| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края |
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Развитие речи в младших классах»
Подготовила студентка
Группы Ш-21
Семибратова Анастасия
Ейск, 2023
Развитие речи младших школьников
Развитие речи – важная задача обучению языку.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка.
Мотивация речи.
Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.
3.Требования к речи.
Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита.
Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.
Понятие о тексте.
Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:
умение раскрывать тему высказывания;
умение раскрывать основную мысль высказывания;
умение собирать материал к высказыванию;
умение систематизировать собранный материал;
умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют: основа рассказа, начало рассказа, окончание рассказа.
5.Ошибки в письменной речи учащихся.
Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.
1. В содержании, в том числе пропуск букв.
2. В структуре:
нарушение логической последовательности;
отсутствие связи между фактами;
3. В речевом оформлении:
в определении границ предложения;
в построении предложений разных типов;
нарушение порядка слов;
повторы слов;
неправильный выбор и употреблении слов.
4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.
(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).
6. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.
Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.
Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).
Инсценирование небольших отрывков.
Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли.
С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:
подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
работа над прямым и переносным значением слов;
употребление речевых оборотов;
работа с пословицами и поговорками;
работа со словарём;
выполнение различных видов творческих работ;