СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ Грамматические ошибки Теория

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические сведения по теме "Виды грамматических ошибок" могут быть распечатаны для каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ Грамматические ошибки Теория»

ЗАДАНИЕ 7. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Тип ошибки

Природа

ошибки

Пример ошибки

Объяснение

Правильный

вариант





















Предложения с

однородными членами

Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, они оба должны управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово.

Раскольников придумал и восхищается своей теорией. 


Восхищается чем? теорией, но

придумал что?

теорию.

Раскольников

придумал теорию и

восхищается

ею.

Если однородные члены связаны двойными союзами

не только…, но и…; если не…, то… и др.

1)части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены 



2) части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами

 Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей.



На встречу были приглашены не только взрослые, а также дети.

Не только (каким?) главным (определение), но и

(для кого?) для читателей (дополнение)






Не только…, но и …

Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.

Не только (для кого?), но и (для кого?)


На встречу были приглашены не только взрослые, но и дети

Если при однородных членах есть обобщающее слово, то все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

 Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой

Обобщающее слово «классиков»

 стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой»  в форме Им.п.

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,

Тургенева,Толстого.

  Пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Предлог «на» с существительным «сквер» не употребляется..

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях,

в скверах

Смешение

родо -  видовых понятий в ряду однородных членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. 

«Апельсины» и

«бананы» по отношению к слову

«фрукты» являются

видовыми понятиями, следовательно не могут стоять с ним в ряду однородных членов.

В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

Или: В пакете лежали сок, бананы и апельсины.


Нарушение однородности синтаксических элементов


Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень был кстати.

Не могут выступать

в качестве однородных

синтаксических

элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень был кстати.

Или: Дождь, который лил с утра и который напоил землю, очень был кстати





Тип ошибки

Природа ошибки

Пример

Объяснение

Правильный вариант

Предложения

с несогласован-ным приложением-

названием

Имя собственное, заключенное в кавычки,

не изменяется и стоит в И.п., если перед ним стоит нарицательное существительное.


Если нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное.

В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.


Имя нарицательное изменяется, имя собственное – нет.

Картину «Спящий пастушок», картиной «Спящий пастушок» и т.д.

В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.


В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.


Предложения с причастным оборотом.


Причастия согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.


Борей – бог северо-восточного холодного ветра, свирепствую-щих в некоторых прибрежных районах.


В печати Толстой дебютировал повестью «Детство», построенную как воспоминания взрослого человека.


Ветра - в ед.ч. Свирепствующих (каких?) во мн.ч.

Ветра (какого?)

свирепствующего.



Повестью – в Т.п.

построенную (какую?) – в В.п.

Повестью (какой?)

построенной.




Борей – бог северо-восточного холодного ветра, свирепствующего в некоторых прибрежных районах.


В печати Толстой дебютировал повестью «Детство», построенной как воспоминания взрослого человека.



Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. 

Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. 

Определяемое слово «снайпера». Снайпера (какого?) засевшего на дереве.

Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. 

Или: Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера,

Предложения с деепричаст-ным оборотом.


Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому производителю действия.


Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Получается: шляпа подъезжала и слетела.

Но к станции подъезжал говорящий (а не шляпа). Деятели разные!



Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.

Тип ошибки

Природа ошибки

Пример

Объяснение

Правильный вариант

Согласование

подлежащего и сказуемого

Если сложноподчиненные предложения начинаются со слов«все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…», надо соблюдать единство грамматических форм подлежащего и сказуемого: местоимение- подлежащее «кто» 

употребляется только с глаголами в форме единственного числа,

а «все», «те» - в форме множественного.

Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.




Те, кто определял политику киностудии в последнее время, был против ее реорганизации.

Первая грамматич. основа: Все знают -правильно,

Вторая грамматич. основа: Кто интересуется

(должно быть ед.ч., а не мн.)


Первая грамматич. основа: Кто определялправильно.

Вторая грамматич.

основа: Те были против

(должно быть мн.ч., а не ед.)


Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.



Те, кто определял политику киностудии в последнее время, были против ее реорганизации




Трудные случаи управления.


Предлог ПО (значение ПОСЛЕ)

по приезде в Москву, по истечении срока, по прибытии,

Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО ВОПРЕКИ требуют Д.п.

благодаря (чему?) этому влиянию

согласно (чему?) личному заявлению

вопреки (чему?) обстоятельствам

Глагол «СКУЧАТЬ» с сущ. и личными мест. 3 лица – требует Д.п. Скучаю по нему, по морю

с личными мест. 1 и 2 лица – П.п. (по ком?) по вас, по нас.

Вера (во что?) в победу, уверенность (в чем?) в победе,

Оплатить (что?) проезд, заплатить (за что?) за проезд

Предложения с косвенной речью.


При построении предложений с косвенной речью нельзя использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.

М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье»

М.Ю.Лермонтов пишет, что ОН (Лермонтов) глядит, а не тот, кто строит предложение с косвенной речью.

М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье»

Или: М.Ю.Лермонтов пишет, что он печально смотрит на свое поколенье.