СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к сочинению. Карамзин. "Бедная Лиза". 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к сочинению. Карамзин. "Бедная Лиза". 9 класс»

Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ

Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ

Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? «Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья. Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. — Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!» ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВА ЛИЗЫ Любовь к Эрасту Измена Эраста Легкомыслие Эраста Обманутое доверие Потеря смысла жизни

Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

«Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.

Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. — Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!»

ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВА

ЛИЗЫ

Любовь к Эрасту

Измена Эраста

Легкомыслие Эраста

Обманутое доверие

Потеря смысла жизни

Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия?
  • Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?
  • Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
  • Как проявляются в повести черты сентиментализма?
  • Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
  • В чем смысл заглавия?
В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836)

В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки.

Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.

КИПРЕНСКИЙ

Орест Адамович

(1782-1836)

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ портрета «БЕДНАЯ ЛИЗА». Карамзин в своем произведении не случайно упоминает ЛАНДЫШ (обозначают чистоту, нежность, любовь, верность, невинность) , а не иной какой-то цветок: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами». Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок — символ любви, у которой нет будущего.

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ

портрета «БЕДНАЯ ЛИЗА».

Карамзин в своем произведении не случайно упоминает ЛАНДЫШ (обозначают чистоту, нежность, любовь, верность, невинность) , а не иной какой-то цветок: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами».

Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветоксимвол любви, у которой нет будущего.

К началу XIX века сентиментализм сменился романтизмом. Внутренний мир и чувства героев стали отходить на второй план, уступая место силе и страсти романтических героев, их исключительности на фоне общества. В русской живописи стало востребованным выявление в портретируемом психологических черт, демонстрирующих глубину личности – доминирование признаков социального статуса теряло позиции.  К году создания Кипренским «Бедной Лизы» интерес публики к произведению Карамзина поутих. Но художника тема не оставляла. После смерти Карамзина, с которым Кипренский ещё в 1809 году познакомился в московском литературно- светском салоне, живописец решил создать портрет так волновавшей его воображение Лизы. Как символ первой, трогательной, наивной и готовой на всё, любви. Как дань памяти великому писателю.

К началу XIX века сентиментализм сменился романтизмом. Внутренний мир и чувства героев стали отходить на второй план, уступая место силе и страсти романтических героев, их исключительности на фоне общества. В русской живописи стало востребованным выявление в портретируемом психологических черт, демонстрирующих глубину личности – доминирование признаков социального статуса теряло позиции. К году создания Кипренским «Бедной Лизы» интерес публики к произведению Карамзина поутих. Но художника тема не оставляла.

После смерти

Карамзина, с

которым

Кипренский

ещё в 1809 году

познакомился в

московском

литературно-

светском салоне,

живописец

решил создать

портрет так

волновавшей его воображение Лизы. Как символ первой, трогательной, наивной и готовой на всё, любви. Как дань памяти великому писателю.

 По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.

По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.

Написана маслом на холсте размером 45 х 39 см в 1827 году. Находится в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10). В музей картина попала после смерти в 1943 году её владельца, Павла Сергеевича Шереметева (1871-1943), историка и художника, представителя знатного рода, после Революции оставшегося работать в Москве. «Бедная Лиза».  Художник О. А. Кипренский. 1827 г.

Написана маслом на холсте размером 45 х 39 см в 1827 году. Находится в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10). В музей картина попала после смерти в 1943 году её владельца, Павла Сергеевича Шереметева (1871-1943), историка и художника, представителя знатного рода, после Революции оставшегося работать в Москве.

«Бедная Лиза». Художник О. А. Кипренский. 1827 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Энциклопедический СЛОВАРЬ КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО «ПРОБЛЕМА»?  ПРОБЛЕМА - (от греч. problema - задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции. ПРОБЛЕМА - (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Энциклопедический СЛОВАРЬ

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО «ПРОБЛЕМА»?

ПРОБЛЕМА - (от греч. problema - задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции.

ПРОБЛЕМА - (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

А как вы понимаете сочетание слов: «НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»? ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ? Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. 1.Внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе. 2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.  Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности - определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести. ВЫВОД:  Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.

А как вы понимаете сочетание слов: «НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ»?

ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.

1.Внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.

2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.

Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности - определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести.

ВЫВОД:

Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.

Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении? урок доброты и сострадания урок ответственности за свои поступки урок бережного отношения к чувствам других людей урок равенства людей вне зависимости от их социального положения урок осторожности, предусмотрительности и т.д. Какие нравственные проблемы можно выделить в повести Карамзина? проблема ответственности человека за свои поступки проблема уважительного отношения к чувствам других людей проблема сословного эгоизма, превосходства проблема сострадания Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?

Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении?

  • урок доброты и сострадания
  • урок ответственности за свои поступки
  • урок бережного отношения к чувствам других людей
  • урок равенства людей вне зависимости от их социального положения
  • урок осторожности, предусмотрительности и т.д.

Какие нравственные проблемы можно выделить в повести Карамзина?

  • проблема ответственности человека за свои поступки
  • проблема уважительного отношения к чувствам других людей
  • проблема сословного эгоизма, превосходства
  • проблема сострадания

Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?

Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему? Определите тему этого произведения? В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Определите идею этого произведения? «И крестьянки любит умеют» ВЫВОД:   Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему?

Определите тему этого произведения?

В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев.

Определите идею этого произведения?

«И крестьянки любит умеют»

ВЫВОД:

  Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ. 3-ИЙ АБЗАЦ Аргумент (=доказательство, пример) № 2  (из жизненного опыта)  Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения.  Ваша задача -  привести пример с похожей ситуацией  и проанализировать его в аспекте данного понятия. 1-ЫЙ АБЗАЦ Тезис (мысль которую надо раскрыть, доказать)  Ваша задача:  ответить  на поставленный вопрос. 2-ОЙ АБЗАЦ Аргумент (=доказательство, пример) № 1  (из прочитанного текста)  Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо  проанализировать  его образ в аспекте этого понятия. 4-ЫЙ АБЗАЦ Заключение, вывод.  Ваша задача –  сделать вывод из сказанного.  Помни!  Вступление и заключение должны быть  родственны  друг другу. Заключение – это  возвращение к началу , то же самое, но уже другими словами,  на другом уровне!

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.

3-ИЙ АБЗАЦ

Аргумент (=доказательство, пример)

№ 2  (из жизненного опыта) Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения. Ваша задача -  привести пример с похожей ситуацией  и проанализировать его в аспекте данного понятия.

1-ЫЙ АБЗАЦ

Тезис (мысль которую надо раскрыть, доказать) Ваша задача:  ответить  на поставленный вопрос.

2-ОЙ АБЗАЦ

Аргумент (=доказательство, пример)

№ 1  (из прочитанного текста) Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо  проанализировать  его образ в аспекте этого понятия.

4-ЫЙ АБЗАЦ

Заключение, вывод. Ваша задача –  сделать вывод из сказанного. Помни!  Вступление и заключение должны быть  родственны  друг другу. Заключение – это  возвращение к началу , то же самое, но

уже другими словами,  на другом уровне!

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ. Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»? Вступление 1) Что такое нравственность? (по словарю) 2) Нравственность в моем понимании. Основная часть 3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает? 4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек) Заключение 5) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему? Какие нравственные уроки дает нам автор?

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.

Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

Вступление

1) Что такое нравственность? (по словарю)

2) Нравственность в моем понимании.

Основная часть

3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает?

4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек)

Заключение

5) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?

Какие нравственные уроки дает нам автор?

Домашнее задание Написать сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»? https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60576-plan-sochinenija-133-oge-s-primerami.html

Домашнее задание

Написать сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60576-plan-sochinenija-133-oge-s-primerami.html

https://dzen.ru/a/XFADEZA3YACtXj12?ysclid=mdev7065gd328112973  https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/10/17/9-klass-nravstvennye-problemy-v-povesti-n-m-karamzina-bednaya  https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60576-plan-sochinenija-133-oge-s-primerami.html

https://dzen.ru/a/XFADEZA3YACtXj12?ysclid=mdev7065gd328112973

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/10/17/9-klass-nravstvennye-problemy-v-povesti-n-m-karamzina-bednaya

https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60576-plan-sochinenija-133-oge-s-primerami.html