СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовое календарно- тематическое планирование для индивидуальников по ИЗО 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовое календарно- тематическое планирование для индивидуальников

Просмотр содержимого документа
«Готовое календарно- тематическое планирование для индивидуальников по ИЗО 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

г. Зарайск





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Средняя школа №6»

____________ Марковский К.К.

«____» _________________ 2019 г.








Рабочая программа по изобразительному искусству

6 класс








Составитель: Маркова Светлана Николаевна,

учитель первой категории










2019 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО для 6 класса на 2019-2020 учебный год соответствует индивидуальному учебному плану Сафохина Ильи, составлена на основе авторской программы Т.Я.Шпикаловой, соответствующей ФГОС и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации «Изобразительное искусство 5-8 классы» Москва Просвещение 2012г. Авторской программе соответствует учебник Изобразительное искусство. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/[Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.] под редакцией Т.Я.Шпикаловой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016

Программа «Изобразительное искусство. 6 класс» создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство».

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет изучается 1 час в неделю, 34 урока в год.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

В результате изучения изобразительного искусства ученик научится:

- определять основные виды, жанры изобразительных (пластических) искусств;

- использовать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);

- знать выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения, наиболее крупные художественные музеи России и мира.

- понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре;

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).

- учащиеся получат возможность для формирования умения применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- эстетической оценки явлений окружающего мира

- восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них

- участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края

- сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕДМЕТА В 6 КЛАССЕ

1 четверть Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве 6ч

Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве 6ч

2 четверть. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур (10 часов уменьшено до 9 часов)

Тема 2. Символика древних орнаментов (7 ч).

Тема 3. Традиции новолетия в культуре народов мира (3 часа уменьшено до 2 часов)

3 четверть. Исторические реалии в искусстве разных народов (10 часов)

Тема 4. Образы мира, тема ратного подвига и защиты родной земли в жизни и в искусстве (4 часа)

Тема 5. Образ женщины в искусстве разных эпох (2 часа)

Тема 6. Народный костюм в зеркале истории (2 часа)

Тема 7. Международный фольклорный фестиваль в пространстве современной культуры. Синтез искусств (2 часа)

4 четверть. Образ времени года в искусстве. Весна – утро года (8 часов уменьшено до 7 часов)

Тема 8. Первые приметы пробуждения природных образов в искусстве (4 часа)

Тема 9. Светлое Христово Воскресение. Пасха (2 часа)

Тема 10. Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве (2 часа уменьшено до 1 часа)



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1 ЧЕТВЕРТЬ «Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве» 6 часов

1

Осенний букет в натюрморте живописцев

Рассматривать натюрморты живописцев, запечатлевших красоту цветов в букетах. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их с цветами осенней природы родного края и описаниями в стихотворениях поэтов. Высказывать суждения о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности. Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение и мироощущение художника, художественный образ Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различное. Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов: обогащение техники приёмов письма (воздушная среда, нюансы, насыщенность цвета, контраст и сближенные цвета). Анализировать изображения цветов, выполненные приёмом красочного пятна и линии. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в нём своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Описывать словами замысел своей творческой композиции. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания по сбору и поиску информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Интернета, располагать найденные натюрморты из цветов в порядке времени исполнения, готовить презентацию и сообщение на тему «Сходство и различия в изображении цветов в живописи и фотографиях»


2-3.

Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила

Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова. Находить общее и различное. Узнавать этапы послойного письма Жостова и называть их. Участвовать в обсуждении истоков народного искусства и его роли в жизни человека, произведений народных художественных промыслов России (с учётом местных условий), художественных особенностей изображения цветов родной природы в росписи подносов, различий приёмов изображения цветочных композиций. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером этапы послойного письма (замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка) и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей. Выполнять творческую работу — цветочные мотивы — приёмами кистевой росписи, вариации жостовских цветов. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и фотографии цветов, продемонстрированные на презентации, и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


4

Осенние цветы в росписи твоего подноса

Характеризовать художественные изделия — лаковые подносы, выполненные народными мастерами из Жостова, узнавать своеобразную роспись и называть её элементы. Участвовать в обсуждении художественного своеобразия росписи подносов из Жостова, творчества народных мастеров, в котором продолжается разработка традиций старинного русского промысла. Определять, какой из композиционных типов жостовских букетов согласуется с формой твоего подноса. Рисовать декоративную композицию нарядных осенних цветов, соблюдая поэтапность жостовской росписи, и выражать в творческой работе своё отношение к красоте цветов послойного жостовского письма. Участвовать в подведении итогов работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


5-6

Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока

Рассматривать разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народов мира, живописно-декоративные натюрморты французского художника А. Матисса и живописный натюрморт отечественного художника Н. Н. Сапунова, находить общее и различное в изображении цветов. Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве. Объяснять значение понятий декоративность и трансформация. Сравнивать произведения разных мастеров в искусстве народов России, стран Запада и Востока, находить сходство и различия в изображении цветочных мотивов. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета. Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи цветом объёма, формы и фактуры в живописном и живописно-декоративном натюр морте, приёмов трансформации природных форм декоративные в изделиях декоративно-прикладного искусства и народных мастеров России, Франции, Кореи, Китая, Турции.

Работать по художественно-дидактической таблице, прослеживать связь декора с формой расписываемого предмета, композиционное разнообразие цветочных мотивов в изделиях из разных материалов и в росписи декоративных тарелок. Определять приёмы декоративного мотива в проекте М. П. Вернея (ритм и расположение цветов, из которых составлен декор) и объяснять их связь с формой и назначением.

Выполнять наброски цветка с натуры. Искать варианты декоративного решения цветка для украшения предмета. Использовать палитру, усложнять цветки в зависимости от замысла. Исполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов трансформации природных форм в декоративный мотив.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР (9 ч)

ТЕМА 2. СИМВОЛИКА ДРЕВНИХ ОРНАМЕНТОВ (7 ч)

7

Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта

Рассматривать произведения разных видов

искусства, украшенные растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц, изделий декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о роли искусства в Древнем Египте и обожествлении природных мотивов в нём. Объяснять смысл понятий канон, символ. Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника (папируса) с их декоративным изображением. Участвовать в обсуждении символического значения растительных мотивов в древнеегипетском орнаменте, художественного приёма трансформации растений в орнаменте. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, какова последовательность составления древнеегипетского растительного орнамента декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу-символу, учитывать колорит древнеегипетского искусства (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый цвета). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


8

Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта

Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлечённых понятий (священный жук — знак солнца и др.). Объяснять смысл понятий аллегория, символ. Участвовать в обсуждении образов искусства Древнего Египта, которые создавались средствами художественной выразительности и наделялись поэтическим чувством и мыслями египтянами, очеловечивавшими природу. Работать по художественно-дидактической таблице. Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ в древнеегипетском орнаменте. Выполнять зарисовки — повтор отдельных зооморфных мотивов (жука-скарабея, сокола, шакала) для композиции — вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского. Находить возможные варианты включения зооморфных мотивов и элементов растительного орнамента при компоновке композиции — вариации ленточного древнеегипетского орнамента. Подбирать колорит, характерный для искусства Древнего Египта. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


9

Изысканный декор сосудов Древней Греции

Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики — своеобразную энциклопедию жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии (VI—V вв. до н. э.). Высказывать суждение о значении греческой вазописи в мировой художественной культуре, о том, какие сюжеты росписи особенно понравились. Сопоставлять декор чёрнофигурных и краснофигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи формой сосудов, узнавать сюжетно-изобразительные росписи о героях мифов, спортивных состязаниях и называть их. Участвовать в обсуждении разнообразия вазовых рисунков (охота и битвы, танцы, герои мифов, их подвиги и чудесные приключения), орнаментальных мотивов в декоре ваз, своеобразия сюжетно-изобразительной росписи чёрнофигурных и красно-фигурных сосудов, о взаимоотношениях характера росписи с формой сосудов. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Выяснять и приводить примеры отдельных видов древнегреческих сосудов, их практического назначения. Рассматривать расположение орнаментальных фризов из пальметт и меандра на сосудах. Выполнять зарисовки — повтор расположения мотивов древнегреческого орнамента. Располагать орнаментальные полосы на силуэте вазы, применять в росписи орнаментальных мотивов композиционные приёмы (выделять главный мотив, фризовость), планировать местоположение орнаментальных полос, согласовывать с конструкцией вазы (горловина, плечи, тулово, поддон). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


10-11

10—11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чёрнолощёную керамику российских современных мастеров. Рассказывать, в каких музеях и на каких выставках представлена керамика XVIII—XX вв., какие произведения понравились.

Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческими амфорами, находить общее и различное в их пластике и росписи вне зависимости от поставленных задач в разные эпохи разными народными мастерами. Приводить примеры трансформации декоративных композиций, в которых отражены образы-символы. Участвовать в обсуждении декоративных образов произведений разных видов керамики и художественных выразительных средств, с помощью которых они были созданы в XVIII—XX вв. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать разнообразие форм керамической посуды и особенности согласования элементов декора с конструкцией различных сосудов. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать эскиз-проект для конструирования формы современной керамической вазы и украшения её узором. Конструировать объёмную форму вазы на основе проекта, используя вспомогательные готовые формы из пластиковых упаковок. Выполнять роспись вазы по мотивам современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки — повторы орнаментальных мотивов. Согласовывать и использовать элементы декора с конструкцией различных ваз. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


12-13

Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка

Рассматривать орнаментальное оформление изделий декоративно-прикладного искусства, архитектурных рельефов храмов Индии. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Индии в печатных и тканых рисунках. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты орнаментальных мотивов на индийских тканях и русской набойке. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Участвовать в обсуждении богатства и разнообразия традиционной художественной культуры (на примере орнамента текстиля Индии и русской набойки), особенностей декоративной композиции и цветового решения коврика-покрывала для слона. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать форму, мотивы, используемые при заполнении внутренней плоскости, цветовое решение орнаментального элемента «индийская пальметта» («восточный огурец»). Прослеживать состав композиции (орнаментальная кайма, розетка в центре прямоугольника с ковровым узором) орнамента коврика-покрывала для слона. Выполнять творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм в декоративные. Выполнять зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. Учитывать традиционные композиционные схемы коврика-покрывала. Употреблять при исполнении индийского орнамента не более 3—4 красок, соблюдая цветовой ритм.


ТЕМА 3. ТРАДИЦИИ НОВОЛЕТИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА (2 ч)

14

Традиции встречи Нового года в современной культуре


Рассматривать произведения разных видов искусства, посвящённые традициям встречи Нового года, эскизы театральных костюмов, выполненные А. Коровиным, Л. С. Бакстом, С. Ю. Судейкиным и др. Рассказывать, какие персонажи изображены, из чего изготавливались маски-личины, какие поверья, обычаи характерны для народного быта на Святках в России. Участвовать в обсуждении традиций встречи Нового года в Шотландии, Англии, Италии, Герма-нии, России, Китае, празднования Нового года и Рождества в семье и в школе. Работать по художественно-дидактическим таблицам, создавать эскиз целостного комплекта костюма литературного героя и изображать фигуру человека в нём. Принимать участие в коллективной работе по группам в «артели весёлых мастеров». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами для создания украшений для ёлки, праздничного стола, карнавального костюма, сувениров. Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточные и итоговые результаты работы выбранной рабочей группы. Конструировать

новогоднюю атрибутику (сувениры, украшения для ёлки и новогоднего стола, карнавальные костюмы). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.


15

«Новый год шагает по планете»

Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков радости Наблюдать праздничные ситуации, различать их характер и эмоциональную окрашенность. Сравнивать композицию и цветовое решение сцен праздничного карнавала в работах разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся произведении и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ. Участвовать в обсуждении выразительности композиции, колорита, сцен праздничного карнавала в произведениях выдающихся художников разных стран мира. Рисовать по памяти, по представлению фигуры праздничного карнавального шествия. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к новогоднему карнавалу. Создавать коллективную декоративно-живописную композицию на тему «Новогодний карнавал» для украшения школьного интерьера к празднику Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оценивать общий результат коллективной работы


ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ (10 ч)

ТЕМА 4. ОБРАЗЫ МИРА, ТЕМА РАТНОГО ПОДВИГА И ЗАЩИТЫ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ (4 ч)

16

Каменные стражи России (XII-XVIIвв)

Рассматривать крепостные сооружения древне-русских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России, известные из курса начальной школы, по урокам истории в 5 классе. Рассказывать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Узнавать основные архитектурные элементы древнерусских крепостей и сравнивать их. Находить сходство различия. Высказывать своё суждение о значении творчества А. М. Васнецова, создавшего архитектурные виды древней Москвы, в которых археологическая точность сочетается с поэтичностью. Участвовать в обсуждении главных архитектурных элементов древнерусских крепостей с учётом региональных особенностей архитектуры, древнерусских крепостей как памятников архитектуры и символа борьбы нашего народа за независимость Родины. Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы) с учётом связи крепости с ландшафтом и региональных особенностей архитектуры. Использовать различные художественные приёмы для создания задуманного образа. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности


17

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в

архитектуре Западной Европы. Синтез искусств

Рассматривать особенности крепостной архитектуры Западной Европы. Определять своими словами главное в архитектурном облике замков разных стран. Высказывать своё отношение к мощи и красоте оборонительных сооружений. Объяснять смысл понятий романский и готический стили. Участвовать в обсуждении сооружений крепостного романского или готического стиля, особенностей архитектурных форм, применяемых в строительстве замков, и принципов их возведения. Сравнивать стилевые особенности замков или культовых сооружений романского или готического стиля Западной Европы. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать для зарисовки элементы романского или готического стиля. Выполнять зарисовки по представлению главных архитектурных элементов средневекового замка или постройки романского или готического стиля. Отражать стилевые особенности архитектуры графическими материалами или силуэтно — приёмом аппликации. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


18

Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве

Рассматривать произведения русских и западноевропейских художников, изделия народных мастеров России и Западной Европы, посвящённые теме героического эпоса и исторического прошлого периода Средневековья. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов — защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства России XII—XX вв., и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. Особенности изображения воина в религиозном и светском искусстве. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать боевое снаряжение русского воина и западноевропейского рыцаря, сверять свои действия с таблицами при изображении русского воина или рыцаря. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


19

Батальная композиция. У истоков исторического жанра

Называть батальные композиции, известные из курса начальной школы. Приводить примеры изображения боевых сцен разных народов Древнего мира на основе изучения истории Древнего мира. Рассматривать батальные композиции в разных видах искусства (графика, живопись, медальерное искусство, шпалера, лаковая миниатюра (Палех, Мстёра). Объяснять, что означает понятие батальный жанр. Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства батального жанра, созданных в Западной Европе и России, художественных выразительных средств создания образа битвы мастерами разных эпох. Рисовать батальную композицию. Выбирать сюжет боевых действий эпохи Средневековья. Выбирать согласно замыслу художественные выразительные средства и материалы. Выражать в творческой работе своё отношение к непоколебимой стойкости. русских воинов. Работать в любой технике: графической, живописной или смешанной с применением аппликации. Выделять композиционный центр и придавать уравновешенность композиции. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


ТЕМА 5. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ (2ч)

20

Тема прекрасной женщины и матери в искусстве

Рассматривать произведения иконописи и светской живописи. Рассказывать о своих впечатлениях от произведений византийской и древнерусской иконописи. Высказывать суждения о произведениях художников эпохи Возрождения. Сопоставлять образ женщины в портретах разных эпох и высказывать своё суждение о том, что тема женственности и материнства — вечная тема искусства.

Рассматривать пропорции лица и изменения

в расположении губ, бровей, век, вызванные различным эмоциональным состоянием человека. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению женского лица. Передавать характерные возрастные особенности (юность, молодость, старость). Намечать лёгкими линиями овал головы и профильную (среднюю) линию, проходящую через середину лба, переносицы и подбородка. Рисовать линию глаз, надбровных дуг, основание носа и уха. Применять парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы и наносить их с учётом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Завершать прорисовку карандашом общей формы и деталей головы


21

Личность женщины в портретно-исторической композиции XIX начала XX века

Рассматривать женские портреты, созданные отечественными и западноевропейскими художниками. Рассказывать, какие портреты и каких художников понравились и почему. Определять особенности в передаче образа героини и её костюма в портретах разных времён. Участвовать в обсуждении художественных особенностей мастеров России и Западной Европы, значения костюма в портретно-исторической ком-позиции женской фигуры. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать портретно-историческую композицию с передачей исторического времени с помощью костюма героини. Намечать лёгкими линиями силуэт женской фигуры (парадный портрет во весь рост, поясной портрет и др.), учитывать выбранный формат листа. Выбирать соответствующий исторический костюм, учитывать изменения его силуэта, аксессуаров на протяжении XVIII—XIX вв. Использовать репродукции в альбомах по искусству, а также поисковые системы Интернета. Принимать участие в выставке рисунков в классе и защищать свою портретную композицию и выбор исторического костюма. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


ТЕМА 6. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ (2 ч

22-23

Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества

Рассматривать образцы традиционного русского женского и мужского костюма конца XIX в. Рассказывать, из каких элементов состоит северорусский южнорусский комплекс традиционной женской одежды, выявлять разнообразие кроя и вышивки в северорусском и южнорусском комплексах традиционной одежды. Называть музеи, в фондах которых хранятся традиционные русские народные костюмы. Участвовать в обсуждении отличительных черт русского народного костюма (плавность форм, живописный характер тканей и головных уборов). Узнавать и называть образы-символы, которые включались в орнамент русского традиционного костюма. Разъяснять обереговую функцию орнамента на рубахе. Высказывать своё суждение, почему национальная одежда русского народа входит в портретное искусство и историческую живопись. Выполнять задание согласно условиям. Выполнять зарисовку женской фигуры в народном костюме с учётом региональных особенностей (разнообразие северорусского, южнорусского костюма или костюма народов России). Намечать лёгкими линиями обобщённый силуэт женской фигуры, передавая её особую стать с помощью изображения конусообразной линии, ограничивающей сарафан. Намечать рукава рубахи, абрис головного убора. Прорисовывать декоративные мотивы. Завершать композицию женской фигуры в народном костюме в цвете, используя доминирующие цвета (красный, синий, золотистый) и нанося их на главные части одежды. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Осуществлять сбор и поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Интернета. Готовить презентацию. Составлять описание традиционных костюмов народов России


ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. СИНТЕЗ ИСКУССТВ (2 ч)

24-25

«Возьмёмся за руки, друзья…» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов

Рассматривать традиционные костюмы народов России. Рассказывать об общем и различном в народных костюмах представителей разных народов России. Высказывать свои суждения о том, с какой целью проводятся фольклорные фестивали и почему традиционная народная одежда является их отличительным признаком. Участвовать в обсуждении характерных особенностей национального костюма из разных регионов России. Сравнивать изображения народного костюма в произведениях разных видов искусства: живопись, фигуры из большой серии «Народы России» (Императорский фарфоровый завод), тряпичные куклы, в костюмах которых переданы этнографические признаки одежды народов из разных регионов России. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, каковы особенности объёмно-пластической формы, реализованные в крое, каков состав элементов костюма, особенности их декорирования. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по-своему наряд участников фестиваля. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму. Выполнять лёгкими линиями разработку фигур людей в народных костюмах России в композиции. Выделять цветом силуэты фигур людей на фоне окружающей среды. Завершать композицию разработкой декоративных элементов праздничной одежды. Составлять фризовую композицию для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Обсуждать и оценивать результат коллективной работы


ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ИСКУССТВЕ. ВЕСНА — УТРО ГОДА (7ч)

ТЕМА 8. ПЕРВЫЕ ПРИМЕТЫ ПРОБУЖДЕНИЯ ПРИРОДЫ И ИХ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ (4ч)

26-27

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве

Рассматривать произведения пейзажного искусства и анималистического жанра отечественных и зарубежных художников, воссоздавших живописные образы весны и птиц. Находить в них признаки реальной природы. Высказывать свои впечатления от увиденного. Рассматривать произведения народного искусства. Рассказывать об уникальности образов птиц, созданных народными мастерами из разных художественных центров России. Различать произведения по технике исполнения, по художественным приёмам росписи. Высказывать собственные суждения о произведениях. Участвовать в обсуждении примет весны, отражённых в произведениях живописи, в устном народном творчестве, народном декоративно-прикладном искусстве, а также образа птицы в верованиях и мифологии древних славян, в резной, расписной, щепной, глиняной игрушке. Сопоставлять средства художественной выразительности разных видов искусства. Выявлять живописные и декоративные приёмы передачи особенностей мифологических и реальных птиц. Выполнять с натуры, по памяти, по представлению зарисовку птицы. Применять графические приемы в создании выразительного изображения


28-29

«Живая зыбь» К.Р.

Рассматривать пейзажи отечественных и зарубежных мастеров, воссоздавших образы водной стихии. Сопоставлять их с реальными природными явлениями. Находить сходство живописных образов с действительностью. Выявлять приёмы достоверной, убедительной и волнующей зрителя передачи образов водного пространства и композиционные, колористические, эмоциональные особенности. Выявлять среди пейзажных произведений сходство и различия в композиционном решении, манере исполнения, эмоциональном настроении. Объяснять, в чём состоит привлекательность произведений того или иного художника. Наблюдать за изменениями в природе в родных местах, замечать красоту водоёмов в период весеннего пробуждения. Участвовать в обсуждении манеры письма разных художников-маринистов, особенностей сюжетов, мотивов, композиции, колорита. Высказывать суждения и давать эмоциональную оценку их творчеству. Выполнять эскиз композиции по памяти или по представлению пейзажа с водным пространством (озеро, река, морские дали и т. д.) и завершать композицию в цвете. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


ТЕМА 9. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА (2 ч)

30-31

«Как мир хорош в своей красе нежданной...»

Рассматривать произведения отечественных художников, в которых воссозданы образы Пасхи — праздника Воскресения Христова, весны, плодоносящих сил природы. Рассказывать, почему художники обращаются в своих произведениях к этой теме. Высказывать своё суждение и отношение к Пасхальному празднику, к произведениям иконописи и светской живописи, воплотившим его образное решение. Сопоставлять натюрморты художников с праздничной пасхальной атрибутикой. Рассказывать о традициях празднования Пасхи в своей семье. Участвовать в обсуждении традиций орнаментальной и сюжетной росписи яиц, атрибутов Пасхального праздника, особенностей манеры, средств художественной выразительности пасхальных натюрмортов, своеобразия композиции (набор предметов, колорит, общее эмоциональное настроение). Выявлять различные средства художественно-образного языка разных художников для творческого воплощения образа светлого христианского праздника. Высказывать своё впечатление от пасхальных натюрмортов. Работать по художественно-дидактической таблице. Осмысливать композиционное построение пасхального натюрморта и учитывать в работе свойства цвета в передаче праздничного настроения. Выполнять эскизы композиции натюрморта и завершать композицию натюрморта в цвете. Выражать своё отношение к празднику, к предметному миру, соответствующему праздничной ситуации. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо художественной деятельности


ТЕМА 10. ВЕСЕННЕЕ МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ (1 ч)

32

Земля пробуждается

Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, воссоздавших образы пробуждающейся природы (растений, птиц, насекомых). Рассказывать, почему художники обращаются в своих произведениях к этой теме. Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, в декоре которых присутствуют разнообразные природные мотивы. Сопоставлять эти мотивы с реальными природными объектами. Находить в них сходство и различия. Высказывать своё отношение к произведениям, воплотившим образное решение мира весенней природы. Рассказывать о местных особенностях растительного мира, птицах, насекомых. Участвовать в обсуждении особенностей манеры того или иного художника, средств художественной выразительности и своеобразия композиций при создании произведений разных видов искусства на тему преображения весенней природы. Высказывать своё отношение к образному строю этих произведений.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать приёмы декоративной трансформации природных форм и учитывать в работе графические и живописные средства решения декоративного образа. Выполнять графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых, эскизы к коллективной композиции. Принимать участие в коллективной работе по созданию декоративно-живописной композиции в материале согласно теме и условиям творческого задания. Выражать эмоционально-эстетическое отношение к родной природе, к создаваемым образам. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать совместные с одноклассниками творческие проекты и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

___________________________

От «____»____________2019г

___________________________

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

_____________/Князева Н.В./

От «____»____________2019г

___________________________




8