СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Готовимся к устному собеседованию по русскому языку
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы
№ 1025 « О проведении мониторинга качества образования» оценочные процедуры в 9-х классах в форме итогового собеседования по русскому языку пройдут с 14 по 16 февраля 2018 года.
Спонтанная (неподготовленная) речь
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Коммуникативные задачи
Задание 1
Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками .
Чтение текста вслух
Задание 2
Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации
Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание.
Задание 3
Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы
Задание 4
Участие в диалоге с экзаменатором-собеседником
Дать полные ответы на поставленные вопросы , изложить мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря.
Особенности задания 1 (чтение текста вслух)
Задание 1. Чтение текста. На фотографии Вы видите кардиолога, которого знает весь мир, - академика Николая Мих а́ йловича Амо́сова, , чья жизнь может стать примером для подражания. Выразительно прочитайте текст о знаменитом академике Николае Михайловиче Амо́сове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Знаменитый на весь мир врач- кардио́лог , академик, Николай Михайлович Амо́сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы.
Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.
В 79 лет Амосов, несмотря на свое больное сердце, ежедневно выполнял тысячи движений, бегал два километра трусцо́й , но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.
Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца.
(174 слова)
Критерии оценивания выполнения заданий устной части Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух
Интонация
Баллы
ИЧ
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
Темп чтения
1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
0
ТЧ
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
1
Максимальное количество баллов за всё задание
0
2
Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!
Задание 2. Пересказ текста
В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: « Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить ». Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ данный фрагмент.
Подумайте, где лучше использовать слова Н.М.Амосова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Работаем с заданиями 1 и 2 КИМов
Сначала учащиеся должны прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно!
Последовательность подготовки к пересказу:
Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания
№
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
П1
Сохранение при пересказе микротем текста
Баллы
Все основные микротемы исходного текста сохранены
1
Упущена или добавлена одна и более микротем.
П2
0
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
П3
0
Работа с высказыванием
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
1
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,
или
приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.
П4
0
Способы цитирования
Ошибок нет
1
Допущены ошибки при цитировании (одна и больше)
Максимальное количество баллов за всё задание
0
4
Способы передачи чужой речи
Примеры
Предложения с прямой речью
В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».
Предложения с косвенной речью
Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида.
Предложения с вводными словами
По словам Амосова , регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает ему долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.
Формулируем основные мысли абзацев
+ высказывание:
Чтобы жить долго и быть здоровым, нужно больше двигаться, максимально использовать резервы, данные человеку природой.
Смысловые отношения между предложениями в тексте
Причинно-следственные и условно-следственные отношения
Временная соотнесенность частей информации
Иллюстрация, пояснения к предыдущей информации
Дополнение и уточнение предыдущей информации
Ссылка на предыдущую или последующую информацию
Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
Определяем место высказывания
Знаменитый на весь мир врач-кардио́лог, академик, Николай Михайлович Амо́сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы.
В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: « Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить ».
Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.
В 79 лет Амосов, невзирая на свое больное сердце, ежедневно выполнял свои 1000 движений, бегал два километра трусцо́й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.
Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца.
Г
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)
Соблюдение грамматических норм
Баллы
Грамматических ошибок нет
1
Допущена грамматическая ошибка (одна и более)
О
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)
1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в тексте с поставленным ударением)
Р
0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более двух речевых ошибок.
1
Допущены речевые ошибки (две и более)
И
0
Искажения слов
Искажений слов нет
1
Допущены искажения слов (одна и более)
Максимальное количество баллов
0
4
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.
Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки»
Особенности задания 3 (монолог)
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
Тема 1. Детство (на основе описания фотографии).
Тема 2. Спортивное соревнование, которое мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Монолог
Опишите
.
Тема 2 . Спортивное соревнование .
Расскажите о том, как Вы участвовали в спортивных соревнованиях.
Не забудьте рассказать,
Тема 3. Нужна ли человеку мечта?
Не забудьте дать ответы на вопросы.
Задание 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М).
Выполнение коммуникативной задачи
М1
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.
М2
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
1
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки,
Учёт условий речевой ситуации
0
и/или приведено менее 10 фраз по теме высказывания.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
Учтены условия речевой ситуации.
1
Условия речевой ситуации не учтены.
М3
0
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
1
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более).
Максимальное количество баллов
0
3
Особенности задания 4 (диалог)
Задание 4. Диалог
В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Круг возможных вопросов для диалога
Тема 1 «Детство»
1) Помните ли Вы игры и развлечения своего детства?
2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться?
3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека?
Тема 2 «Спортивное соревнование»
1) Кто Ваш кумир в спорте и почему?
2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения?
3) Может ли спорт утратить свою актуальность?
Тема 3 «Нужна ли человеку мечта?»
1) Влияет ли на выбор мечты массовая культура и как?
2) Есть ли у Вас мечта и помогает ли она выстраивать Ваши отношения с окружающими?
3) Почему, по Вашему мнению, мечты могут не исполниться?
Д1
Критерии оценивания диалога (Д).
Учащийся справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге.
1
Ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы.
Д2
0
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
1
Условия речевой ситуации не учтены
Максимальное количество баллов
0
2
2
Г
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Соблюдение грамматических норм
Баллы
Грамматических ошибок нет
1
Допущена грамматическая ошибка (одна и более)
О
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки
1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)
Р
0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более двух речевых ошибок.
1
Допущены речевые ошибки (две и более)
РО
0
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.
1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/ или используются однотипные синтаксические конструкции.
Максимальное количество баллов
0
4
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в том случае , если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов .
ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ – ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Базовые умения работы с текстом в 5 классе
1 . Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
2. Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
• Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
Монолог. 6-й класс
1. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением.
2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка.
4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов .
7 класс. Ведение диалога
1. Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы.
2. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).
3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию);
диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Рекомендуемый объём диалогического высказывания:
не менее 3 реплик (диалог–запрос информации) ;
не менее 4 реплик ( диалог–сообщение информации).
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически чёткого представления о функционально-смысловой типологии речи, без умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР. Т.Б. Трошева
Признаки функционально-смысловых типов речи
Функция
(поэтому функциональный
тип речи)
Значение
(отсюда — смысловой
тип речи);
повествование
описание
рассуждение
тексты —
мысли
человека
о реальной
действительности
тексты,
в которых
отражается
реальная
действительность
предполагают
соотношение
с миром предметов
предполагают
соотношение
с миром суждений
структура и языковые
средства
Структура и языковые средства
Типы речи
Морфологические
средства
Описание
Примеры
Прилагательные, существительные, глаголы в форме несовершенного вида (часто в прошедшем времени) и наречия.
«Эти формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне» А..Горшков
Повествование
(рассказ о событиях)
Аннушка работала больничным клоуном. Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу , развлекала тяжело больных детей, играла с ними, разучивала смешные стихи, пела песни , придумывала затеи, и детишки... с нетерпением ждали свою Нюшу.
1) Глагольные формы прошедшего времени совершенного вида.
2) Глаголы начинательного способа действия (начали, стали...).
3) Видовые формы глаголов со значением движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия.
Рассуждение
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился ... Тонкий пожал три пальца , поклонился всем туловищем и захихикал , как китаец: «хи-хи-хи».
Обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Слово – дело великое…
Словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Будьте внимательны к слову!
Целеустановка экзаменуемого
изобразить мир одномоментно,
перечислив характерные
признаки
отразить мир в динамике
предъявить информацию
и аргументировать её
рассуждение
описание
повествование
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику
предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем
перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся
действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена
следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог - рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими
умозаключение.
Профессор Нечаева О.А.
Тип речи
Описание
Основная задача выпускника, использующего этот тип речи
Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния
( перечень постоянных или временных предметов )
Повествование
Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Рассуждение
Сообщить о последовательности действий или событий.
( Рассказ о том, что было сначала, потом, затем и наконец )
Каков предмет?
Как он выглядит?
Какие признаки для него характерны?
Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события
( Доказывается, раскрывается причина и следствие явления, события. )
Какова последовательность действий (событий)?
Что происходило сначала и что происходит потом?
Почему?
В чём причина данного явления?
Что из этого следует?
Каковы следствия данного явления?
Что оно значит?
Схемы функционально - смысловых типов речи
Описание
Повествование
ПРЕДМЕТ
Признак 1 + признак 2 + признак 3 . . .
Рассуждение
Я
Событие 1 + событие 2 + событие 3 …
Тезис
аргумент 1+ аргумент 2 + аргумент 3
вывод
ОПИСАНИЕ
Описание
Лингвостилистические особенности описания
Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его признаки — общая картина, образ. Отправная точка — сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки , В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание.
Предмет
(явление)
Задание 3. Монолог
Опишите
.
Описание . Смысловая модель «целое – части».
1. Чем отличается мир детства от мира взрослых?
(поведение, отношение к миру и окружающим,
искренняя вера в чудеса, умение фантазировать и т.п.)
5. Чувства и эмоции,
вызванные
изображённым
на фотографии.
Детство
Что задумали дети
и как приготовились
выполнить задуманное?
( карта, детали снаряжения )
(возраст детей, выражения лиц, одежда,
позы)
4 . Как передана общая атмосфера
задуманного?
(настроение, состояние героев фотографии;
погода; цветовая палитра; дорога как символ)
Статические и динамические описания
Описания можно разделить на статические, изображающие предметы в состоянии покоя, и динамические, показывающие предметы, явления природы в движении. В первых речь носит именной характер: главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные ; во вторых на первый план выдвигаются глаголы, которые отражают движение, рисуют динамическую картину.
Обратите внимание!
Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает школьникам определить тип текста.
Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.
Динамическое описание
Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.
Таков был обычный приход Субоча.
(К.Паустовский)
В.В. Виноградов
Рассматриваем фотографию
Какой момент изображен на фотографии?
Где, по-вашему, сделана эта фотография?
Почему была сделана такая фотография?
Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь?
Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)
3. Обратите внимание на детали, которые помогут Вам ответить на вопросы.
4. Назовите эмоции, чувства, настроение, которые переданы на фотографии.
В устном монологе момент «поддержанности» речи ослабляется; здесь речь представляет собой не просто ответ на поставленный вопрос, а развернутое изложение мыслей по плану, где говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Следовательно, важнейшей особенностью монологической речи является ее программированность.
Л.Б. Щерба
Создание и интерпретация текстов на основе лексического поля фотографии
Опора для создания текста:
Важно
а) пробудить воображение школьников;
б) учить использовать в создании текста
языковые средства образности;
в) ориентировать их на выражение собственного
отношения к объектам, изображённым на фото.
Словарно-стилистическая работа. Составление семантического поля фотографии
Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие
а) содержание картины, её композиционный строй:
яркая по накалу эмоций сцена
спортивной борьбы, даны крупным
планом, атакующий удар, занимает
всё пространство фотографии,
своеобразный приём как бы остановленного
мгновения, на фоне буйной южной природы,
специальная площадка, разделённая
сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п.
б) состояние спортсменов:
физически сильные люди, крепкое
телосложение, напряжённые позы,
сильные руки, высокие прыжки,
стремление направить мяч на сторону
соперника и т.д.
в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии:
Залитая ярким солнцем площадка, голубое
небо, лёгкие белые облака, все оттенки
изумрудного и бежевого цвета, ярко-
красные и тёмно-синие костюмы игроков и
т.д.
Подберите синонимы к словам, включая
эмоционально-оценочные:
противники – нападающая сторона, противная сторона, соперники;
атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь;
бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий;
битва – сражение, схватка, столкновение;
слава – известность, популярность, знаменитость, признание;
защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать;
напряжённость – драматичность, острота, накал;
победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.
С помощью каких слов и словосочетаний
вы можете выразить своё отношение
к изображаемому?
Серьезная физическая подготовка,
умение работать в команде,
развитие реакции,
укрепление здоровья,
умение не сдаваться, стремление идти
к своей мечте через все преграды,
доверие товарищам и т.п.
Монологическое высказывание. Беседа по монологу
Задание 2.
Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
фотографию.
2 . Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
Музей
Каким бывает?
экскурсоводы
реставраторы
хранители
исследователи
учёные
историческим
археологическим
этнографическим
зоологическим
ботаническим
художественным
театральным
музыкальным
литературным
политехническим
сельскохозяйственным.
краеведческим
мемориальным
изобразительных искусств
истории чего-л.
музеем-заповедником
музеем-квартирой
музеем-усадьбой
космонавтики и т.п.
городским
школьным
виртуальным
небольшим
частным
знаменитым
великолепным и т.д.
залы
павильоны (выставочные)
фонды
реставрационные мастерские
хранилища
экспонаты
коллекции
картины
произведения живописи,
скульптуры, декоративно-
прикладного искусства
уникальные
редкие
ценные
оригиналы (подлинники)
копии
Что можно с ним сделать?
Что может музей?
открыть
создать
посетить
осмотреть
побывать
вместить
пополниться
обогатиться
выставить
купить
предложить
пропагандировать
исследовать
воссоздать
Вчера Люська прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся нарядная и гордая…
— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола...
Мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная - ужас, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька.... Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела!
Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали. Она тогда обрадовалась, встала и начала кланяться.
А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий!
Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело...
Очень интересный был концерт!
(По Пивоваровой И.)
Прочитайте фрагмент юмористического рассказа А.П.Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки N .», написанного от лица героини. Какие ошибки в её работе Вы можете отметить?
Как я провела каникулы?
Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе...Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся до их стройных стволов, не густая, но почти сплошная тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю испещренную золотыми головками куриной слепоты, белыми точками лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики (похищено из «Затишья» Тургенева). Солнце то восходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу. Мой папа всё лето был озабочен: негодный банк ни с того ни с сего хотел продать наш дом, а мама всё ходила за папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил. А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец.
Повествование
« Пришел, увидел, победил » — так прокомментировал 2 апреля 47 г. Юлий Цезарь свою победу над понтийским царём Фарнаком.
Повествовательный текст
5. В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве ( однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п.)
6. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.
7. Для текста характерна цепная связь между предложениями.
Отличие повествования от описания
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет.
Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.
о признаках предмета, описать обстановку, изобразить явление, рассказать о
событиях и действиях во времени).
последовательные?
Отличие повествования от описания
Описание
Повествование
Нет динамики ; действия или
признаки в описании
постоянные,
одновременные, не
изменяющиеся во времени.
Повествование динамично ,
действия
последовательны.
Можно изменить порядок
перечисления действий или
признаков, поменяв
Последовательность
«Новое» в описании – это
свойства предмета.
местами фрагменты
текста.
действий в
«Новое» в повествовании –
это действия предмета.
повествовании изменить
невозможно.
Схема повествовательного текста
Что произошло со мной?
В каком порядке события сменяли друг друга?
1 – ое:
однажды, сначала
Действие развивается во времени
Я
2-ое:
вдруг, потом
3-ье:
а в это время, затем, тогда
4-ое:
в конце концов
Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная,
необыкновенная, прекрасная, фантастическая,
трёхдневная, замечательная, великолепная, удивительная,
незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная
непродолжительная и т.п.
Экскурсия
Какая?
Какие действия могут быть связаны с этим словом?
Город, улицы, проспекты,
набережные, бульвары,
достопримечательности,
скульптуры, памятники,
монументы, обелиски,
памятные места, исторические
места, мемориалы, мемориальный
комплекс (доска), музеи, парки,
скверы, библиотеки, театры,
кинотеатры, консерватории,
цирк и т.д.
Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти,
подойти, начаться, проводить, последовать,
продолжиться, восхититься, поинтересоваться,
последовать, познакомиться, заинтересоваться,
спросить, понравиться, оказаться, продолжиться,
поразить, длиться, предстоять, проехать, пройти,
расспросить, увенчаться, случиться, увлечься,
выслушать, обогатиться, привлечь внимание,
состояться, убедить, войти, продлиться,
превратиться, подходить, оказаться, называться,
закончиться, завершиться.
осмотреть, посетить,
Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся.
Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул.
Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась.
Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!
Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать.
Встали, собрались, пошли.
Подошли, познакомились, отправились. Началась!
Последовали, осмотрели, поинтересовались, рассказали. Восхитились, удивились!
Прошли, увидели, замерли…
Спросили, показали, увлеклись, впечатлились, сфотографировали. Понравилось!
Продолжилась, вошли, поразились, залюбовались, выслушали. Не поверили, удостоверились.
Оживились, обсудили.
Завершилась, поблагодарили, распрощались.
Рассуждение. Обратите внимание!
Тезис рассуждения следует формулировать как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Тема текста в тезисе отражается в составе подлежащего, а «новое» (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого.
Тезис
Варианты заданий
Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.
Нужно заниматься самообразованием.
Определите, какие из вариантов НЕ являются аргументами к тезису.
Нужно следовать моде.
1) Модно одетый человек чувствует себя уверенно в любом обществе. 2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры. 3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.
4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.
5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.
Определите, какие высказывания являются следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Следить за модой смешно , а не следить - глупо.
Б.Шоу
2. Всё хорошо в меру.
3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей.
4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.
Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что , а затем – поэтому.
Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
У школьной формы есть свои достоинства.
Вариант ответа:
(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.
(Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми.
Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.
Тема 3. Интернет – это благо или зло? ( рассуждение по поставленному вопросу)
В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть , Глобальная сеть или Всемирная Паутина.
Плюсы Интернета
Интернет – бесценное хранилище информации и
человеческого опыта.
Интернет – самый быстрый источник
получения информации.
Интернет даёт возможность общения с друзьями и
близкими по всему миру.
Интернет - современный практичный инструмент самообразования и обучения.
Интернет даёт возможность личностного развития.
В Интернете можно зарабатывать.
Плюсы Интернета
Интернет – возможность путешествовать по всему
миру.
Интернет позволяет знакомиться, находить друзей
по увлечениям.
Интернет даёт возможность приобрести необходимый
товар, не выходя из дома.
Интернет расширяет кругозор (виртуальные музеи, спектакли, кинофильмы и т.п.)
Интернет – возможность провести свой досуг (игры, музыка, чтение книг и т.д.)
Интернет позволяет стать участником любых массовых мировых мероприятий и соревнований
Минусы Интернета
Переизбыток негативной информации, влияющей на
психику человека.
Опасные люди существуют не только в реальном мире,
но и в виртуальном пространстве. Например, различные
группы, такие как «Синий кит», которые унесли уже много
жизней подростков.
Интернет забирает львиную долю времени, если
пользоваться им бездумно.
Интернет порой негативно влияет на здоровье (портится зрение, возникают проблемы из-за малоподвижного образа жизни и т.д.)
Интернет лишает человека возможности живого, реального общения, делает его одиноким.
Поведение в Интернете порождает подобное поведение в жизни (потребительство, а не созидание)
Минусы Интернета
Во Всемирной паутине размещено множество вирусов.
Они негативно сказываются на работе устройства, иногда
даже приводят к его поломке.
Быстрое возникновение Интернет-зависимости (от игр,
бесцельного блуждания по Сети и т.д.)
Интернет-игры порой формируют у человека ложное
представление о собственном превосходстве, величии,
воспитывают ничем не подтверждённые амбиции.
Человек становится подвержен депрессиям и стрессам.
Чрезмерное увлечение Интернетом может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы жизни.
В сети можно нарваться на мошенников, неадекватных людей либо людей с заболеваниями нервной системы.
1. Формулировка тезиса
Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова ; утверждение , доказываемое в рассуждении).
Интернет - это …
На мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это …
… Интернет становится благом (злом) в том случае, если…
… Интернет – благо (зло), потому что…
Как мне кажется, Интернет - …
2. Основная часть. Аргументация
Примеры – аргументы
Заключение к монологу
III . Вывод ( заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом).
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу …
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.
Работая с пособием, учащиеся научатся
грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;
выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;
излагать материал на основе личного жизненного опыта;
представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.