СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графический навык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система знаний и система деятельности по формированию графического навыка.

Просмотр содержимого документа
«Графический навык»



Система знаний и система деятельности по формированию графического навыка.



В формировании графического навыка можно выделить 2 этапа: подготовительный и основной.

Во время подготовительного этапа дети знакомятся с гигиеническими требованиями при письме ( правильная посадка, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке. Особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке первоклассников, пишущих правой и левой рукой.Происходит развитие мелкой моторики (развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки)

На первоначальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка: в работу вовлекается целый ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела. Поэтому очень важно в этот период научить детей приемам расслабления при выполнении графических заданий (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть, и только потом делать следующее движение).

У большинства детей графические задания вызывают затруднения (дрожание руки, штрихи неровные и т.д.). Стараюсь, как можно раньше выявить причины, возникающих трудности, которые обычно связаны у детей преимущественно с недостатками в координации движений, с недостатками зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственного восприятия. И следуя из этого, на последующих занятиях стараюсь включать упражнения на развитие и координацию выявленных недостатков.

Для развития и совершенствования моторики кистей и пальцев рук, использую комплекс упражнений. Весь комплекс можно разделить на составляющие:

1) пальчиковая гимнастика;

2) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальчиковую гимнастику провожу в течение 3-4 минут в начале занятия, либо в середине, в форме физминутки.

- Учатся Ориентироваться в пространстве листа тетради и пространстве классной доски

Признавая тот факт, что в настоящее время в школу приходит большое количество детей с невысоким уровнем развития ориентировки в пространстве, с проблемами координации глаз и руки, с трудностями выполнения точных движений, неправильно с первых же уроков предлагать ребятам работу на строке. Важно должное внимание уделить работе на нелинованном листе бумаги, это способствует формированию пространственной ориентации на листе, развитию движений руки ребенка, перед тем как ему будет предложена работа, требующая более мелких движений.

Учатся рисовать:

прямые линии

- отрабатывается умение начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении, идет отработка пространственной ориентации на листе: "верх", "низ", "справа", "слева", "вести руку направо, налево, вверх, вниз",;

-проводится последовательная отработка умения проводить прямые вертикальные линии, прямые горизонтальные линии, прямые наклонные линии

проводить прямые и наклонные параллельные линии»

- отрабатываются действия контроля и оценки успешности выполнения работы ;

-учащиеся контролируют сохранение одного и того же расстояния между линиями;

- сравнивают свои линии с заданным на странице образцом, осуществляя тем самым оценку собственной работы.

Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать - очень важный момент подготовки к письму. Именно параллельность всех штрихов придает письму (почерку) четкость, аккуратность, делает письмо более легким для восприятия и чтения. Поэтому до обучения письму курсивных букв необходимо научить ребенка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

проводить полуовалы

На данном этапе отрабатываются такие важные предпосылки учебной деятельности, как планирование предстоящих действий и осознанность выполняемых действий. Впервые вводится рабочая строка и обязательное словесное формулирование алгоритма выполнения предстоящих действий с использованием терминов «верхняя линия рабочей строки», «нижняя линия рабочей строки». Продолжается отработка контроля собственных действий – важным моментом работы на данной ступени является контроль и самоконтроль за движением руки во время письма полуовалов - свободно продвигаться вдоль страницы должна именно рука пишущего, в то время как очень часто у детей возникает желание продвинуть тетрадь или переместить все свое тело. Письмо букв связано с достаточно жестким ограничением высоты и ширины каждого графического элемента. И если высота ограничивается линиями строки, то одинаковую ширину (протяженность) графических элементов нужно специально отрабатывать, опираясь только на зрительный контроль.

Письмо полуовалов - верхних и нижних, правых и левых с разным направлением движений - важный момент в развитии моторики.

рисовать круги и овал

-умение осуществлять необходимые действия в заданной последовательности;

- умение словесно описывать свои действия.



-рисовать зигзаги, плавно передвигая руку

- отрабатывается словесное формулирование предстоящих действий и контроль за правильностью их выполнения в процессе отработки свободного передвижения руки по строке слева направо, правильной координации движений пальцев, кисти, предплечья при письме, отработки точных движений.

После завершения подготовительного этапа начинается основной этап формирования графического навыка( написание курсивных букв). Он совпадает с началом этапа изучения гласных букв по Букварю и завершается после изучения всех букв русского алфавита.

Его можно разделить на три периода:

-Первый - аналитический, основным компонентом которого является вычленение отдельных элементов действия и овладение ими. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличия у него определенных знаний и умений, но и способ объяснения того, что и как должен делать ребенок, а так же степень осознания ребенком выполняемого действия.

- Второй условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий - автоматизация- и есть этап образования навыка как действия. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость.

Основными задачами этого этапа являются: выработка обобщенного способа работы при изучении букв, закрепление связи определенного звука со зрительным образом печатной и письменной буквы, передающей на письме этот звук, поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, заучивание зрительного образа буквы, отработка двигательного образа курсивной буквы, совершенствование мелкой моторики руки

Значимость этого этапа для формирования предпосылок учебной деятельности заключается в том, что продолжается работа над осознанностью собственных действий, над умением провести анализ пространственного расположения элемента на строке, над словесным описанием траектории движения при письме элемента буквы, над умением выполнить несколько действий в строго определенной последовательности.

Последовательность действий выбирается учеником не случайно, не путем проб и ошибок. Каждый ученик выполняет ряд заданных последовательных операций, которые составляют алгоритм его действий: поэлементный анализ зрительного и двигательного образов буквы, анализ расположения и количества составляющих букву элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов, пространственному расположению элементов, выявление признаков сходства и различия букв, составление слов из заданного набора букв, запись под диктовку.

Формирование таких важных компонентов учебной деятельности, как самоконтроль (объяснение выполнения движений при написании основных элементов) и самооценка (возможность оценки качества самого движения и результата -"правильно"-"неправильно") возможно благодаря такой важной особенности методики формирования графического навыка, как сочетание на одной странице двух видов строк. Введение широкой строки (16+8мм) для осознанного анализа буквы, для первичной тренировки в написании буквы и более узкой строки (12+6) для закрепления графического навыка, для тренировки в написании буквы - позволяет работать над осознанностью выполняемых действий.

Страница, посвященная изучению новой буквы, всегда начинается с предъявления крупного образца буквы в ее заглавном или строчном варианте и элементов, из которых состоит изучаемая буква. Первая строка направлена на анализ элементов, составляющих строчную букву, а также на отработку письма этих элементов. Следующая строка направлена на отработку написания всех элементов, составляющих букву, в их единстве. На этих же строках может присутствовать еще один вид работы, который можно назвать "допиши букву". Для выполнения этого задания детям нужно проанализировать предлагаемые им элементы и, имея представление о полном образе буквы, дописать недостающие элементы.

После отработки написания букв более крупного размера (это удобно для усвоения направления движения, закрепления двигательного образа буквы), детям предлагаются упражнения в письме букв меньшей величины. Для этого и нужны нижние две- три строчки.

Характерной особенностью формирования графического навыка на данном этапе является письмо каждого элемента буквы в отдельности. Пауза между написанием двух элементов дает первокласснику возможность расслабить на мгновение мышцы, дать им отдых.

По мере изучения букв вводятся задания, направленные на отработку наиболее частотных случаев сочетаний различных букв. Это позволяет отрабатывать связность письма. Связность письма это результат отработанного навыка написания изолированных букв. Завершая написание буквы и точно зная точку начала написания последующей буквы, ребенок без труда определяет способ соединения букв.

Дети анализируют способы связи букв в написанном на строке «Прописей» слове. Для этого перед началом списывания разбирается предлагаемое слово, отмечается место окончания буквы, точка начала следующей буквы, способ связи этих букв, если при этом используется соединительный штрих, лучше выделить его на образце ручкой. Например, при введении буквы "о" детям для тренировки предлагается сочетание букв "оа ". На уроке отмечаем точку окончания написания "о", точку начала движения для написания "а", обращаем внимание детей на необходимость соединительного штриха ( в случае его отсутствия буквы сольются), просим детей выделить его на образце.

Многие задания направлены на развитие не только графического навыка и закрепление зрительно-двигательного образа букв, но и на развитие внимания (задания типа "дорисуй букву", "продолжи заданную последовательность", "продолжи узор").

Страницы, посвященные закреплению буквы, имеют другую структуру. В процессе изучения гласных букв одно из самых распространенных заданий - вписать изучаемую букву в слово. Это задание преследует ряд целей: дальнейшее совершенствование действия звукового анализа, закрепление правила обозначения гласных звуков буквами, отработка навыка написания буквы, овладение основными принципами соединения букв.

В тетрадь включены также задания на установление соответствия буквенного и звукового состава слов. Дети должны выбрать и записать слова, звуковой состав которых соответствует предложенной модели. Эту же цель преследуют и задания "подбери слова , соответствующие заданной модели", обращаем внимание ребят на то, что им необходимо помнить о всех признаках согласных звуков (т.е. не только о твердости-мягкости, но и о звонкости-глухости, т.к. оба эти признака заложены в модели).

Задание: "Выбери и напиши" направлено не только на отработку умения скопировать курсивными буквами слово, написанное либо курсивными, либо печатными буквами, но повышает осознанность процесса чтения и выбора слов при письме.

На страницах, посвященных закреплению букв, расположены также и задания по дифференциации букв. Дифференцируются буквы, обозначающие близкие в акустико-артикуляционном отношении звуки (например, парные по звонкости- глухости согласные), а так же буквы, сходные по начертанию. К последним в рукописном варианте относятся: а- о, и- у, д – у, д – з, б – в, в – д, е –э, с – х, х –ф, ф- р- з, Г – П- Т, Д - Б, Р – В.

Для решения первой задачи необходима работа, направленная на дифференциацию звуков и на установление четкого соотношения звука и буквы, его обозначающей. Для решения второй необходима работа, направленная на сравнение количества элементов, их расположения в пространстве и друг относительно друга.

Ребенку легче усвоить сходство различных элементов, нежели различие сходных. Дети с дефицитом зрительно-пространственного восприятия не различают близких в оптическом отношении букв, они легко замечают их сходство и с большим трудом замечают различия между ними. Очень важно поэтому систематически сопоставлять и противопоставлять сходные буквы, т.е. учить детей их сравнивать и различать. Таким образом, последовательность работы над зрительным и двигательным образом буквы целесообразна такая:

а) первоначальная работа по анализу составляющих ее элементов, их пространственного расположения (это соответствует моменту образования образа);

б) обязательная работа по дифференциации сходных букв, установление сходства и, особенно, различия их образов.

Среди упражнений, направленных на дифференциацию букв, можно выделить следующие типы:

  • вставить в слово нужную букву (с опорой на картинку или без нее);

  • записать слово в нужную строчку в зависимости от наличия той или иной буквы;

  • зачеркнуть лишнюю букву;

После введения первой согласной буквы появляются упражнения, связанные с письмом слогов, слов. Перечислю их основные типы:

  • соединение одинаковых слов, написанные печатными и письменными буквами (это задание направлено на соединение зрительного образа одного и того же слова, написанного печатными или письменными буквами);

  • списывание заданного слова или предложения, причем образец может быть написан либо письменными, либо печатными буквами;

  • преобразование набора букв в слово и запись получившегося слова. На первых порах последовательность букв подсказана стрелками или рисунком, либо задана первая буква, но постепенно детям предлагается самим составлять слова из набора букв (это задание, с одной стороны, полезно для закрепления зрительного и двигательного образа букв, с другой стороны, способствует дальнейшему развитию звукового анализа);

Одной из задач на этом этапе работы является отработка навыка списывания слов, предложений, а также письмо под диктовку. Вы, по своему усмотрению, выбираете слоги, слова, предложения.

На странице, направленной на закрепление букв, предлагаются задания, связанные с дальнейшим совершенствованием действия звукового анализа. Звуковые модели слов чаще всего служат основой выбора нужного слова. В «Прописях» так же как в «Букваре» появляется условный значок – «красный колокольчик» как знак, обозначающий звонкость согласного звука. Этот значок особенно необходим при изучении парных по звонкости-глухости согласных, именно он выступает подсказкой при дифференциации букв, обозначающих парные звуки. Он помогает закреплять алгоритм: видишь колокольчик, вписывай букву, обозначающую звонкий согласный. Предлагаются и задания на изменение слов, которые нужно выполнить, опираясь на изменения в модели звукового состава слова. Например, если по сравнению с исходной моделью отсутствует колокольчик, то для ребят это знак замены звонкого согласного его глухой парой.

Одна из важных особенностей формирования навыка письма заключается в том, что нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. При инструкции "Пиши быстрее" в течение всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивается, а лишь сокращается время микро паузы, т.е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. Что при этом происходит? Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются "каракули". Таким образом, на начальных этапах формирования навыка чрезмерное увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его.



Таким образом, формирование навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе .

Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, мы воспитываем у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.