он понял,
что в мире людей есть видимость и сущность, и
далеко не всегда они бывают в гармонии.
Писатель при этом использует подробное описание деталей как способ раскрытия событий и героев
Выводы: Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания.
Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай.
Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Идея рассказа раскрывается с помощью
определенной системы образов и композиции.
Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки,
в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается
главная проблема.
Автор показывает,
что социум и его структура,
а не случай влияют на личность .
Выводы:
«После бала» – это история духовного прозрения героя
Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Иван Васильевич.
Полковник Б.
Значение рассказа
Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Это актуальные проблемы общества. В рассказе сильный обличительный пафос, изображение пробуждения в человеке совести и чувства ответственности, любви к ближнему, в нем есть элементы притчи. Л. Н. Толстой в этом произведении воплощает идею духовного совершенствования.