СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность учеников начальных классов. Развитие Речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Готовность учеников начальных классов. Развитие Речи»

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







Сообщение на тему:

«Развитие речи в младших классах»







Подготовила студентка

Группы Ш-21

Семибратова Анастасия



Ейск, 2023





Развитие речи младших школьников

  1. Развитие речи – важная задача обучению языку.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка.

  1. Мотивация речи.

Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.

3.Требования к речи.

Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

  1. Понятие о тексте.

Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:

  1. умение раскрывать тему высказывания;

  2. умение раскрывать основную мысль высказывания;

  3. умение собирать материал к высказыванию;

  4. умение систематизировать собранный материал;

  5. умение совершенствовать написанное (для письменной речи);

  6. умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

  7. умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют: основа рассказа, начало рассказа, окончание рассказа.

5.Ошибки в письменной речи учащихся.

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

1. В содержании, в том числе пропуск букв.

2. В структуре:

  • нарушение логической последовательности;

  • отсутствие связи между фактами;

3. В речевом оформлении:

  • в определении границ предложения;

  • в построении предложений разных типов;

  • нарушение порядка слов;

  • повторы слов;

  • неправильный выбор и употреблении слов.

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

6. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

  1. Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

  2. Инсценирование небольших отрывков.

Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли.

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

  • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;

  • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;

  • работа над прямым и переносным значением слов;

  • употребление речевых оборотов;

  • работа с пословицами и поговорками;

  • работа со словарём;

  • выполнение различных видов творческих работ;