Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ
Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
«Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.
Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. — Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!»
ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВА
ЛИЗЫ
Любовь к Эрасту
Измена Эраста
Легкомыслие Эраста
Обманутое доверие
Потеря смысла жизни
- Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?
- Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
- Как проявляются в повести черты сентиментализма?
- Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
- В чем смысл заглавия?
В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки.
Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.
КИПРЕНСКИЙ
Орест Адамович
(1782-1836)
ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ
портрета «БЕДНАЯ ЛИЗА».
Карамзин в своем произведении не случайно упоминает ЛАНДЫШ (обозначают чистоту, нежность, любовь, верность, невинность) , а не иной какой-то цветок: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами».
Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок — символ любви, у которой нет будущего.
К началу XIX века сентиментализм сменился романтизмом. Внутренний мир и чувства героев стали отходить на второй план, уступая место силе и страсти романтических героев, их исключительности на фоне общества. В русской живописи стало востребованным выявление в портретируемом психологических черт, демонстрирующих глубину личности – доминирование признаков социального статуса теряло позиции. К году создания Кипренским «Бедной Лизы» интерес публики к произведению Карамзина поутих. Но художника тема не оставляла.
После смерти
Карамзина, с
которым
Кипренский
ещё в 1809 году
познакомился в
московском
литературно-
светском салоне,
живописец
решил создать
портрет так
волновавшей его воображение Лизы. Как символ первой, трогательной, наивной и готовой на всё, любви. Как дань памяти великому писателю.
По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.
Написана маслом на холсте размером 45 х 39 см в 1827 году. Находится в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10). В музей картина попала после смерти в 1943 году её владельца, Павла Сергеевича Шереметева (1871-1943), историка и художника, представителя знатного рода, после Революции оставшегося работать в Москве.
«Бедная Лиза». Художник О. А. Кипренский. 1827 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Энциклопедический СЛОВАРЬ
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО «ПРОБЛЕМА»?
ПРОБЛЕМА - (от греч. problema - задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции.
ПРОБЛЕМА - (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
А как вы понимаете сочетание слов: «НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»?
ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
1.Внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.
Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности - определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести.
ВЫВОД:
Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.
Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении?
- урок доброты и сострадания
- урок ответственности за свои поступки
- урок бережного отношения к чувствам других людей
- урок равенства людей вне зависимости от их социального положения
- урок осторожности, предусмотрительности и т.д.
Какие нравственные проблемы можно выделить в повести Карамзина?
- проблема ответственности человека за свои поступки
- проблема уважительного отношения к чувствам других людей
- проблема сословного эгоизма, превосходства
- проблема сострадания
Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?
Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему?
Определите тему этого произведения?
В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев.
Определите идею этого произведения?
«И крестьянки любит умеют»
ВЫВОД:
Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.
3-ИЙ АБЗАЦ
Аргумент (=доказательство, пример)
№ 2 (из жизненного опыта) Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения. Ваша задача - привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в аспекте данного понятия.
1-ЫЙ АБЗАЦ
Тезис (мысль которую надо раскрыть, доказать) Ваша задача: ответить на поставленный вопрос.
2-ОЙ АБЗАЦ
Аргумент (=доказательство, пример)
№ 1 (из прочитанного текста) Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ в аспекте этого понятия.
4-ЫЙ АБЗАЦ
Заключение, вывод. Ваша задача – сделать вывод из сказанного. Помни! Вступление и заключение должны быть родственны друг другу. Заключение – это возвращение к началу , то же самое, но
уже другими словами, на другом уровне!
СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.
Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Вступление
1) Что такое нравственность? (по словарю)
2) Нравственность в моем понимании.
Основная часть
3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает?
4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек)
Заключение
5) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?
Какие нравственные уроки дает нам автор?
Домашнее задание
Написать сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60576-plan-sochinenija-133-oge-s-primerami.html
https://dzen.ru/a/XFADEZA3YACtXj12?ysclid=mdev7065gd328112973
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/10/17/9-klass-nravstvennye-problemy-v-povesti-n-m-karamzina-bednaya
https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60576-plan-sochinenija-133-oge-s-primerami.html