«Говорящая» среда —
новый взгляд на предметно-развивающее пространство в ДОУ.
Маркер детской инициативы и самостоятельности:
от теории к практике.
Впервые о технологии «говорящая» среда я прочитала в методическом пособии «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада» Юлии Валерьевны Илюхиной, доцента кафедры дошкольного образования института развития образования Краснодарского края.
«Говорящая» среда – это термин, по мнению Ю. В Илюхиной, у которого нет единого определения так же, как и нет у него единого автора. Ю. В. Илюхина предлагает понимать под термином «говорящая» среда «такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребёнком напрямую, практически без участия взрослого». Такое понимание предметно-пространственной среды, которая создается в группе взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет считать среду третьим педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает идеи. Она предоставляет ребёнку возможность почувствовать и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативу, а также осознать свою значимость. Важно, чтобы ребёнок ощущал себя хозяином в детском саду, где проводит больше времени, чем в домашних условиях.
«Говорящая» среда – такая среда, которая, как будто, разговаривает с ребенком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослого, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.
Цель «говорящей» среды – создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями.
Задачи «говорящей» среды:
1. Донести до детей тему и особенности образовательного проекта, который реализуется в данное время;
2. Создать условия для проявления познавательной активности детей, творческого самовыражения, эмоционального комфорта.
Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в ней материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта.
Так же среду наполняют значимые для детей продукты самостоятельной творческой деятельности: рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненные ребенком как индивидуально, так и в команде со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен вклад каждого, и позволяет проявить индивидуальность.
Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в выборе содержания своей деятельности, изготовлении наглядных пособий, игр очень важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Окружающая ребенка среда – это игровое пространство. Как раз одним из элементов РППС в моей группе является технология «говорящей» среды. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.
«Говорящая» среда - это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Технология «Говорящая среда» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде нашего детского сада.
Вдохновившись идеями Ю. В. Илюхиной, педагоги нашего ДОУ попробовали создать «говорящую» среду в своих группах. В нашей подготовительной группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Так же присутствует Автодидактичная среда. Автодидактичность – это такое свойство среды, которое позволяет ребенку самообучаться без взрослого рядом.
Дети восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка в группе имеет воспитательное значение. Организация развивающей среды в нашей группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным хозяином пространства, в котором он находится.
Из опыта работы с данной технологией в нашей группе имеется:
Уголок приветствия.
П
еред вами инструмент, создающий более доверительное отношение к педагогу и дружескую атмосферу между детьми.
Когда дети заходят утром в группу, они касаются той картинки с рисунком, как бы они хотели поприветствовать воспитателя.
Когда детей забирают родители, они могут также по выбору картинки попрощаться с воспитателем или друзьями.
Эта простая новинка помогает с утра задать детям эмоциональный настрой на день. Детям, которые каждый раз тяжело расстаются со взрослыми, подобранное приветствие позволяет снизить тревожность и помогает настроиться на полезное и приятное времяпровождение. Так же короткий миг, который тратится на приветствие, устанавливает особую связь с каждым ребенком. Создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия. Формирование позитивного образа своего «я».
Голос ребенка: «Я пришел!» - работа ведется в течении всего дня: во время утреннего приема дети обозначают, что они пришли, Переставляя палочки с именами из «дома» в «садик». На утреннем круге мы можем посчитать – количество девочек и мальчиков сегодня пришли.
Визитки детей: Визитки детей располагаются на шкафчиках в раздевалке в специальных кармашках. Сделана визитка руками детей с помощью родителей, содержит информацию: о себе, о увлечениях, о планах на будущее что позволяет детям лучше узнать друг друга.
Уголок именинника: Одним из любимых, главных для ребенка праздников является день рождения. Для более эффективного поздравления детей, для создания положительных эмоций мы оформили уголок именинников. Формирует представление о временах года, создает положительнуюэмоциональную атмосферу в группе и сплоченность в коллективе.
Стенд занятий: На каждый день дети рисуют занятия, что было вчера, сегодня, завтра. Ориентируются, что будет завтра, к чему готовиться, приносить ли спортивную форму, к какому занятию повторить стихотворение и т.д. Таким образом у детей появляется мотивация к деятельности, которую мы реализуем на занятиях и в свободной деятельности.
Картинки меняют дети сами утром каждый день.
Уголок дежурства: Самый любимый детьми стенд, который способствует развитию у детей чувства ответственности за то, что происходит в группе. Утром мы решаем с детьми какие обязанности по группе будем выполнять и кто будет делать. За хорошее дежурство дети отмечают значками в «Экране успешности».
Азбука темы: Азбука темы и является одним из методов организации «говорящей» среды используя ее, мы получаем обратную связь от наших детей. Стимулируем их активность, инициативность, помогаем ощутить свою значимость. В «азбуке темы» нет «неправильных» слов, можно несколько слов писать на одну букву.
Правила группы.
Для чего нужны правила группы?
Во-первых, они создают барьер безопасности для проявления детской самостоятельности и инициативы. Наша миссия показать границы, за которые культурный, воспитанный человек не переступает никогда.
В-вторых, один из целевых ориентиров – соблюдение социальных норм.
Правила очень хорошо сплачивают детей, говорят им о том, что они единое целое, раз для них действуют общие правила.
Уголок природы: «Говорящая стена» расскажет о времени года, её изменениях, а так же погоде на день. Развивает и уточняет представления о предметах и явлениях в действительности, расширяет кругозор и представления детей, закрепляет умение классифицировать явления природы по временам года.
Уголок творчества: Уголок в котором дети показывают свои работы, достижения в разных творческих направлениях.
Уголок ПДД : Незнание детьми правил поведения на дороге часто приводит к беде. Поэтому, знакомство воспитанников с правилами дорожного движения, является одной из главных задач педагогов ДОУ. Основной целью организации является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах. В уголке есть всё необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения.
Макет нашего района с проезжей частью и перекрёстком, имеющий съёмные детали: дети могут самостоятельно моделировать улицу.
Зона выбора перед сном:
Заходя в спальню дети оставляют свой голос в виде прищепки. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество голосов и так определяется, что будут слушать перед сном. Выбирают, например,– послушать сказку от
воспитателя, аудиосказку или музыку.
Экран достижений: Для развития у детей мотивации к обучению, для успешности и эффективности образовательного и воспитательного процесса.
Как «говорящая» среда разговаривает с родителями?
Так же, как и с детьми…
- Опросники (участие в планировании и выборе темы проекта\;
предложение интересных дел, получение информации, выявление уровня
удовлетворенности…)
- Мотивирующие объявления
- Записки наблюдателя
- «Говорящие» шкафчики
- Консультации с помощью QR-кодов.
Вопросы для родителей предоставляют возможность участвовать в создании образовательного процесса; содействовать в планировании,
получать информацию, которая имеет значение как для родителей, так и для детей по обсуждаемой теме.
Во взаимодействии с родителями можно применять QR-коды для доступа к информации, включая правовые документы детского сада, а также организовывать выставки детских работ с заданиями и прочим.
«Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
Описанная технология «Говорящая» среда помогает понимать интересы и предпочтения детей в выборе видов и содержания деятельности. Это способствует более эффективному планированию взаимодействия с учетом индивидуального подхода. Правильно структурированная «говорящая» среда предоставляет детям шанс стать полноправными хозяевами своего пространства, проявлять самостоятельность и инициативу. Это позволяет им осознать свою значимость и почувствовать, что их вклад важен для общего дела.