СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность к инновационной деятельности посредством ориентации педагога на мотивацию саморазвития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит выдержки моей магистратской работы. 

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Мотивация вообще и мотивация педагога в частности, является одной из фундаментальных проблем психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий. 

Просмотр содержимого документа
«Готовность к инновационной деятельности посредством ориентации педагога на мотивацию саморазвития»

Готовность к инновационной деятельности посредством ориентации педагога на мотивацию саморазвития


Пак Т.С. студентка 2 курса

44.04.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Начальное образование»

Институт психологии и педагогики СахГУ

693008, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск,

ул. Фабричная, д. 9 кв. 14

Контактные телефоны: 8(914) 641-88-49

E-mail: [email protected]


Научный руководитель: Румянцева Л.Н., канд. пед. наук, доцент

кафедра теории и методики обучения и воспитания

ФГОУ ВО «Сахалинского государственного университета» (СахГУ)


Readiness for innovative activities by means of orientation of the teacher to motivation of self-development.

Summary. A special place in the reform of Russian education, including

Implementation of standards, new generation, devoted teacher. This article discusses innovational educational technology.

Key words: federal government standards, innovative development, quality of education, innovational educational technology, monitoring, motivation of self-development/


Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Мотивация вообще и мотивация педагога в частности, является одной из фундаментальных проблем психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

Проблема расширения горизонта мотивации и появления новых жизненных смыслов рассматривается учёными Ю.В. Громыко, И.А. Зимней Е.П. Ильиным, Е.Б. Моргуновым, Д.С. Мак-Клелланд, В Франкл и др.

Психологическая антропология понятие мотив трактует как представление человека о личностном смысле, поэтому мотивирование предполагает возникновение у человека понимание собственных новых возможностей.

По утверждению Е.П. Ильина, «мотив - личностный смысл деятельности субъектов» [2, с.64], при этом он обращает внимание на борьбу мотивов, как некоторое принятие решения в ситуации что делать, как делать, когда делать. А также «в какой момент начать действие при наличии

противоположного желания, тормозящего инициацию (запуск) нужного действия» [2,с.139].

И.А. Зимняя определяет мотив – это то, что «стимулирует побуждает человека к совершению какого-либо действия, включённого в определяемую этим мотивом деятельность» [1, с.217].

На наш взгляд, интересен подход Ю.В. Громыко. «Смысл начинает выполнять функцию мотива после того, как человеку удаётся поместить себя в горизонт понимания будущего» [3, с.22 - 23]. В процессе появления новых жизненных смыслов Ю.В. Громыко выделяет три предмета: коммуникативное постижение жизненного горизонта предков; вхождение в поле взаимодействия с другими цивилизациями (зона поиска человеком его собственных пределов и возможностей); коммуникативное постижение другого человека как самостоятельной духовной сущности (перешагивание через границу привычно-своего) [3, с.30].

Ещё В.Франкл подчёркивал индивидуальность мотивов для каждой личности и смыкание мотивов со смыслом жизни.

Таким образом, мотив – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. При этом, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяют её направленность или иначе – мотивацию. Значимость мотивации связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности.

На наш взгляд, из этого следует, что мотив способен развиваться в условиях изменения и расширения масштаба деятельности, т.е. и сама

инновационная деятельность способна стимулировать мотивацию личности педагога.

Проблему мотивации к инновационной деятельности мы рассматриваем как проблему обретения субъектом – педагогом адекватного личностного смысла профессиональной деятельности. Именно состояние дискомфорта, как результат борьбы мотивов и рассогласованности приводит к тому, что деятельность лишается элемента личностного саморазвития, творчества, самосовершенствования. Из этого следует, что в структуре инновационной деятельности должен лежать мотивационный компонент.

«Мотивация достижения» – эта одна из разновидностей мотивов деятельности. Психологи отмечают, что она может проявляться как потребностью индивида в достижении успеха, так и избегание неудач.

Желание заниматься инновациями, особенно в ситуации удовлетворённости и успешности деятельности педагогом не позволяют этого сделать. Возможность профессиональной карьеры, а также материальное и моральное стимулирование не всегда себя оправдывает, да и носит ситуативный характер.

Введение ФГОСНОО, инновационного построения содержания образования требует и нового педагога. Именно в ситуации неудовлетворённости результатами своей деятельности, в некоторой степени понимание несоответствия современным требованиям к профессиональной деятельности – и возникает ситуация борьбы мотивов, вступает (или не вступает) механизм самоизменения и самосовершенствования. Именно недовольство и неудовлетворённость своей деятельностью – источник собственного развития педагога.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности в период взрослости, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности, трудовыми действиями и объективными профессиональными требованиями. Введение нового профессионального стандарта педагога позволяет самооценить свою профессиональную компетентность. Мы рассматриваем его как одно из условий и возможностей для мотивации индивида на саморазвитие.

На наш взгляд, формирование «корпоративного духа», психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение педагога в условиях внедрения и реализации инноваций, тьюторское сопровождение педагога способствуют становлению мотивации саморазвития. Насыщенность практической частью профессиональной деятельности позволит расширить пространство возможностей для педагога. Это могут быть мастер-классы,

изучение и обобщение опыта, проведение экспертиз, представление собственного профессионального опыта, написание и защита проектов, поиск ресурсов деятельности, рефлексия деятельности и др. Такая образовательная среда строится на следующих принципах:

- саморазвития, в основе которого лежит деятельностный подход в образовании;

- социокультурный, в основе которого лежит сообщность взрослых и детей;

- принцип индивидуальности образования – движение по индивидуальным образовательным маршрутам;

- принцип развития образовательных потребностей строится в возможности самореализации всех участников образовательного процесса и построение таких «мест» для самопредъявления;

- принцип рефлексивности, который даёт возможность отследить и осмыслить развитие с целью дальнейшего самосовершенствования личности.

На современном этапе развития образования – рождается новый тип профессионализма педагога.


Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. 384 с.

  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003.512 с.

  3. Громыко Ю.В. Век мета: современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. М., 2006.504 с.