СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Графика: черное и белое. Что такое иллюстрация?»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Графика: черное и белое. Что такое иллюстрация?»

 

Цели: Дать представление о графике и ее основных изобразительных средствах.   Дать понятие об иллюстрации. 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Графика: черное и белое. Что такое иллюстрация?»»



Тема: «Графика: черное и белое. Что такое иллюстрация?»


Цели: Дать представление о графике и ее основных изобразительных средствах. Дать понятие об иллюстрации. 


Задачи:

  1. Познакомить с понятием «графика» и ее основных изобразительных средствах: линией, пятном и точкой. А также с понятием о контрасте и иллюстрации. Исследовать, какими изобразительными средствами пользуются художники-иллюстраторы. Научить владению приемами работы гуашевой краской – белилами.

  2. Развивать образную речь, речевые умения; любознательность, память, мышление; способствовать развитию лучшей координации кисти движений руки, большей свободе действий и раскованности всего локтевого сустава в процессе работы; наблюдательность и аналитические возможности глаза. Формировать поэтическое видение мира, умение эмоционально воспринимать произведения иллюстрации.

  3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, любовь к природе.


Оборудование: презентация, образцы учителя, учебник, необходимый материал для урока изо: гуашь белая, картон черного цвета, кисти № 2 или 3, 5 или 6, зубная щетка, расческа-гребешок, стакан-непроливайка.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: изучение нового материала.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой:

- Ребята у нас сегодня необычный урок, улыбнитесь дуг дугу, подарите улыбки мне, посмотрите на наших гостей и тоже улыбнитесь им!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказки попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

2. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, в одной стране художников жили 2 цвета: белый и черный. Они постоянно ссорились и спорили, какой цвет лучше. И вот однажды, дело дошло до драки. На черную краску упала белая, потом наоборот. И получились красивые картинки. С тех пор эти краски больше никогда не ссорятся.

3. Формулирование проблемы.

- Как вы думаете, как же назвалась эта страна? (ответы учащихся)


4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


  1. Учитель предлагает детям взглянуть на доску и прочитать заголовок.

- Марик, прочти, пожалуйста, написанное фиолетовым цветом. (Графика) (Слайд 1).

- А страна называлась – Графика. Слайд 2.

– Итак, оказывается, есть такое искусство, в котором художники используют чёрный и белый цвета. Называется такое искусство графика.

– Скажите, эти цвета похожи между собой или нет? (нет).

- Тогда какое настроение отражает черный цвет? (Чёрный – цвет печали)

- А о белом цвете, что можно сказать? (белый – нежности и чистоты)

– Да, эти цвета сильно отличаются, они противоположные. Их называют контрастными.

Контраст – это большое различие. (Слайд 3).

- Ребята, наша страна Графика также богата своими жителями – это линии, пятна, штрихи и точки. (Слайд 5).


2. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрации Льва Дурасова и ответить на вопросы. (Слайд 4).

– Рассмотрите иллюстрацию Льва Дурасова, рис. 1 (Слайд 6).

- Расскажите, что на ней изображено? (Город, жители города, один человек странный, похож на преступника).

– Почему вы решили, что он может быть преступником? Какие чувства у вас вызывает эта фигура человека? (Тревога).

Чтобы нарисовать пятно карандашом, необходимо класть штрихи плотно друг к другу. На иллюстрации художника-графика Льва Дурасова город и его жители изображены лёгкими линиями. Лишь одна фигура выполнена пятном.

– Рассмотрите иллюстрацию Льва Дурасова, рис. 2 на с. 32 учебника. (Слайд 7).

- Расскажите, что на ней изображено? (Богатырь приближается к голове огромного великана).

– Чем выразил свои мысли художник на данной иллюстрации? (Короткими линиями, штрихами и точками).


3. Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации Дурасова и Лебедевой на с. 33 учебника и ответить на проблемный вопрос:


- Ребята, откройте учебники и рассмотрите иллюстрацию на с. 33 под номером 3.

– Какие средства графики использовал художник для выражения своих мыслей? (деревья и строения выполнены белыми пятнами на черном фоне. Ощущение тенистого леса).

- А в рис.4, какие средства графики использовал художник? (сети выполнены точками, что подчеркивает их прозрачность. А кукла и попугай нарисованы штрихами и линиями. Это дало возможность тщательно прорисовать их форму).

- Что вы расскажите о рис. 5?


4. - Мы с вами рассмотрели различные иллюстрации.

- А что же такое иллюстрация? (ответы детей).

Иллюстрациями называются рисунки к сказкам, рассказам и другим литературным произведениям.

- У нашей страны Графики есть очень известный сосед – книжная иллюстрация.

- А художники, их создающие, это художники-иллюстраторы.



5. Выражение решения проблемы.

Работа с произведениями мастеров.

- Рассмотрите иллюстрацию Владимира Лебедева к сказке Киплинга о любопытном слоненке.

- Какое впечатление производит эта иллюстрация?

- Какие животные здесь изображены? Опишите характеры?

- Какие графические средства использует художник для того, чтобы передать особенности каждого животного?


– Художники используют разные выразительные средства графики: рисуют чёрным по белому или, если это нужно, белым по чёрному, используя при этом линию, штрих, пятно или точки.


- Скажите, какое время года наступило? (зима). - А какой идёт месяц?(Январь)

- Природа в зимнюю пору совершенно иная, нежели чем весною, летом и осенью. С наступлением зимы леса и поля  покрываются снегом, становятся  белыми, светлыми и чистыми. Природа будто бы погружается в сказочный сон. (Слайд № 8).

-Давайте с вами встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка № 1.

                       Я мороза не боюсь,

                       С ним я крепко подружусь

Подойдет ко мне мороз,

                       Тронет руку, тронет нос.

                       Значит, надо не зевать,

                       Прыгатьбегать и играть.

6. Показ учителя.

- В нашей стране Графике есть мастерская, где создаются интересные и красивые рисунки.

- Мы будем в роли графических художников и нарисуем «Зимний лес» ночью. Для этого нам понадобится: лист черного картона, белая гуашь, кисти 2 или 3, 5 или 6. А также зубная щетка, расческа и стакан с водой. В работе используем линии штрихи и пятна. Когда лес будет готов (примерно 3 дерева), мы берем кисть № 5 или 6 и частыми штрихами наносим сугробы под деревьями, тем самым показываем место земли. А вот после берем зубную щетку, смачиваем ее в воде, накладываем белую гуашь и проводим по расческе туда-сюда над всей поверхностью нашего картона и тем самым с помощью мелких пятен создаем порхающие снежинки.

План работы. (Слайд 9).

7. Применение знаний (практическая деятельность).

Проверка организации рабочих мест.

Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка, создающая настроение детей. Сегодня вам поможет в работе фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского из цикла "Времена года" Декабрь. Святки. "Зима").

Индивидуальная помощь каждому ученику.

Физкультминутка № 2.

Белый снег пушистый 
В воздухе кружится 
(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой) 
И на землю тихо 
Падает, ложится. 
(присели, руки опустили на пол) 
И под утро снегом 
(встали, покружились на месте) 
Поле забелело, 
(руки на пояс, повороты туловища влево -вправо) 
Точно пеленою 
Всё его одело. 
(присели, руки опустили на пол) 


8. Итог урока.

- Какие виды графики мы сегодня использовали?

- А что такое графика?

- Какой вид работы вам понравился больше?

Общая картина.

Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т.д.). (Слайд 10).

Если осталось время, можно использовать алгоритм оценивания.