Говорите правильно - материал по орфоэпии.
Упражнения на выработку навыков правильного произношения и ударения составлены с учётом наиболее часто встречающихся ошибок в речи детей и взрослых. Отобраны слова и формы слов, часто употребляемых в языке, в школьном обиходе.
Цель заданий: предупредить и исправить орфоэпические ошибки в устной речи учащихся. В упражнения включена работа над правильным произношением звуков.
При работе над звуковой стороной речи учащихся учитель должен иметь в виду 2 обстоятельства: чем раньше начать привитие произносительных норм, тем прочнее будут навыки, в последующих классах учителя продолжают формирование навыков правильного произношения слов, поэтому младшим школьникам необходимы элементарные орфоэпические навыки.
Основное условие проведения работы – на уроке должна звучать речь учащихся.
Виды заданий могут быть самыми разнообразными: составление словосочетаний, предложений, диалоги.
Основной методический приём работы над изучением звуковой стороной речи – наблюдение учеников над произношением и ударением в словах. Начальный этап знакомства с правильным ударением - чтение небольших стихотворений с нужным словом. Ритм стиха не допускает искажения ударения. Дети выделяют слово, определяют слог, на который падает ударение. Затем идёт закрепление нормы. Учащиеся выполняют ряд упражнений предложенных учителем, сами составляют предложения, приводят примеры из литературных источников.
Полезны упражнения, направленные на совершенствование речевого слуха учащихся: слушание правильного произношения отдельных звуков и слов, звучание и чтение вслух текста, артикулирование звуков, выделение ударного слога.
Для иллюстрации приведу примеры того, как работать над ударением в словах.
ГУСЕНИЦА
С утра девчонки на посту
Приносят гусениц кроту
Он открывает рот –
Он очень умный крот. (Барто А.)
НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. Нельзя смешивать слова надеть и одеть.
Надеть (что?) - шубу, пальто, носки, ботинки.
Одеть (кого?) - брата, сестру, куклу.
*Прочтите предложения, раскрывая скобки.
Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки.
Сестра (надела, одела) брата.
Девочка (надела, одела) куклу.
Ученик (надел, одел) окна.
Взяли ребята
Лопаты и санки,
Шубы надели
И шапки-ушанки. (Барто А.)
Нынче день такой хороший,
Тучки в небе ни одной, Он ворчит: - Надень калоши,
Будет дождик проливной (Барто А.)
Мама песню напевала, одевала дочку
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Мама песенку допела, мама девочку одела. (Е.Благинина)
А брату Саше третий год –
Его умой, одень!
Уходит мама на завод-
Сиди с ним целый день. (А.Барто)
ПОЗВОНиТЬ – ПОЗВОНю - ПОЗВОНиШЬ
Дзинь-ди-лень,
Дзинь-ди-лень,
Дзинь-ди-лень,
То тюлень позвонит, то олень,
А недавно две газели
Позвонили и запели:
-неужели в самом деле
все сгорели карусели?
СКУЧАТЬ
Нужно говорить: скучать по кому-нибудь, скучать о ком-нибудь, например: скучаю по отцу, об отце.
*Придумайте примеры со словами скучаю, скучает, скучаем. Следите за правильностью вашей речи.
ФАРФОР, СТАТУЯ
Под звонким объявлением:
«Стекло,хрусталь, фарфор»-
Большое оживление –
Идёт горячий спор. (С.Михалков)
Вот слон индийский гастролёр,
Канатоходец и жонглёр.
Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу,
Две лампы и дитя. (С.Маршак)
Цапля важная носатая,
Целый день стоит как статуя.
*Придумайте 3-4 предложения со словами: фарфор, фарфоровый, статуя.
Атлас – атлас, проволочка - проволочка
Отца спросила дочка:
- не знаю, как прочесть…
Есть слово «Проволочка»
И проволочка есть.
А что такое атлас?
Его приносят в класс.
Я прочитала Атлас, но есть ведь и атлас.
Домовой – вымышленное существо, сказочный персонаж.
Домовый – принадлежащий какому-нибудь дому. Например, в каждом доме есть домовая книга, в которую записывают всех, кто в этом доме проживает.
Столяр – столяры
Вот и стал я столяром,
Заработал топором,
я по этой части
знаменитый мастер. (С.Маршак)
Инструмент – инструменты
У Пети в школьной мастерской
Все инструменты под рукой. (А.Барто)
КРАПИВА
Тихо – тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы,
Я тебе до конца описать не могу,
Как они и бедны, и красивы.
Тихо-тихо клюют на крапиве зерно,
Без кормёжки прожить не шутки
Пусть крапивы зерно, хоть не сытно оно,
Да хоть что-нибудь будет в желудке. (Н.Асеев)
Красивее
И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен на всем своем массиве
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днём все делался красивей.
Щавель
На болоте журавель
Собирал с утра щавель
Насбирал себе на борщ
Стал варить да хлынул дождь
Унесла щавель водица-
Без борща осталась птица!
С той поры наш журавель
Всухомятку ест щавель.
Свёкла
Сторожа давали свёклу
Двум задумчивым слонам
А бассейне что-то мокло
Это был гиппопотам! (С.Маршак)
Видит – девочка стоит
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Цемент
Всю ночь из дальних городов
В Москву идут составы
Всю ночь в Москву они везут
Цемент, железо и мазут,
Чугун и алюминий,
Металлы для тысячи станков
И для станочных линий. (АБарто)
Занять – занял – заняли – заняла
Пароход отойдёт через две минуты
Чемоданами народ занял все каюты (С.Маршак)
Звонят, звонишь, звоните.
Телефон опять звонит!
От него в ушах звенит!
Со словами скучать, думать, говорить, плакать, тосковать, горевать употребляется предлог о:
Скучать о маме, тосковать о родных, говорить о книге.
Дремота – зевота – ломота
Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота.
Есть душистое втиранье от укуса комаров,
Есть микстура от чиханья- проглотил – и ты здоров!
Клейкий пластырь от мозолей и настойка на траве
От ломоты и от болей в животе и в голове.
верба
Мы из школы номер восемь
там, где верба у крыльца
мы вам птицу преподносим,
говорящего скворца.
Коклюш
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки
В них пилюли и облатки
Капли, мази, порошки
От коклюша, от ангины
От веснушек на лице (С.Михалков)
Арбуз
Вот какой у нас арбуз-
Замечательный на вкус.
Даже нос и щёки
Все в арбузном соке.
Чихать
У меня печальный вид-
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип, что такое? Это грипп.
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу. (С.Михалков)
Класть – положить
В литературном языке нет слова «ложить», но есть слово положить: есть глагол класть, но нет глагола «покласть». Нужно говорить: я кладу книгу на стол,ты кладёшь книгу, или я положу книгу, ты положишь книгу
Бригадир Сергей Кузьмич
Лучше всех кладёт кирпич. (А,Барто)
Баловать, баловаться, балованный.
Мишка топал, баловался,
Лёгкий мостик зашатался,
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги! (З.Александрова)
Звери Ванюшку так ласково любят,
Звери балуют его и голубят. (К.Чуковский)
Избаловать – избаловаться
Тюль,толь.
Слова тюль, толь мужского рода: тюль- тюля- толю- толем – о толе.
Мозоль. Слово мозоль женского рода: водяная мозоль, сухая мозоль. Следует заударением в этом слове: мозоль – мозолью, мозоли – мозолей – мозолями.
Бежать. В произношении различных форм глагола бежать ученики часто допускают ошибку на чередование г- ж. Нужно помнить я бегу, он бежит, мы бежим., они бегут.
Море! Я к тебе бегу
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
а волна бежит ко мне. (Э.Мошковская)
Ожить
Тает снежок, ожил лужок.
Ворота
А в доме за воротами с утра играют гаммы,
Смешной мальчишка с нотами всегда приходит с мамой. (АБарто)