СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к итоговому сочинению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представлена на сайте 4 ЕГЭ. Предлагаю своим обучающимся воспользоваться ею для подготовки к ИС

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к итоговому сочинению»

Итоговое  выпускное  СОЧИНЕНИЕ  В  2023/24  ГОДУ : К  ЧЕМУ  ГОТОВИМ  ВЫПУСКНИКОВ Ольга  Геннадьевна  Гарькавская, учитель  русского  языка  и  литературы  высшей категории,  автор  пособий  издательства  «Легион»

Итоговое выпускное СОЧИНЕНИЕ В 2023/24 ГОДУ :

К ЧЕМУ ГОТОВИМ ВЫПУСКНИКОВ

Ольга Геннадьевна Гарькавская,

учитель русского языка и литературы высшей

категории, автор пособий издательства «Легион»

Формулировка задания

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение- рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём от 350 слов . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого- либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно- популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Критерии  оценивания  итогового  сочинения  ( ИЗЛОЖЕНИЯ ) 1.  При  подсчете  слов  в  сочинении  учитываются  как  самостоятельные,  так  и служебные  части  речи.  Подсчитывается  любая  последовательность  слов,  написанных без  пробела  (например,  «всё- таки»  -  одно  слово,  «всё  же»  –  два  слова).  Инициалы  с фамилией  считаются  одним  словом  (например,  «М.Ю.  Лермонтов»  –  одно  слово). Любые  другие  символы,  в  частности  цифры,  при  подсчёте  не  учитываются  (например, «5  лет»  –  одно  слово,  «пять  лет»  –  два  слова).

Критерии оценивания итогового сочинения ( ИЗЛОЖЕНИЯ )

1. При подсчете слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё- таки» - одно слово, «всё же» два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например,

«5 лет» одно слово, «пять лет» два слова).

Критерии  оценивания  итогового  сочинения  ( ИЗЛОЖЕНИЯ )

Критерии оценивания итогового сочинения ( ИЗЛОЖЕНИЯ )

Критерии  оценивания  итогового  сочинения ( ИЗЛОЖЕНИЯ ) Итоговое  сочинение, соответствующее установленным  требованиям, ОЦЕНИВАЕТСЯ  ПО  КРИТЕРИЯМ : Соответствие  теме. Аргументация.  Привлечение  литературного  материала. Композиция  и  логика  рассуждения. Качество  письменной  речи. Грамотность.

Критерии оценивания итогового сочинения

( ИЗЛОЖЕНИЯ )

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям,

ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО КРИТЕРИЯМ :

  • Соответствие теме.
  • Аргументация. Привлечение литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

Критерии 1 и 2 являются основными

Критерий 1 «Соответствие теме» (Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.)).

« Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» ( Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно- популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий

3 «Композиция и логика рассуждения». Данный критерий

нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

« Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 4 «Качество письменной речи». Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий 5 «Грамотность». Данный критерий позволяет оценить

грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических,

пунктуационных.

Композиция  итогового сочинения вступление Тезис  1- го  абзаца Тезис  2- го  абзаца Тезис  3- го  абзаца пример  из литературы пример  из литературы пример  из литературы микровывод микровывод микровывод заключение

Композиция итогового сочинения

вступление

Тезис 1- го абзаца

Тезис 2- го абзаца

Тезис 3- го абзаца

пример из литературы

пример из

литературы

пример из литературы

микровывод

микровывод

микровывод

заключение

Композиция  итогового  сочинения

Композиция итогового сочинения

Модель  вступления от  общего  к  частному Наверное,  каждый  из  нас  задумывался  о  том,  что  /  как  / насколько… Мы  /  кто- то  …  (моделирование  различных  жизненных позиций  /  ситуаций) зарубежной В  произведениях  отечественной  и литературы  мы  встречаем  немало  примеров… Формулировка  темы  в  виде  вопроса. 5.  В  поисках  ответа  на  этот  вопрос  обратимся  к произведениям…

Модель вступления

от общего к частному

  • Наверное, каждый из нас задумывался о том, что / как / насколько…
  • Мы / кто- то (моделирование различных жизненных позиций / ситуаций)

зарубежной

  • В произведениях отечественной и литературы мы встречаем немало примеров…
  • Формулировка темы в виде вопроса.

5. В поисках ответа на этот вопрос обратимся к произведениям…

Пример  вступления Человек, проживая  свою  жизнь, подобен путешественнику, который  постоянно  познает новое, открывает  для  себя  неизведанные  миры.  Именно  от  того,  по какой  дороге  мы  пойдем,  зависит  вся  наша  жизнь.  Поэтому важную  роль  среди  принимаемых  человеком  решений  играет выбор  жизненного  пути.  Многие  отечественные  писатели  в своих  произведениях  отводили  значительное  место  проблеме выбора  жизненного  пути,  по  которому  следуют  персонажи  в поисках  ответов  на  вопросы  о  смысле  бытия,  решения актуальных  для  своего  времени  проблем.  На  что  должен ориентироваться  человек,  определяя  для  себя главную вопрос этот жизненную  задачу?  В  поисках  ответа  на обратимся  к  произведениям  И.А.Бунина  и  А.И.Солженицына.

Пример вступления

Человек,

проживая свою жизнь,

подобен

путешественнику,

который постоянно познает

новое,

открывает для себя неизведанные миры. Именно от того, по какой дороге мы пойдем, зависит вся наша жизнь. Поэтому важную роль среди принимаемых человеком решений играет выбор жизненного пути. Многие отечественные писатели в своих произведениях отводили значительное место проблеме выбора жизненного пути, по которому следуют персонажи в поисках ответов на вопросы о смысле бытия, решения актуальных для своего времени проблем. На что должен

ориентироваться человек, определяя для себя

главную вопрос

этот

жизненную задачу? В поисках ответа на

обратимся к произведениям И.А.Бунина и А.И.Солженицына.

Пример  вступления  «Всё  начинается  с  любви»,-  писал  знаменитый  поэт Роберт  Рождественский.  Действительно,  именно любовь  является  причиной  всего  существующего  на Земле.  От  великой  любви  мужчины  и  женщины рождается  новая  жизнь.  Любовь  к  родине  заставляет людей  стать  на  защиту  Отечества,  совершать подвиги,  даже  погибать.  Без  сомнения,  русская литература  неоднократно  освещала  значение  этого великого  чувства  в  жизни  каждого  из  нас.  Можно  ли быть  счастливым  без  любви?  Ответы  на  этот  вопрос мы  находим  в  произведениях  Л.Н.Толстого, А.И.Куприна,  М.А.Булгакова.

Пример вступления

  • «Всё начинается с любви»,- писал знаменитый поэт Роберт Рождественский. Действительно, именно любовь является причиной всего существующего на Земле. От великой любви мужчины и женщины рождается новая жизнь. Любовь к родине заставляет людей стать на защиту Отечества, совершать подвиги, даже погибать. Без сомнения, русская литература неоднократно освещала значение этого великого чувства в жизни каждого из нас. Можно ли быть счастливым без любви? Ответы на этот вопрос мы находим в произведениях Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, М.А.Булгакова.
Модель  абзаца  основной  части Абзацный  зачин  -  тезис  (мысль,  которая  будет утверждаться). Комментирующая  часть. Вспомним  /  обратимся  /  приведём  пример  … Несколько  предложений  по  анализу  образа,  эпизода, произведения. Микровывод.

Модель абзаца основной части

  • Абзацный зачин - тезис (мысль, которая будет утверждаться).
  • Комментирующая часть.

Вспомним / обратимся / приведём пример

Несколько предложений по анализу образа, эпизода,

произведения.

  • Микровывод.
Источники  аргументации произведения  устного  народного  творчества (за  исключением  малых  жанров), художественная  литература, документальная  литература, мемуарная  литература, публицистическая  литература, научная  и  научно- популярная  литература  (в  том  числе литературоведческая, философская,  психологическая, искусствоведческая), дневники,  очерки, литературная  критика.

Источники аргументации

  • произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров),
  • художественная литература,
  • документальная литература,
  • мемуарная литература,
  • публицистическая литература,
  • научная и научно- популярная литература (в том числе

литературоведческая,

философская, психологическая, искусствоведческая),

  • дневники, очерки,
  • литературная критика.
Способы  привлечения  текста  для  аргументации Использование  косвенной  речи -  это Конструкция   с  косвенной сложноподчинённое  предложение,  в речью котором главная чьё- либо часть  передаёт  слова  автора,  а  придаточная  - высказывание.  Косвенная  речь  передаёт  чужую  речь  не дословно,  а  лишь  с  сохранением  общего  содержания,  что удобно  в ситуации,  когда  невозможно проверить  точность цитаты.  Однако  и  в  этом  случае  недопустимо  искажение общего  смысла  высказывания. Неслучайно  Кулигин  говорит  о  том,  что  нравы  в Калинове  очень  жестокие.

Способы привлечения текста для аргументации

Использование косвенной речи

- это

Конструкция с косвенной сложноподчинённое предложение, в

речью котором

главная чьё- либо

часть передаёт слова автора, а придаточная -

высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.

Неслучайно Кулигин говорит о том, что нравы в Калинове очень жестокие.

Способы  привлечения  текста Обратимся  к  эпизоду  из… Вспомним  судьбу  героя  романа  … Рассмотрим  образ  …  из  произведения  … Наглядным  примером  является  … Проанализируем  взаимоотношения  героев,  характер героя…

Способы привлечения текста

Обратимся к эпизоду из… Вспомним судьбу героя романа

Рассмотрим образ из произведения Наглядным примером является

Проанализируем взаимоотношения героев, характер героя…

Важное  правило при  анализе ЛИТЕРАТУРНОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ Говорим  не  столько  о  том,  что  делает  герой,  сколько о  том,  что  делает  автор! СРАВНИМ М.А.Шолохов  ставит  своего героя  в  ситуацию  сложного нравственного  выбора  между предательством  и  смертью. Андрей  Соколов  отказывается пить  за  победу  немецкого Герой  не  желает  пить  за  победу  немецкого  оружия, потому  что  является  истинным патриотом,  не  способным оружия  и  предпочитает  смерть предательств у изменить  своим  идеалам

Важное правило при анализе

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Говорим не столько о том, что делает герой, сколько о том, что делает автор!

СРАВНИМ

М.А.Шолохов ставит своего

героя в ситуацию сложного нравственного выбора между предательством и смертью.

Андрей Соколов отказывается пить за победу немецкого

Герой не желает пить за победу немецкого оружия, потому что является истинным патриотом, не способным

оружия и предпочитает смерть предательств у

изменить своим идеалам

Пример абзаца основной части

Люди, лишенные родного дома, семьи, глубоко несчастны.

Примеры таких судеб мы встречаем в повести А.П.Чехова «Палата

6». Не случайно писатель уже в заглавии своего произведения употребляет слово «палата», тем самым указывая читателю на то, что больничная палата заменила многим героям родной дом. А.П.Чехов неоднократно обращает внимание на сходство этого места с тюрьмой: решетки на окнах, одинаковые синие халаты и колпаки, напоминающие одежду арестантов, грубое обращение сторожа Никиты. Да и условия существования в больнице просто невыносимы: повсюду стоят неприятный запах и смрад, людей не выпускают на свежий воздух и даже не пытаются лечить. Особенно трагичным выглядит образ Ивана Дмитриевича Громова. А.П.Чехов, рассказывая его историю, подчеркивает, что в прошлом у него был родной дом, ради сохранения которого герой готов был пожертвовать учебой, карьерой, будущим. Но судьба лишила его возможности быть рядом с близкими. Обреченный на одиночество, он перестал верить в справедливость, и его внутренние страдания переросли в тяжелый душевный недуг. На примере судьбы своего героя писатель показал, что потеря дома приводит к тому, что человеку больше негде искать защиты и справедливости, ему не во что верить.

Пример  абзаца  основной  части Если,  следуя  по  дороге  жизни,  человек  ориентируется  на ложные  ценности,  он  не  может  быть  по-настоящему счастливым.  Вспомним  историю  героя  рассказа  И.А.Бунина «Господин  из  Сан- Франциско».  Заглавный  персонаж  произведения на  протяжении  всей  жизни  верил  в  то,  что  социальный  статус  и деньги  являются  главной  целью.  Описывая  путешествие господина  из  Сан- Франциско  на  теплоходе  «Атлантида», писатель  подчеркивает,  с  каким  уважением  относились  все  к  его семье  до  тех  пор,  пока  он  готов  был  тратить  деньги.  Однако И.А.Бунин  показывает  читателям,  насколько  неискренними  и безнравственными  были  как  сотрудники,  так  и  пассажиры теплохода:  после  смерти  героя  они  перестали  уделять  внимание его  жене  и  дочери,  тело  героя  везли  в  трюме,  чтобы  не  подорвать репутацию  корабля.  Так,  И.А.Бунин  показал  нам,  что  искренние человеческие  отношения  строятся  на  любви,  понимании,  а  не  на социальном  статусе  и  материальных  благах.

Пример абзаца основной части

Если, следуя по дороге жизни, человек ориентируется на ложные ценности, он не может быть по-настоящему счастливым. Вспомним историю героя рассказа И.А.Бунина

«Господин из Сан- Франциско». Заглавный персонаж произведения

на протяжении всей жизни верил в то, что социальный статус и деньги являются главной целью. Описывая путешествие господина из Сан- Франциско на теплоходе «Атлантида», писатель подчеркивает, с каким уважением относились все к его семье до тех пор, пока он готов был тратить деньги. Однако И.А.Бунин показывает читателям, насколько неискренними и безнравственными были как сотрудники, так и пассажиры теплохода: после смерти героя они перестали уделять внимание его жене и дочери, тело героя везли в трюме, чтобы не подорвать репутацию корабля. Так, И.А.Бунин показал нам, что искренние человеческие отношения строятся на любви, понимании, а не на социальном статусе и материальных благах.

Пример  абзаца  основной  части Пример  праведной  жизни  мы  находим  в  повести А.И.Солженицына  «Матрёнин  двор».  Писатель  показывает нам,  что  героиня  главной  целью  считала  помощь  людям. Матрёна  была  всегда  добра  к  окружающим,  никому  ни  в чём  не  отказывала  и  при  этом  никогда  ничего  не  ждала взамен.  Конечно,  перед  нами  героиня,  жизненный  путь которой  был  нелегкий:  смерть  детей,  отсутствие  помощи со  стороны  государства,  непонимание  односельчан.  Однако трудные  обстоятельства  не  озлобили  Матрёну.  Она  не имела  материального  богатства,  но  всегда  была  в  ладу  со своей  совестью.  Неслучайно  в  финале  произведения А.И.Солженицын утверждает:  «Не  стоит  село  без праведника».  Именно  следование  нравственным  законам должно  быть  главным  ориентиром  на  жизненном  пути.

Пример абзаца основной части

Пример праведной жизни мы находим в повести А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Писатель показывает нам, что героиня главной целью считала помощь людям. Матрёна была всегда добра к окружающим, никому ни в чём не отказывала и при этом никогда ничего не ждала взамен. Конечно, перед нами героиня, жизненный путь которой был нелегкий: смерть детей, отсутствие помощи со стороны государства, непонимание односельчан. Однако трудные обстоятельства не озлобили Матрёну. Она не имела материального богатства, но всегда была в ладу со

своей совестью. Неслучайно в финале произведения А.И.Солженицын

утверждает: «Не стоит село без

праведника». Именно следование нравственным законам должно быть главным ориентиром на жизненном пути.

Пример  заключения Таким  образом,  семья  –  важнейшая  нравственная категория  для  каждого  человека.  В  творчестве  известных отечественных  писателей  мы  видим  множество  примеров того,  насколько  значимы  дом,  семья,  обычаи  и  традиции предков  для  каждого  из  нас.  Л.Н.Толстой,  А.П.Чехов, М.А.Шолохов  со  страниц  своих  произведений  обращаются к  нам  с  призывом  не  потерять  дом,  бережно  относиться  к своим  близким,  уважать  родную  землю.  Я  думаю,  именно  в этом  секрет  человеческого  счастья!

Пример заключения

Таким образом, семья важнейшая нравственная категория для каждого человека. В творчестве известных отечественных писателей мы видим множество примеров того, насколько значимы дом, семья, обычаи и традиции предков для каждого из нас. Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.А.Шолохов со страниц своих произведений обращаются к нам с призывом не потерять дом, бережно относиться к своим близким, уважать родную землю. Я думаю, именно в этом секрет человеческого счастья!

Пример  заключения Таким  образом,  трудно  переоценить  значение  книги  в нашей  жизни.  Я  уверен,  что  у  каждого  человека  есть  своя произведений, спутниками: которые иногда учителями, «золотая  полка»  любимых являются   его постоянными советчиками  или собеседниками, иногда иногда  близкими  друзьями. Рядом  с  хорошей  книгой  мы добрее.  Вспомним  слова становимся  лучше,  умнее, М.Горького: «Любите книгу:  она  поможет  вам разобраться  в  пестрой  путанице  мыслей,  она  научит  вас уважать  человека».  Я  думаю,  нам,  людям  XXI  века, особенно  важно  почаще  обращаться  к  любимым  книгам, чтобы  не  сбиться  с  жизненного  пути  и  сохранить верность  идеалам  добра  и  справедливости.

Пример заключения

Таким образом, трудно переоценить значение книги в нашей жизни. Я уверен, что у каждого человека есть своя

произведений, спутниками:

которые иногда учителями,

«золотая полка» любимых являются его

постоянными

советчиками или

собеседниками,

иногда

иногда близкими друзьями.

Рядом с хорошей книгой мы добрее. Вспомним слова

становимся лучше, умнее,

М.Горького:

«Любите

книгу: она поможет вам

разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека». Я думаю, нам, людям XXI века, особенно важно почаще обращаться к любимым книгам, чтобы не сбиться с жизненного пути и сохранить верность идеалам добра и справедливости.

Темы  итогового  сочинения  2023/24  года учебном году  комплекты  тем  итогового  сочинения  будут В  2023/24 формироваться  из ежегодно  пополняемого  закрытого  банка  тем  итогового сочинения.  Комплекты  будут  содержать  как  темы,  которые  использовались в  прошлые  годы,  так  и  новые  темы,  разработанные  в  2022  и  2023  гг. В  раздел  3  «Природа  и  культура  в  жизни  человека»  добавлен  новый подраздел  «Язык  и  языковая  личность». (https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

Темы итогового сочинения 2023/24 года

учебном

году комплекты тем итогового сочинения будут

В 2023/24

формироваться из

ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового

сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.

В раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый

подраздел «Язык и языковая личность».

(https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

Перечень разделов и подразделов

Разделы и подразделы

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • Познание человеком самого себя.
  • Познание человеком самого себя.
  • Свобода человека и ее ограничения.
  • Свобода человека и ее ограничения.
  • Семья, общество, Отечество в жизни человека Семья, род; семейные ценности и традиции. Человек и общество.
  • Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • Человек и общество.
  • Родина, государство, гражданская позиция человека.
  • Родина, государство, гражданская позиция человека.
  • Природа и культура в жизни человека
  • Природа и человек. Наука и человек. Искусство и человек. Язык и языковая личность.
  • Природа и человек.
  • Наука и человек.
  • Искусство и человек.
  • Язык и языковая личность.

(https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

(https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

(https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

Раздел  1.  Духовно- нравственные  ориентиры  в  жизни человека связаны  с  вопросами,  которые  человек  задаёт  себе  сам,  в  том  числе  в с и - туации  нравственного  выбора - нацеливают  на рассуждение  о  нравственных  идеалах  и  моральных нормах, сиюминутном  и  вечном,  добре  и  зле,  о  свободе  и ответственности касаются  размышлений  о  смысле  жизни,  гуманных  и  антигуманных  поступках, их  мотивах,  причинах  внутреннего  разлада  и  об  угрызениях  совести позволяют  задуматься  об  образе  жизни  человека,  о  выборе  им  жизненного пути,  значимой  цели  и  средствах  её  достижения,  любви  и  дружбе побуждают  к  самоанализу,  осмыслению  опыта  других  людей  (или  поступков литературных  героев),  стремящихся  понять  себя (https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

Раздел 1. Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека

связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в с и - туации нравственного выбора

-

нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,

сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности

касаются размышлений о смысле жизни, гуманных и антигуманных поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести

позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе

побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя

(https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  1  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Духовно- нравственные  ориентиры  в  жизни  человека 1.1.  Внутренний  мир  человека  и  его  личностные  качества.  Примерные  темы Когда  о  человеке  можно  сказать,  что  он  верен  себе? Когда  нужно  сдерживать  душевные  порывы? Добрыми  рождаются  или  становятся? Какого  человека  можно  назвать  героем  своего  времени  ? Согласны  ли  Вы  с  утверждением,  что  человек  не  волен  в  своих  чувствах? Согласны  ли  Вы  с  высказыванием  Вольтера:  «Только слабые  совершают  преступления: сильному  и  счастливому  они  не  нужны»? В  чём  смысл  утверждения  Ф.  Шиллера:  «Голова  должна  воспитывать  сердце»? Согласны  ли  Вы  с  утверждением  Н.М.Карамзина: «Мужество  есть  великое  свойство души»? Почему  «гордость»  и  «гордыня»  –  разные  понятия? Как  надежда  помогает  выстоять  в  жизненных  испытаниях?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 1 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Примерные темы

  • Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
  • Когда нужно сдерживать душевные порывы?
  • Добрыми рождаются или становятся?
  • Какого человека можно назвать героем своего времени ?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
  • Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления:

сильному и счастливому они не нужны»?

  • В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Н.М.Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
  • Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
  • Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 1 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению),

нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

Примерные темы

  • Какие качества делают человека лидером?
  • Что значит жить для людей?
  • Помощь другим – право или обязанность?
  • Что объединяет людей?
  • Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из- под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
  • Как Вы понимаете прозвучавшее в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» утверждение:

«Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро,

которое мы им сделали»?

  • Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
  • Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
  • Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  1  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Духовно- нравственные  ориентиры  в  жизни  человека 1.3.  Познание  человеком  самого  себя . Примерные  темы Спорить  с  судьбой  или  принимать её? Что  значит  быть  самим  собой? Как  выбрать  жизненную  дорогу? Какие  ориентиры  помогают  не  заблудиться  на  жизненном  пути? Согласны  ли  Вы  с  пословицей: «Тот  больше  ошибается,  кто  в  своих  ошибках  не кается»? Согласны  ли  Вы  с  утверждением  Б.Л.  Пастернака:  «Надо  ставить  себе  задачи  выше своих  сил»? Согласны  ли  Вы  с  Н.А.  Заболоцким:  «Нет  на  свете  печальней  измены,  чем  измена себе самому»? Согласны  ли  Вы  с  убеждением  автора  романа  «Война  и  мир»,  что  каждый  человек должен  пройти  свой  путь  духовных  исканий? Как  характеризует  человека  его  мечта? Почему  на  жизненном  пути  важны  не  только  уверенность,  но  и  сомнения?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 1 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека

1.3. Познание человеком самого себя .

Примерные темы

  • Спорить с судьбой или принимать её?
  • Что значит быть самим собой?
  • Как выбрать жизненную дорогу?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше

своих сил»?

  • Согласны ли Вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»?
  • Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
  • Как характеризует человека его мечта?
  • Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?
АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  1  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Духовно- нравственные  ориентиры  в  жизни  человека 1.4.  Свобода  человека  и  ее  ограничения.  Примерные  темы Что  такое  свобода? Что  значит  быть  свободным? Чем  опасна  свобода  без  ограничений? В  чём  разница  между  свободой  и  вседозволенностью? Понимать  человека  или  управлять  им? Согласны  ли  Вы  с  высказыванием  Б.Паскаля:  «Нехорошо  быть  слишком свободным.  Нехорошо  ни  в  чём  не  знать  нужды»?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 1 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека

1.4. Свобода человека и ее ограничения. Примерные темы

  • Что такое свобода?
  • Что значит быть свободным?
  • Чем опасна свобода без ограничений?
  • В чём разница между свободой и вседозволенностью?
  • Понимать человека или управлять им?
  • Согласны ли Вы с высказыванием Б.Паскаля: «Нехорошо быть слишком

свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды»?

Универсальные  источники аргументов

Универсальные источники аргументов

Духовно- нравственные  ориентиры  в  жизни  человека Список  произведений  для  аргументации Ф.М.Достоевский.  «Преступление  и  наказание». А.С.Грибоедов.  «Горе  от  ума». А.С.Пушкин.  «Капитанская дочка». М.А.Булгаков.  «Мастер  и  Маргарита». Н.В.Гоголь.  «Тарас  Бульба». М.Ю.Лермонтов.  «Герой  нашего  времени». В.А.Закруткин  .  «Матерь  человеческая». М.А.Шолохов.  «Судьба  человека». А.И.Куприн.  «Чудесный  доктор». И.А.Бунин. «Господин  из Сан- Франциско». М.Горький.  «Старуха  Изергиль». К.Булычёв.  «Поломка  на  линии».

Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека

Список произведений для аргументации

  • Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».
  • А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
  • А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».
  • М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
  • Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».
  • М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
  • В.А.Закруткин . «Матерь человеческая».
  • М.А.Шолохов. «Судьба человека».
  • А.И.Куприн. «Чудесный доктор».
  • И.А.Бунин. «Господин из Сан- Франциско».
  • М.Горький. «Старуха Изергиль».
  • К.Булычёв. «Поломка на линии».
Раздел  2.  Семья,  общество,  Отечество  в  жизни  человека связаны  со  взглядом  на  человека  как  представителя  семьи,  социума,  народа, поколения,  эпохи нацеливают  на  размышление  о  семейных  и  общественных  ценностях, традициях  и  обычаях,  межличностных  отношениях  и  влиянии  среды  на человека касаются  вопросов  исторического  времени,  гражданских  идеалов,  важности сохранения  исторической  памяти,  роли  личности  в  истории позволяют  задуматься  о  славе  и  бесславии,  личном  и  общественном,  своём вкладе  в  общественный  прогресс побуждают  рассуждать  об  образовании  и  о  воспитании,  споре  поколений  и об общественном  благополучии,  о  народном  подвиге  и  направлениях  развития общества - - (https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи

нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека

касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности

сохранения исторической памяти, роли личности в истории

позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс

побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об

общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития

общества

-

-

(https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  2  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Семья,  общество,  Отечество  в  жизни  человека 2.1  .  Семья,  род,  семейные  ценности  и традиции . Примерные  темы Какой,  по  вашему  мнению,  должна  быть  идеальная  семья? Что  в  семье  самое главное? Какие  добродетели  и  пороки  детей  взращиваются  любовью  родителей? Что  такое  семейные  ценности  и  зачем  они  нужны? Прав  ли  Л.  Н.  Толстой,  сказавший:  «Все  счастливые  семьи  похожи  друг  на друга,  каждая  несчастливая  семья  несчастлива  по-своему»? Согласны  ли  Вы  с  французским  писателем  Альбером  Камю,  утверждавшим, что  «каждому  поколению  свойственно  считать  себя  призванным  переделать мир»? От  чего  Вы  хотели  бы  предостеречь  своих  далёких  потомков? Что  может  мешать  отцам  и  детям  понять  друг  друга? «Век  нынешний  и  век  минувший»:  причины  конфликта. Как  избежать  конфликта  между  «отцами»  и  «детьми»? Устарело  ли  понятие  «домашнего  очага»? В  чём,  по- вашему,  должна  проявляться  родительская  любовь?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 2 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1 . Семья, род, семейные ценности и традиции .

Примерные темы

  • Какой, по вашему мнению, должна быть идеальная семья?
  • Что в семье самое главное?
  • Какие добродетели и пороки детей взращиваются любовью родителей?
  • Что такое семейные ценности и зачем они нужны?
  • Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  • От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  • Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
  • Устарело ли понятие «домашнего очага»?
  • В чём, по- вашему, должна проявляться родительская любовь?
АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  2  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Семья,  общество,  Отечество  в  жизни  человека 2.2.  Человек  и общество. Примерные  темы Может  ли  человек  противостоять  окружающему  обществу? В  чём  состоят  обязанности  человека  перед  обществом? Может  ли  общество  подавить  в  человеке  индивидуальность? Полезен  ли  конформизм? Согласны  ли  Вы  с  утверждением  Ф.М.  Достоевского:  «Каждый  человек  несёт ответственность  перед  всеми  людьми  за  всех  людей  и  за  всё»? Как  Вы  понимаете  утверждение  А.Н.  Радищева:  «Только  тогда  станешь человеком,  когда  научишься видеть  человека  в  другом»? Надо  ли  сохранять  традиции  как  социальный  опыт  прошлых  поколений? Согласны  ли  Вы  со  словами  А.С.  Пушкина: «Не  может  быть,  чтобы  со временем  человеческое  общество  не  поняло  всю  бессмысленность  и жестокость  войн»? Что  такое  репутация человека  в  обществе? Личность  и  общество:  возможна  ли  гармония? Что  значит  быть  авторитетным человеком  в  обществе? Может  ли  человек  полноценно  жить  вне  общества?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 2 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.2. Человек и общество.

Примерные темы

  • Может ли человек противостоять окружающему обществу?
  • В чём состоят обязанности человека перед обществом?
  • Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
  • Полезен ли конформизм?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?
  • Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  • Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
  • Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Личность и общество: возможна ли гармония?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Может ли человек полноценно жить вне общества?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 2 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Примерные темы

  • Почему мы не должны забывать свою малую родину?
  • Когда страна, в которой мы живём, становится родиной?
  • Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего»?

  • Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен?
  • Как Вы понимаете слова А.Т. Твардовского: «Есть имена и есть такие даты, –

они нетленной сущности полны»?

  • Согласны ли Вы с убеждением А.С. Пушкина в том, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?
  • Каким бывает подвиг на войне?
  • Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
  • В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  • Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
Семья,  общество,  Отечество  в  жизни  человека Список  произведений  для  аргументации И.С.Тургенев.  «Отцы  и  дети». А.С.Грибоедов.  «Горе  от  ума». И.А.Гончаров.  «Обломов». А.С.Пушкин.  «Капитанская дочка». М.Ю.Лермонтов.  «Герой  нашего  времени». В.Быков.  «Обелиск». Б.Н.Полевой.  «Повесть  о  настоящем  человеке». А.Т.Твардовский.  «Василий  Тёркин». М.А.Шолохов.  «Судьба  человека». Ю.Нагибин.  «Заброшенная  дорога». М.Ю.Лермонтов.  «Бородино». М.Горький.  «Старуха  Изергиль». Н.Баранов.  «Каникулы  онлайн».

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Список произведений для аргументации

  • И.С.Тургенев. «Отцы и дети».
  • А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
  • И.А.Гончаров. «Обломов».
  • А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».
  • М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
  • В.Быков. «Обелиск».
  • Б.Н.Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
  • А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин».
  • М.А.Шолохов. «Судьба человека».
  • Ю.Нагибин. «Заброшенная дорога».
  • М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
  • М.Горький. «Старуха Изергиль».
  • Н.Баранов. «Каникулы онлайн».
Раздел  3.  П РИРОДА  И  КУЛЬТУРА  В  ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА связаны  с  философскими,  социальными,  этическими,  эстетическими пр - облемами,  вопросами  экологии на - целивают  на  рассуждение  об  искусстве  и  о  науке,  о  феномене таланта, ценности  художественного  творчества  и  научного поиска,  о собственных предпочтениях  или  интересах  в  области  искусства  и  науки,  о  языке  (в  том числе  родном)  и  языковой  культуре касаются  миссии художника  и  ответственности  человека  науки,  значения великих  творений  искусства  и  научных  открытий  (в  том  числе  в  связи с юбилейными  датами) позволяют  осмысливать  роль  культуры  в  жизни  человека,  связь  языка  с историей  страны,  важность  бережного  отношения  к  языку,  сохранения исторической  памяти  и  традиционных  ценностей побуждают  задуматься  о  взаимодействии  человека  и  природы,  направлениях развития  культуры,  влиянии  искусства  и  новых  технологий  на  человека (https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

Раздел 3. П РИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими пр - облемами, вопросами экологии

на - целивают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре

касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами)

позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей

побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях

развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека

(https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie)

АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  3  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Природа  и  культура  в  жизни  человека 3.1.  Природа  и  человек Примерные  темы Каким  должно  быть  отношение  человека  к  природе? Человек  и  природа:  единство  и  противостояние. Что  мешает  человеку  обрести  гармонию  с  природой? Человек  –  хозяин  природы  или  её  часть? Почему  природа  –  вечный  источник  вдохновения  для  писателей? Согласны  ли  Вы  с  утверждением  Э.М.  Ремарка:  «Когда  человек  одинок,  он  начинает присматриваться к  природе»? Способна  ли  природа  воспитывать  человека? Почему  мир  природы  часто  противопоставляют  миру  людей? Когда  хочется  остановить  мгновение? Природа  и  внутренний  мир  человека:  созвучие  и  диссонанс. Как  Вы  понимаете  выражение  «жить  в  гармонии  с  природой»? Гармония  природы  и  несовершенство  человека.

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 3 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек

Примерные темы

  • Каким должно быть отношение человека к природе?
  • Человек и природа: единство и противостояние.
  • Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
  • Человек – хозяин природы или её часть?
  • Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?
  • Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»?
  • Способна ли природа воспитывать человека?
  • Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
  • Когда хочется остановить мгновение?
  • Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
  • Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
  • Гармония природы и несовершенство человека.
АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  3  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Природа  и  культура  в  жизни  человека 3.2.  Наука  и  человек. Примерные  темы Какое  достижение  научно- технического  прогресса  Вы  считаете  самым  важным  и почему? Возможно  ли  остановить  стремление  человека  к  техническому  прогрессу? Почему  человек  постоянно  стремиться  заглянуть  в  будущее? Технический  прогресс  на  службе  у  человека  или  наоборот? Должен  ли  учёный  думать  о  последствиях  своих  открытий? Может  ли  научное  открытие  представлять  опасность  для  человека  и человечества? От  чего  предостерегают  человека  антиутопии? Стал  ли  человек  другим  в  эпоху  технологий? Согласны  ли Вы  со  словами  А.А.  Вознесенского:  «Все  прогрессы  реакционны, если  рушится  человек»? Что  важнее  для  современного  поколения:  умение  жить  в  цифровом  мире  или живое  общение?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 3 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Природа и культура в жизни человека

3.2. Наука и человек.

Примерные темы

  • Какое достижение научно- технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?
  • Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?
  • Почему человек постоянно стремиться заглянуть в будущее?
  • Технический прогресс на службе у человека или наоборот?
  • Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
  • Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
  • От чего предостерегают человека антиутопии?
  • Стал ли человек другим в эпоху технологий?
  • Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или

живое общение?

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 3 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Природа и культура в жизни человека

3.1. Искусство и человек.

Примерные темы

  • Какова роль искусства в жизни общества?
  • Можно ли обойтись в жизни без творчества?
  • В чём заключается подлинный талант писателя?
  • Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
  • В чём разница между искусством и ремеслом?
  • 7. Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?
  • Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
  • Как Вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Произведение искусства хорошо или

дурно от того, насколько от души говорит художник»?

  • Нужно ли классическое искусство современному человеку?
  • Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
  • Какое литературное (музыкальное, театральное, кинематографическое) произведение прошлого актуально для сегодняшнего дня?
  • Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное

впечатление?

АНАЛИЗ  РАЗДЕЛА  3  ЗАКРЫТОГО БАНКА  ТЕМ  ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ В  2023/24 УЧЕБНОМ  ГОДУ Природа  и  культура  в  жизни  человека 3.4.  Язык  и  языковая  личность Примерные  темы Зачем  нужно  следить  за  правильностью  речи? Согласны  ли  Вы  с  словами  Ф.И.Тютчева:  «Нам  не  дано  предугадать, как  слово  наше  отзовётся»? Как  в  языке  отражается  история  народа? Языковой  портрет  героя. Как  социальные  потрясения  влияют  на  язык? Согласны  ли  Вы  со  словами  Л.Н.  Толстого:  «Обращаться  с  языком кое- как  –  значит  и  мыслить  кое- как»? В  чём,  на  Ваш  взгляд,  заключается  ценность  писем? Согласны  ли  Вы  с  высказыванием  К.Г.  Паустовского:  «Истинная любовь  к  своей  стране  немыслима  без  любви  к  своему  языку»? Как  Вы  понимаете  слова  А.И.Куприна:  «Язык  –  это  история  народа»? Нет  магии  сильней,  чем  магия  слов.

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА 3 ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ

Природа и культура в жизни человека

3.4. Язык и языковая личность

Примерные темы

  • Зачем нужно следить за правильностью речи?
  • Согласны ли Вы с словами Ф.И.Тютчева: «Нам не дано предугадать,

как слово наше отзовётся»?

  • Как в языке отражается история народа?
  • Языковой портрет героя.
  • Как социальные потрясения влияют на язык?
  • Согласны ли Вы со словами Л.Н. Толстого: «Обращаться с языком

кое- как – значит и мыслить кое- как»?

  • В чём, на Ваш взгляд, заключается ценность писем?
  • Согласны ли Вы с высказыванием К.Г. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»?
  • Как Вы понимаете слова А.И.Куприна: «Язык – это история народа»?
  • Нет магии сильней, чем магия слов.
П рирода  и  культура  в  жизни  человека Список  произведений  для  аргументации И.С.Тургенев.  «Отцы  и  дети». А.Н.Островский. «Гроза». А.А.Ахматова. «Мужество». И.С.Тургенев.  «Русский  язык». М.А.Булгаков.  «Собачье  сердце». Е.И.Замятин.  «Мы». А.И.Куприн.  «Гранатовый  браслет». В.Г.Короленко.  «Слепой  музыкант». В.Г.Распутин.  «Прощание  с  Матёрой». В.П.Астафьев.  «Царь- рыба». Р.Брэдбери.  «451  градус  по  Фаренгейту». В.В.Вересаев. «Мать».

П рирода и культура в жизни человека

Список произведений для аргументации

  • И.С.Тургенев. «Отцы и дети».
  • А.Н.Островский. «Гроза».
  • А.А.Ахматова. «Мужество».
  • И.С.Тургенев. «Русский язык».
  • М.А.Булгаков. «Собачье сердце».
  • Е.И.Замятин. «Мы».
  • А.И.Куприн. «Гранатовый браслет».
  • В.Г.Короленко. «Слепой музыкант».
  • В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой».
  • В.П.Астафьев. «Царь- рыба».
  • Р.Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту».
  • В.В.Вересаев. «Мать».
Полный  ассортимент  пособий  на  сайте  www.legionr.ru КОМПЛЕКС  ПОСОБИЙ ЕГЭ

Полный ассортимент пособий на сайте www.legionr.ru

КОМПЛЕКС ПОСОБИЙ

ЕГЭ

Полный  ассортимент  пособий  на  сайте  www.legionr.ru КОМПЛЕКС  ПОСОБИЙ ЕГЭ

Полный ассортимент пособий на сайте www.legionr.ru

КОМПЛЕКС ПОСОБИЙ

ЕГЭ

Полный  ассортимент  пособий  на  сайте  www.legionr.ru КОМПЛЕКС  ПОСОБИЙ ВПР

Полный ассортимент пособий на сайте www.legionr.ru

КОМПЛЕКС ПОСОБИЙ

ВПР

СКИДКА  30% НА  ВСЕ  ПОСОБИЯ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ И  ЛИТЕРАТУРЕ Скидка  действует до  22  ноября  2023  г.  (включительно) При  заказе в  нашем  интернет- магазине  www.legionr.ru  ввести  код: ВЫПУСКНОЕСОЧИНЕНИЕ

СКИДКА 30%

НА ВСЕ ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Скидка действует

до 22 ноября 2023 г. (включительно)

При заказе в нашем интернет- магазине www.legionr.ru ввести код:

ВЫПУСКНОЕСОЧИНЕНИЕ

Где  купить? Официальный  интернет- магазин издательства  «Легион»  www.legionr.ru Оплата  наличными,  банковским  переводом, при  получении. Доставка  «Почтой  России»  или  курьерской службой.  Скидки. Бесплатная  доставка  при  заказе от  3  000  руб. Интернет- магазины www.ozon.ru,  www.labirint.ru ,  ww.wildberries.ru Книжные  магазины  города

Где купить?

Официальный интернет- магазин издательства «Легион» www.legionr.ru

Оплата наличными, банковским переводом, при получении.

Доставка «Почтой России» или курьерской

службой. Скидки.

Бесплатная доставка при заказе от 3 000 руб.

Интернет- магазины

www.ozon.ru, www.labirint.ru , ww.wildberries.ru

Книжные магазины города