ЕГЭ по английскому языку включает в себя две части, письменную (в виде тестов) и устную. Длительность экзамена — 207 минут. Проходит в два дня.
Письменная часть
Делится на четыре блока:
«Аудирование» (тестовая часть);
«Чтение» (тестовая часть);
«Грамматика и лексика» (тестовая часть);
«Письменная речь».
Устная часть Единого государственного экзамена состоит из 4-х заданий:
1. Чтение текста
2. Диалог-расспрос с опорой
3. Ответ на вопросы
4. Устный проект
На все это отводится 17 минут. За правильное выполнение всех заданий можно получить 20 баллов.
Особенностью этой части экзамена является то, что он сдается на компьютере. Вы приходите в специально оборудованный класс и получаете диск с программой. Запускаете программу на компьютере, надеваете гарнитуру и следуете указаниям на экране. Посмотреть, как это будет выглядеть на экзамене, можно в онлайн тренажере тут. На дисплее вы будете видеть таймер, который поможет самостоятельно отслеживать время ответа.
Если с программой возникают какие-то сложности, вам поможет ассистент, который присутствует в классе. После записи каждого задания ученик сможет прослушать себя. Обратите внимание, что, если ответ не записался, или записался с сильными помехами, нужно обязательно сказать об этом ассистенту! Если вы этого не сделаете, неправильно записанный ответ уйдет на оценку эксперту.
Давайте рассмотрим экзаменационные задания более подробно.
За задание можно получить всего 1 балл, если “речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы. Допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл”. Ошибкой, искажающей смысл, считается:
1. Замена звука, которая приводит к изменению смысла слова. Например, live произносится с долгой гласной – leave, cut – как cart. Или put произносят с гласной “а” в середине, а science – с двумя согласными в начале.
2. Неправильная постановка пауз при чтении текста.
К простым фонетическим ошибкам относят:
1. Неправильное чтение предложений с перечислением (должно быть с восходящей интонацией)
2. Неправильная интонация утвердительных предложений (должна быть с нисходящим тоном)
3. Неправильная постановка логического ударения (оно должно падать на слова, несущие основной смысл в предложении – скорее всего, это существительное или глагол)
4. Неправильное произношение звуков, типичных для английского языка, подмена их произношения на русские звуки: [θ], [ð], [w], [h], [ŋ], [ɜ:]
5. Отсутствие «связующего r» (linking r) – то есть, озвучивание конечной r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are … )
Внимание! Задание оценивается в 0 баллов, если:
• участник экзамена не сумел (не успел) прочитать весь текст в отведенное за это время, за исключением случая, если экзаменуемый не успел дочитать одно-два слова, в этом случае оценка будет зависеть от качества прочтения текста;
• участник экзамена при чтении пропустил строку или ее часть;
• участник экзамена допустил более пяти фонетических ошибок или 1-2 фонетические ошибки, искажающие смысл.
особенности экзаменационных тестов
тексты научно-популярного характера (passive voice);
комбинация коротких и длинных предложений;
имена собственные
«слова-термины»
«сложные слова» (clothes, vegetarian)
«слова-ловушки» (surface, feather)
числительные (количественные, порядковые)
стратегии
Просмотрите текст бегло, постарайтесь понять, о чем идет речь. Это важно для того, чтобы верно разделить его на смысловые группы при чтении.
Обратите внимание на предлоги, которые следуют после глаголов, чтобы понять, относится ли предлог к глаголу или к стоящему за предлогом слову. Это нужно, чтобы правильно поставить паузу между словами.
Если в тексте есть цифры, несколько раз произнесите их отдельно и вместе со стоящими рядом словами.
Если в тексте встретились незнакомые слова, не паникуйте, а попробуйте вспомнить правила чтения сочетаний букв слова или чтение знакомых слов, с похожими сочетаниями букв.
После этого обязательно проговорите текст четко от начала до конца, обращая внимание на окончания слов (часто теряется окончание множественного числа или, наоборот, оно появляется там, где его нет) и на маленькие слова типа артиклей, союзов и предлогов (при чтении они либо выпадают, либо подменяются на другие, либо ставятся там, где их нет). При чтении рот должен быть жестким, и слова надо произносить четко, тогда вероятность ошибок уменьшается (натренировать наш речевой аппарат помогает при подготовке чтения произнесение скороговорок. Выберите несколько любимых и произносите их каждый раз, когда вы собираетесь читать вслух).
Также, готовясь к экзамену, обязательно читайте вслух на время. Желательно, чтобы при этом у вас был слушатель. Идеально, если вы каждый раз будете записывать свой чтение на электронный носитель, чтобы потом прослушать себя и проанализировать допущенные ошибки и недочеты
Проделав такой блиц-анализ, приступайте к проговариванию текста целиком, четко артикулирую все слова, обращая внимания на окончания и маленькие слова.
Советы
Тренируйтесь дома с диктофоном, прослушивайте себя и отмечайте ошибки. Так как на экзамене вы столкнетесь с шумовыми помехами в лице других студентов, которые начнут говорить вместе с вами и будут вас раздражать, советую еще при тренировке включать телевизор или радио для имитации этого самого раздражителя.
Если вы не знаете, как читается слово (например, shallow) – вспоминайте, как читаются похожие слова (narrow) и читайте по аналогии. При подготовке настойчиво рекомендую произношение всех трудных слов сверять со словарем
Делайте паузы на знаках препинания и выделяйте интонацией самостоятельные части речи
Не торопитесь! 90 секунд вполне достаточно, чтобы в спокойном темпе прочитать весь текст
Если вы поняли, что прочитали какое-то слово неправильно – перечитайте его правильно. Засчитан будет только последний вариант прочтения слова.
Задание 2 – это задание базового уровня, в котором нужно задать 4 вопроса. За это задание можно максимально получить 4 баллов. Задание считается довольно легким – здесь есть слова-опоры, но могут возникнуть проблемы с построением и формулировкой вопросов.
Чтобы справиться с заданием максимально успешно, рекомендуем обращать внимание на визуальную и вербальную опору. Помните, что в задании необходимо задать ПРЯМОЙ ВОПРОС, а это значит, что не нужно использовать вежливые формы.
Самые частые опоры содержат слова: location, accomodation, reservation, duration, restriction, permission, direction, condition, facilities, availability, age, purchase, fee, cost, price, discounts, refund, distance, opening hours, working hours. Все эти слова должны быть в активном запасе у ваших студентов. Подготовьте список вопросов (хотя бы два на каждую опору). Помните, что в первом вопросе нельзя использовать “it”, так как будет не ясно, о чем именно идет речь. Например, если первая опора о location (как в нашем примере о bicycles), вопрос будет звучать как Where is your bicycle rent located?
Обращаем внимание на построение вопросов: вспомогательные глаголы, вопросительные слова. При подготовке к этой части полезно придумывать опоры к вопросам, находить ошибки в вопросах, подбирать опоры к картинкам, оценивать вопросы друг друга.
Картинка, находящаяся рядом с заданием, дана для того, чтобы вы более наглядно представили себе ситуацию и организацию, в которую вы обращаетесь.
Описывать ее НЕ НАДО. также нет никакой необходимости предварять свои вопросы какими-то общими фразами или условным разговор с оператором, отвечающим на ваш звонок. Вы задание прямой вопрос по указанной позиции после того, как был объявлен номер вопроса. Вопросы должны быть построены грамматически верно (правильный порядок слов в вопросе, использование глаголов при построении вопроса, замена some на any в вопросе, правильный выбор вопросительного слова) и по смыслу соответствовать тому, про что вас просят узнать. Обратите внимание на произношение — если слова
произнесены неверно и это мешает пониманию вопроса, то вопрос засчитан не будет. Есть
также ряд фраз, которые мы можем использовать, строя вопросы. Например, What...... do
you offer/ provide? Is/Are ........... available? Согласно заданию, вы хотели бы отметить свой
лень рождения в новом кафе и хотите выяснить что-то, прежде чем оформить заказ.
Постарайтесь представить себе ситуацию, когда вы реально звоните в кафе и задаете
вопросы по пунктам, предложенных в задании — о чем вы хотите спросить, как этот
вопрос прозвучал бы в реальной жизни? Возможные вопросы:
1) ...having a birthday party in this café? — Могу ли я отпраздновать свой день рождения у вас? — Can I have a birthday party in your cafe?
2) number of guests you can invite? — Сколько гостей можно пригласить?
— How many guests can I invite? How many guests is it possible to invite?
3) kinds of pizza served — Какие виды пиццы готовят в этом кафе — What kinds of pizza are served in your cafe?
4) music and dancing — Обеспечивают ли кафе музыкальной и танцевальной
программой или этим нужно заниматься самому? — Do you provide/ offer music and dancing?
5) getting to the cafe by public transport — Можно ли добраться до кафе
общественным транспортом? Как добраться до кафе общественным транспортом? — Can I
get to the cafe by public transport! How can I get to the cafe by public transport? What public
transport can I get to the cafe by?
Во время подготовки обязательно проговорите вопросы про себя, обращая внимание на порядок слов (вспомогательный глагол перед подлежащим!), отсутствие повторения глагола связки (is, are) перед подлежащим и после него, изменение some в any, смысл вопроса. Если при записи вопрос произнесен быстро, то достаточно сложно выжидать оставшееся от 20 секунд время до следующего вопроса.
К сожалению, иногда учащиеся начинают нервничать и исправлять правильный вопрос на
неправильный. Если вы уверены в своем вопросе, просто спокойно проговаривайте про себя следующий вопрос. Не забывайте, что засчитывается ваш последний вариант вопроса, даже если в первый раз вы сказали правильно!
Задание 3. Эта часть изменилась полностью и теперь обеспечивает преемственность с ОГЭ. В ОГЭ экзаменуемому нужно ответить на телефонный опрос, в ЕГЭ — ответить на пять вопросов интервью.
Вопросы интервью проверяют только владение английским языком, поэтому не требуют сообщать информацию, выходящую за рамки жизненного опыта ученика, например: “What part of Russia do you live in? What’s the weather like there in summer?”.
Рекомендации по подготовке. Есть ряд моментов, где ученики могут сделать ошибку.
Ответы должны состоять минимум из двух фраз Например: “I live in the Kaliningrad region. It is the most western part of Russia”. Не принимаются ответы, состоящие из одной фразы: “Of course” или “At the seaside”. Если вопрос содержит дополнение “and why”, то в ответе надо дать обоснование. При этом если реплика интервьюера состоит из двух вопросов: “What sport do you prefer, and why?”, то на всю реплику достаточно ответить двумя-тремя фразами, то есть отвечать по две-три фразы на каждую часть вопроса не требуется.
Время ответа на вопрос ограничено. Желательно научить школьников отвечать на вопросы быстро. Для этого можно использовать разного рода викторины и опросы в классе. Готовые викторины можно найти на сайте Random Trivia Generator.
Задание 4 Самым трудным и по уровню сложности, и по необходимым умениям стало новое четвертое задание устной части. В нем требуется создать голосовое сообщение для друга, вместе с которым ученик работает над проектом. В сообщении нужно описать и сравнить две фотографии, которые можно использовать как иллюстрацию для проекта, а также высказать мнение о возможной проблеме и предложить пути ее решения
Последнее задание в устной части ЕГЭ, или “обоснование выбора иллюстраций к проектной работе и выражение своего мнения по её проблематике” – еще один “лакомый” кусочек, потому что принесет ученику на экзамене 10 баллов при правильном выполнении.
Выполняя данное задание ученик решает следующую коммуникативную задачу: для выполнения некоего проекта по одной из тем, которые обозначены в кодификаторе ЕГЭ, обучающихся нашел две картинки для иллюстрации и рассказывает своему другу в голосовом сообщении, почему именно данные фотографии пригодятся для иллюстрирования данного проекта.
темы из кодификатора:
Повседневный жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки
Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы села и города.
Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми
Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни.
Досуг молодёжи, посещение кружкой, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка
Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей
Природа и проблемы экологии
Современный мир профессий, рынок труда
Высшая школа и продолжение школьного образования
Выбор профессии
Роль иностранного языка в современном мире
Школьное образование. Изучаемые предметы. Каникулы.
Новые информационные технологии
Праздники и знаменательные даты в различных странах
Подготовка данного задания занимает 2.5 минуты, а на само говорение отводится 3 минуты.
Критерии оценивания
Решение коммуникативной задачи (содержание)
Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:
Сказать 12-15 фраз, то есть 3-4 фразы на каждый пункт плана. Если вы скажете больше, по делу, правильно и уложитесь во время ответа (3 минуты) – никто вас не накажет. Но если скажете меньше – то увы. 10-11 фраз принесут вам 2 балла по этому критерию, 8 – 9 – 1 балл, до 7 фраз – 0 баллов. А если получите 0 за этот критерий, то и 0 поставят за весь ответ.
Задача максимум – уложиться в отведенное время и дать полные и точные ответы по каждому аспекту. Не зацикливаться на описании картинок, а размышлять на заявленную тему.
Организация высказывания
Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:
Не нарушить логику (то есть, переставлять пункты плана местами)
Сделать вступление с обращением к другу и сказать заключительную фразу
Использовать связки-переходы между пунктами плана
Использовать средства логической связи и не допустить в них ошибки
Возможные примеры фраз:
Вступление
Hi Yoda, how are you doing? I have sent you some pictures for our project “…” and I’d like to say a few words about them
Hi Joker, I’ve found 2 photos for our project and I would like to tell you about them
Краткое описание и различия (1 пункт плана)
Let me start with describing the pictures. In the first one there is/are … In the other picture you can see …
Let me describe the pictures for you. The first photo shows … In the second photo one can see …
I have chosen these pictures because they perfectly illustrate our project …
These pictures are perfect for our project because they show/illustrate …
Obviously, there are some differences between the pictures. In the 1st one …, but in the 2nd one …. Apart from that, in the first picture …, whereasin the other picture …
These photos are quite different. There is/are … in the first picture, while there is/are … in the second one.
As for the differences in the pictures, one can see that there is/are …
Talking about the differences, the key difference is that in the 1st picture …, while in the 2nd picture ….
Достоинства (2 пункт плана)
Now I will discuss the advantages of ….
The great advantage of … is that …
As for the advantages, … .
Talking about …, its advantage is that … .
Недостатки (3 пункт плана)
Now I will discuss the disadvantages of ….
One of the key disadvantages of … is …
As for the disadvantages, … .
Talking about …, its drawback is that … .
Мнение (4 пункт плана)
Personally, I … because …
In my opinion, … The main reason for this is the fact that …
As for me, I … because …
In conclusion, I would like to say that I consider …
Заключение
That’s all for now. Tell me your opinion about the pictures!
That’s it. Please, tell me what you think about these photos.
That’s all from me now, Please, get in touch with me and say what you think about the photos.
При подготовке слабым обучающимся можно предложить следующий “скелет” высказывания:
Hi Yoda, how are you doing? I have sent you some photos for our project “NAME” and I’d like to say a few words about them.
Let me describe them for you. In the first picture one can see … . There is/are … in the second picture. Talking about the differences, the key difference is that in the 1st picture …, while in the 2nd picture ….
I believe that … presented in the pictures have their advantages and disadvantages.
As for the advantages of …, I would name ….
Talking about the disadvantages of …
Personally, I … The main reason for this is the fact that …
That’s all from me now. Please, get in touch with me and tell me what you think about these photos.
Языковое оформление высказывания
Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно: допустить не больше 3-ех негрубых лексико-грамматических ошибок или 3-ех негрубых фонетческих ошибок. Чтобы понять, что за негрубая ошибка такая, дадим определение обратному термину. Грубая ошибка – ошибка, искажающая понимание высказывания – отсутствие согласования подлежащего и сказуемого (they am/ he have), неправильная постановка артикля (in background/ we see a people), употребление Present Simple при описании картинки, ошибка в элементарной лексике (dress вместо wear, watch вместо look at, beer вместо bear), произношение слова thing /θɪŋ/ как /sɪŋ/. По-простому, это грамматика, лексика и произношение слов, которые все знают уже на уровне Pre-Intermediate.
Типичные ошибки, с которыми обучающиеся допускают при выполнении данного задания.
В содержании:
забывают про вступление и заключение
говорят мало фраз
повторяют идеи в разных пунктах и грамматические структуры с лексикой
забывают, что нужно назвать тему проекта, которая написана в задании
забывают, что в пункте 4 у нас уже написана проблема, по которой нужно высказать мнение, и придумывают свою и/или используют другую формулировку (например, в задании написано “prefer”, а говорят “would prefer”)
не укладываются во время и ученикам минусуют пункты, которые остались за пределами 3 минут высказывания. Обучающиеся очень долго не могут придумать, что сказать и как не повториться в идеях, и в итоге теряют время на записи ответа. Чтобы этого избежать, на первом этапе тренировки придерживаемся такого алгоритма подготовки: - brainstorm карточки – прописываем ответ на это задание - отчитываем - заучиваем - тренируемся с диктофоном. Если не получилось уложиться в 3 минуты, повторяем тренировку с диктофоном.
В грамматике:
Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The children hold presents
Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – there’s a family on/at the picture/ photo
Забывают артикли – “there is boy in the photo” или ставят неправильные. Например, первый раз сказали про этого мальчика “a boy”, и продолжают про него говорить с неопределенным артиклем, хотя второй раз нужно говорить “the boy”
Забывают окончание -s – “the photo show us children in the park”, или ставят его туда, где не нужно – “both pictures shows us …”