СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к изложению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к изложению»

Готовимся к изложению

Микротема

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Микротема — это наименьшая составная часть общей темы текста.

Все микротемы подчинены общей теме текста, раскрывают её.

В одном абзаце, как правило, раскрывается одна микротема.

При написании сжатого изложения необходимо сохранить все микротемы текста.



Задание 1. Прочитайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Кто-то из русских писателей в начале века сказал: «Произошло два события одинаковой важности: люди на­учились летать и люди разучились удивляться этому». Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способно­сти удивляться — от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупе­ния чувств, от обжорства этим самым техническим про­грессом.

Нет, я тоже перестал удивляться лунному грунту, зон­дированию Венеры, чудовищным скоростям на Земле. Но парашютику одуванчика я — представьте себе — всё еще удивляюсь. Я и пишу-то это, может быть, только для того, чтобы вы оторвали на минуту свой утомлённый взгляд от беспрерывного, бесконечного мелькания (теле­визор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эска­латоры, телефонные диски — весь мелькающий мир, ког­да он мчится и завихряется вокруг вас или когда вы мчитесь сквозь него со скоростью автомобиля, поезда, самолёта) и остановили бы его, свой утомлённый взгляд, на огромной неподвижной капле влаги, скопившейся в сборчатом и ворсистом листе манжетки. Или на парашю­те одуванчика.

Вы подняли пушистый цветок над головой (кто же это сказал красиво и точно: «Одуванчик из солнца уже пре­вратился в луну»?) и дунули на него. Пушинки бойко и дружно взмывают вверх, потом, относимые ветерком, на­чинают наискось падать, опускаться на землю. И пока вы следите за ними, пока они летят, сначала беленькие и чёткие на фоне синего неба, а потом переплывут на фон зелёной травы, что-то успеет дрогнуть, оттаять в вас. Про­клюнется из мёртвого холода слабый первый толчок ду­шевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена.

(По В. Солоухину)

Задание 2. Прочитайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Я веду на петербургском радио передачу «Говорите по- русски». На первый взгляд, этот призыв не имеет ника­кого смысла, поскольку он адресован людям, которые и так говорят именно по-русски. Между тем, прислушав­шись и присмотревшись к тому, как вокруг говорят и пишут по-русски, легко впасть в уныние и решить, что с великим русским языком покончено. Это, конечно, не так. В любые времена были люди, блестяще владеющие родным языком, и те, кто изъяснялся на нём с трудом. Речь не о том, чтобы раз и навсегда расправиться с язы­ковыми ошибками — такой задачи не решить и сотне передач по всем каналам радио. Я просто хотел побудить слушателей внимательнее относиться к своей речи.

В последнее время в газетах и но телевидению мелька­ет выражение «светская хроника». Под такой рубрикой подаётся обычно информация о разнообразных приёмах, балах, презентациях и прочем в том же духе. Кинорежис­сёры и президенты компаний, знаменитые хоккеисты, фотомодели и депутаты Государственной думы в безуко­ризненных костюмах предаются радостям «светской жиз­ни». Журналист, а чаще журналистка, чуть ли не с по­клоном подбегает к «светскому льву» и просит сказать несколько слов в микрофон. «Лев», для приличия пока­призничав, произносит эти самые слова. И сразу становится ясно, что под маской льва скрывается совсем другое существо, что никакой он не светский человек, а простой парень, едва окончивший три класса начальной школы и при этом связавшийся с дурной уличной компа­нией.

Можно ли научиться говорить? Конечно, можно. Но для этого надо учиться. Чему именно? Какой должна быть хорошая русская речь? Какими свойствами должна она обладать? Каким критериям должна удовлетворять? В передаче я пытаюсь ответить на эти вопросы. (По П. Клубкову)


Задание 3. Прочитайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

На земле давным-давно открыты все материки и ост­рова. «Колумбы» ушли в звездолётчики. И всё же откры­тие земли продолжается. Это уже иные открытия — в сфере психологии самой земли, её, скрытых от глаз, пере­живаний. Вот таким великим психологом земной жиз­ни — её трав, зверья, природы как мощного двигателя человеческой души — был и остаётся Пришвин. В жизни мы проходим мимо удивительных вещей, как бы не за­мечая их, дни у нас часто похожи один на другой, как близнецы. Пришвин возвращает нам красоту обыденной жизни, красоту окружающей нас природы.

Поэтическая детскость видения мира людей, мира ве­щей — вот что выделяет (но не отделяет) Пришвина сре­ди русских писателей. Ведь и «ребёнка в себе» берёг он для этого «детского» вызнавания обо всём, вечно удивлён­ного — «что это?». Отсюда и проникновенное внимание к мелочам: в мире пришвинского слова всё важно, значи­мо — и запоздалый ручей, и белые, чуть «побольше моли, бабочки», и двойное небо, и мастерская дятла, и многое другое. И душа, например, только что проклюну­вшегося листа, и душа человеческая уравнены в своём значении. Он знал, что мир огромен даже в самой малой своей малости, и шёл к людям от природы и через приро­ду: она — посредник между прозой жизни и поэзией сердца.

Вся жизнь для Пришвина — праздник и подвиг. Всё у него — от муравьёв и зверушек и до человека — в своей общей совокупности и составляет красоту, увиденную жизнью большого человеческого сердца. Не потому ли для нас так важно сберегать и помнить всё пришвинское и постигать творческую линию поведения по-пришвински, с вершин поэзии? (По В. Цыбину)