СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может использоваться для подготовке к ЕГЭ по курсу обществознания для учащихся 10 классов.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ»

Вариант № 1

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

На темпы роста и со­зре­ва­ния ока­зы­ва­ют вли­я­ние образ жизнй фор­ми­ру­ю­ще­го­ся че­ло­ве­ка, спо­со­бы де­я­тель­но­сти — иг­ро­вой, спор­тив­ной, учеб­ной, — тру­до­вое и об­ще­ствен­ное по­ве­де­ние, ги­ги­е­ни­че­ские усло­вия ре­жи­ма жизни, пи­та­ния, сна и бодр­ство­ва­ния, тесно свя­зан­ные со ста­ту­сом лич­но­сти, на­ли­чие или от­сут­ствие стрес­со­ров, глав­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся кон­фликт­ные си­ту­а­ции и т. д. Все эти фак­то­ры имеют зна­че­ние не толь­ко сами по себе как мо­мен­ты ста­нов­ле­ния лич­но­сти субъ­ек­та, но и как силы, воз­дей­ству­ю­щие на ор­га­ни­че­ское раз­ви­тие че­ло­ве­ка в опре­де­лен­ные мо­мен­ты его он­то­ге­не­за. В ка­че­стве де­тер­ми­нан­тов этого раз­ви­тия они иг­ра­ют роль сти­му­ля­то­ров (спо­соб­ству­ю­щих про­цес­сам роста и со­зре­ва­ния) или, на­о­бо­рот, стрес­со­ров и де­прес­со­ров (за­дер­жи­ва­ю­щих, даже из­вра­ща­ю­щих эти про­цес­сы), а в ряде слу­ча­ев — ка­та­ли­за­то­ров (уско­ря­ю­щих дей­ствие дру­гих фак­то­ров, в том числе и фи­зи­ко-хи­ми­че­ских, на эти про­цес­сы)

 

Весь­ма важ­ным на­прав­ле­ни­ем вли­я­ния жиз­нен­но­го пути (био­гра­фии) че­ло­ве­ка на его он­то­ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию яв­ля­ет­ся все воз­рас­та­ю­щая ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция этой эво­лю­ции. Дело в том, что воз­раст­ная из­мен­чи­вость все более опо­сре­ду­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ной из­мен­чи­во­стью. Зна­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-ти­пи­че­ских осо­бен­но­стей че­ло­ве­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся в сред­ние и позд­ние фазы че­ло­ве­че­ской жизни. Ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти, спе­ци­аль­ные спо­соб­но­сти и уро­вень общей ода­рен­но­сти вли­я­ют на то или иное на­прав­ле­ние раз­ви­тия жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и на его свой­ства (жиз­не­спо­соб­ность, ра­бо­то­спо­соб­ность, тру­до­спо­соб­ность). По­сто­ян­ная ум­ствен­ная де­я­тель­ность, вы­со­кая со­ци­аль­ная ак­тив­ность, труд и твор­че­ство — фак­то­ры, про­ти­во­сто­я­щие ин­во­лю­ци­он­ным про­цес­сам, ре­гу­ли­ру­ю­щие ход ор­га­ни­че­ско­го раз­ви­тия.

 

Б. Г. Ана­ньев. Че­ло­век как пред­мет по­зна­ния

С1 Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

С2. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.

С3. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.

С4. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.



С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

С6. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Понятие и механизм рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.











Вариант № 2

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

«Са­мо­со­зна­ние — не толь­ко по­зна­ние себя, но и из­вест­ное от­но­ше­ние к себе: к своим ка­че­ствам и со­сто­я­ни­ям , воз­мож­но­стям, фи­зи­че­ским и ду­хов­ным силам, то есть са­мо­оцен­ка.

 

Че­ло­век как лич­ность — са­мо­оце­ни­ва­ю­щее су­ще­ство. Без са­мо­оцен­ки труд­но или даже не­воз­мож­но са­мо­опре­де­лить­ся в жизни. Вер­ная са­мо­оцен­ка пред­по­ла­га­ет кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к себе, по­сто­ян­ное при­ме­ри­ва­ние своих воз­мож­но­стей к предъ­яв­ля­е­мым жиз­нью тре­бо­ва­ни­ям, уме­ние са­мо­сто­я­тель­но ста­вить перед собой осу­ще­стви­мые цели, стро­го оце­ни­вать те­че­ние своей мысли и ее ре­зуль­та­ты, под­вер­гать тща­тель­ной про­вер­ке вы­дви­га­е­мые до­гад­ки, вдум­чи­во взве­ши­вать все до­во­ды «за» и «про­тив», от­ка­зы­вать­ся от не­оправ­дав­ших­ся ги­по­тез и вер­сий

 

Вер­ная са­мо­оцен­ка под­дер­жи­ва­ет до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка и дает ему нрав­ствен­ное удо­вле­тво­ре­ние. Адек­ват­ное или не­адек­ват­ное от­но­ше­ние к себе ведет либо к гар­мо­нич­но­сти духа, обес­пе­чи­ва­ю­щей ра­зум­ную уве­рен­ность в себе, либо к по­сто­ян­но­му кон­флик­ту, порой до­во­дя­ще­му че­ло­ве­ка до нев­ро­ти­че­ско­го со­сто­я­ния. Мак­си­маль­но адек­ват­ное от­но­ше­ние к себе — выс­ший уро­вень са­мо­оцен­ки».



С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.

С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.



С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.

С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономика и её роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



















Вариант № 3

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

Со­зна­ние и де­я­тель­ность

 

Как и ак­тив­ность жи­вот­ных, де­я­тель­ность пред­став­ля­ет собой ин­фор­ма­ци­он­но на­прав­лен­ный про­цесс, пред­по­ла­га­ю­щий спо­соб­ность ори­ен­ти­ро­вать­ся в среде — вос­при­ни­мать зна­чи­мые со­об­ще­ния, пе­ре­ра­ба­ты­вать их в ко­манд­ные коды по­ве­де­ния, ко­то­рые вы­зы­ва­ют, на­прав­ля­ют и кон­тро­ли­ру­ют фи­зи­че­скую ре­ак­цию си­сте­мы...

Ин­фор­ма­ци­он­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся со­зна­ни­ем, ко­то­рое пред­став­ля­ет собой выс­шую форму раз­ви­тия пси­хи­ки жи­вот­ных, об­ла­да­ю­щих нерв­ной си­сте­мой, спо­соб­ных ощу­щать, вос­при­ни­мать и пред­став­лять окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность...

Со­зна­ние че­ло­ве­ка ос­но­ва­но на спо­соб­но­сти к сло­вес­но-ло­ги­че­ско­му, «вер­баль­но­му» мыш­ле­нию, ко­то­рая над­стра­и­ва­ет­ся над си­сте­мой услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов по­ве­де­ния и за­вер­ша­ет собой про­стей­шие формы «про­ло­ги­че­ско­го» — на­гляд­но-дей­ствен­но­го и на­гляд­но-об­раз­но­го мыш­ле­ния.

...Любой «став­ший» че­ло­век в от­ли­чие от жи­вот­но­го об­ла­да­ет не­ко­то­рым ми­ни­му­мом аб­стракт­но­го мыш­ле­ния, поз­во­ля­ю­ще­го ему отоб­ра­жать среду путем ло­ги­че­ских мо­де­лей, иде­аль­ных об­ра­зов дей­ствий, от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ных, не­за­ви­си­мых от сию­ми­нут­ных по­ве­ден­че­ских си­ту­а­ций.

Ре­зуль­та­том по­доб­ной ра­бо­ты со­зна­ния ока­зы­ва­ет­ся на­ли­чие в че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти осо­бо­го рода целей, от­лич­ных от объ­ек­тив­ных целей адап­тив­ной де­я­тель­но­сти жи­вот­ных. Речь идет о со­зна­тель­ных целях де­я­тель­но­сти, свя­зан­ных со спо­соб­но­стью че­ло­ве­ка ана­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию, т. е. рас­кры­вать не­яв­ные, не под­да­ю­щи­е­ся «жи­во­му на­блю­де­нию» при­чин­но-след­ствен­ные связи ее зна­чи­мых ком­по­нен­тов... Эта спо­соб­ность поз­во­ля­ет людям за­ра­нее пред­ви­деть ре­зуль­та­ты своей де­я­тель­но­сти, пла­ни­ро­вать их, т. е. про­ду­мы­вать наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ные в дан­ных усло­ви­ях спо­со­бы их до­сти­же­ния.

 

К.Х. Мо­мд­жян

С1. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

С2. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

С3. Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

С4. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.



С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

С6. Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рациональное поведение потребителя». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Вариант № 4

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Об­ра­зо­ва­ние в об­ще­стве

 

Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго?..

Пер­вой из ко­рен­ных пе­ре­мен стала де­мо­кра­ти­че­ская ре­во­лю­ция. Как видно на при­ме­ре Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции конца XVIII в., она была вы­зва­на рас­ту­щим стрем­ле­ни­ем не­а­ри­сто­кра­ти­че­ских клас­сов... участ­во­вать в по­ли­ти­че­ских делах. В ответ на это тре­бо­ва­ние были пре­жде всего рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния: ведь новые ак­те­ры на по­ли­ти­че­ской сцене не долж­ны пред­став­лять «не­ве­же­ствен­ные на­род­ные массы». По­это­му в 30-е гг. XIX в. ре­фор­ма­то­ров об­ра­зо­ва­ния в США вол­но­ва­ла про­бле­ма по­вы­ше­ния гра­мот­но­сти бу­ду­щих из­би­ра­те­лей, их осве­дом­лен­ность в со­ци­аль­ных во­про­сах и спо­соб­ность при­ни­мать ра­зум­ное ре­ше­ние при го­ло­со­ва­нии... Идеал об­ще­ства рав­ных воз­мож­но­стей пред­став­ля­ет собой дру­гой ас­пект де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции... Рав­ные со­ци­аль­ные воз­мож­но­сти стали почти си­но­ни­мом рав­ных воз­мож­но­стей по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния...

Важ­ней­шим со­бы­ти­ем... стала про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция... Раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти в ши­ро­ких мас­шта­бах по­тре­бо­ва­ло рас­ши­ре­ния си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния для под­го­тов­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бот­ни­ков, ко­то­рые могли бы вы­пол­нять новые, более слож­ные виды де­я­тель­но­сти... В стра­нах, кон­ку­ри­ру­ю­щих между собой в борь­бе за ми­ро­вой рынок, быст­ро осо­зна­ли, что пре­вос­ход­ство в про­мыш­лен­ном раз­ви­тии тесно свя­за­но с более вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния...

Важ­ная пе­ре­ме­на... была свя­за­на с раз­ви­ти­ем са­мо­го ин­сти­ту­та об­ра­зо­ва­ния. Когда со­ци­аль­ный ин­сти­тут укреп­ля­ет свое по­ло­же­ние, его члены обыч­но об­ра­зу­ют груп­пу, объ­еди­нен­ную об­щи­ми за­кон­ны­ми ин­те­ре­са­ми, и предъ­яв­ля­ют тре­бо­ва­ния к об­ще­ству — на­при­мер, от­но­си­тель­но под­дер­жа­ния сво­е­го пре­сти­жа или ма­те­ри­аль­ной под­держ­ки со сто­ро­ны го­су­дар­ства... [К тому же] аме­ри­кан­цы все­гда были склон­ны ве­рить: чем выше уро­вень их об­ра­зо­ва­ния, тем боль­ше ве­ро­ят­ность до­бить­ся успе­ха в жизни.

 

 

Н. Смел­зер

С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.

С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

С4. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго?..



С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

С6. Слово «общество» используется для обозначения всех существующих и существовавших социально- исторических организмов вместе взятых, а также конкретных социально – исторических образований (стран) и тех или иных организаций. Приведите по два примера использования понятия «общество» в каждом из этих трёх значений (обществознание Лазебникова скачено дома)

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек в системе экономических отношений». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.