Тип ошибки | Природа ошибки | Пример ошибки | Объяснение | Правильный вариант |
Предложения с однородными членами | Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, они оба должны управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. | Раскольников придумал и восхищается своей теорией. | Восхищается чем? теорией, но придумал что? теорию. | Раскольников придумал теорию и восхищается ею. |
Если однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. 1)части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены 2) части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами | Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. На встречу были приглашены не только взрослые, а также дети. | Не только (каким?) главным (определение), но и (для кого?) для читателей (дополнение) Не только…, но и … | Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. Не только (для кого?), но и (для кого?) На встречу были приглашены не только взрослые, но и дети |
Если при однородных членах есть обобщающее слово, то все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой | Обобщающее слово «классиков» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» в форме Им.п. | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева,Толстого. |
Пропуск предлога при однородных членах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. | Предлог «на» с существительным «сквер» не употребляется.. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах |
Смешение родо - видовых понятий в ряду однородных членов. | В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. | «Апельсины» и «бананы» по отношению к слову «фрукты» являются видовыми понятиями, следовательно не могут стоять с ним в ряду однородных членов. | В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины. Или: В пакете лежали сок, бананы и апельсины. |
| Нарушение однородности синтаксических элементов | Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень был кстати. | Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. | Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень был кстати. Или: Дождь, который лил с утра и который напоил землю, очень был кстати |
Тип ошибки | Природа ошибки | Пример | Объяснение | Правильный вариант |
Предложения с несогласован-ным приложением- названием | Имя собственное, заключенное в кавычки, не изменяется и стоит в И.п., если перед ним стоит нарицательное существительное. Если нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. | В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. | Имя нарицательное изменяется, имя собственное – нет. Картину «Спящий пастушок», картиной «Спящий пастушок» и т.д. | В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. |
Предложения с причастным оборотом. | Причастия согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже. | Борей – бог северо-восточного холодного ветра, свирепствую-щих в некоторых прибрежных районах. В печати Толстой дебютировал повестью «Детство», построенную как воспоминания взрослого человека. | Ветра - в ед.ч. Свирепствующих (каких?) во мн.ч. Ветра (какого?) свирепствующего. Повестью – в Т.п. построенную (какую?) – в В.п. Повестью (какой?) построенной. | Борей – бог северо-восточного холодного ветра, свирепствующего в некоторых прибрежных районах. В печати Толстой дебютировал повестью «Детство», построенной как воспоминания взрослого человека. |
| Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. | Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. | Определяемое слово «снайпера». Снайпера (какого?) засевшего на дереве. | Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Или: Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера, |
Предложения с деепричаст-ным оборотом. | Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому производителю действия. | Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. | Получается: шляпа подъезжала и слетела. Но к станции подъезжал говорящий (а не шляпа). Деятели разные! | Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа. |
Тип ошибки | Природа ошибки | Пример | Объяснение | Правильный вариант |
Согласование подлежащего и сказуемого | Если сложноподчиненные предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…», надо соблюдать единство грамматических форм подлежащего и сказуемого: местоимение- подлежащее «кто» употребляется только с глаголами в форме единственного числа, а «все», «те» - в форме множественного. | Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Те, кто определял политику киностудии в последнее время, был против ее реорганизации. | Первая грамматич. основа: Все знают -правильно, Вторая грамматич. основа: Кто интересуется (должно быть ед.ч., а не мн.) Первая грамматич. основа: Кто определял – правильно. Вторая грамматич. основа: Те были против (должно быть мн.ч., а не ед.) | Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Те, кто определял политику киностудии в последнее время, были против ее реорганизации |
Трудные случаи управления. | Предлог ПО (значение ПОСЛЕ) | по приезде в Москву, по истечении срока, по прибытии, |
Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО ВОПРЕКИ требуют Д.п. | благодаря (чему?) этому влиянию согласно (чему?) личному заявлению вопреки (чему?) обстоятельствам |
Глагол «СКУЧАТЬ» с сущ. и личными мест. 3 лица – требует Д.п. Скучаю по нему, по морю с личными мест. 1 и 2 лица – П.п. (по ком?) по вас, по нас. |
Вера (во что?) в победу, уверенность (в чем?) в победе, |
Оплатить (что?) проезд, заплатить (за что?) за проезд |
Предложения с косвенной речью. | При построении предложений с косвенной речью нельзя использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. | М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье» | М.Ю.Лермонтов пишет, что ОН (Лермонтов) глядит, а не тот, кто строит предложение с косвенной речью. | М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье» Или: М.Ю.Лермонтов пишет, что он печально смотрит на свое поколенье. |