СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическая основа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет повторить строение и виды грамматической основы. Можно использовать при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа»

Сологубова О.В. преподаватель русского языка и литературы

Сологубова О.В.

преподаватель

русского языка и литературы

 Задание 2 Включает в себя следующие темы: Грамматическая основа предложения Сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) Осложненное простое предложение Сложное предложение (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное) Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (последовательное, однородное, неоднородное подчинение)

Задание 2

  • Включает в себя следующие темы:
  • Грамматическая основа предложения
  • Сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное)
  • Осложненное простое предложение
  • Сложное предложение (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное)
  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (последовательное, однородное, неоднородное подчинение)
 Задание 2 Формулировка задания: А) какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Б) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Задание 2

  • Формулировка задания:
  • А) какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  • Б) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
 Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них. С моря дует  ветер . С моря дует . Ветер . На море ветрено .

Грамматическая основа

  • состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
  • С моря дует ветер .
  • С моря дует .
  • Ветер .
  • На море ветрено .
Подлежащее - Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?)

Подлежащее -

  • Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?)
Способы выражения подлежащего Слово Словосочетание

Способы выражения подлежащего

  • Слово
  • Словосочетание
Подлежащее - слово 1. Имя существительное 2. Местоимение 3. Имя прилагательное 4. Причастие 5. Имя числительное 6. Инфинитив 7. Неизменяемые части речи (союзы, частицы, наречия, междометия) Старший сын уехал в столицу. Он уехал в столицу. Старший уехал в столицу. Поднявший меч от меча и погибнет. Двое уехали в столицу. Любить – это прекрасно. Настало роковое послезавтра. Вокруг слышались только охи и ахи.

Подлежащее - слово

  • 1. Имя существительное
  • 2. Местоимение
  • 3. Имя прилагательное
  • 4. Причастие
  • 5. Имя числительное
  • 6. Инфинитив
  • 7. Неизменяемые части речи (союзы, частицы, наречия, междометия)
  • Старший сын уехал в столицу.
  • Он уехал в столицу.
  • Старший уехал в столицу.
  • Поднявший меч от меча и погибнет.
  • Двое уехали в столицу.
  • Любить – это прекрасно.
  • Настало роковое послезавтра.
  • Вокруг слышались только охи и ахи.
 Подлежащее - словосочетание 1. Имя в им.п. + имя в род.п. Количественное значение. 2. Имя в им.п. + имя в род.п. с предлогом из . Избирательное значение. 3. Имя в им.п. + имя в тв.п. с предлогом с (только при сказуемом во мн.ч.) Значение совместности. Пять стульев   Двое из нас   Мать с сыном поедут

Подлежащее - словосочетание

  • 1. Имя в им.п. + имя в род.п. Количественное значение.
  • 2. Имя в им.п. + имя в род.п. с предлогом из . Избирательное значение.
  • 3. Имя в им.п. + имя в тв.п. с предлогом с (только при сказуемом во мн.ч.) Значение совместности.
  • Пять стульев
  • Двое из нас
  • Мать с сыном поедут
Подлежащее - словосочетание 4. Существительные начало, середина, конец + существительное в род.п. Фазисное значение. 5. Нечленимые сочетания и составные термины  6. Неопределенные местоимения (от основ кто, что) + согласуемое имя. Стоял конец сентября   Млечный путь, День Победы, дамоклов меч  Что-то неприятное было в нем.

Подлежащее - словосочетание

  • 4. Существительные начало, середина, конец + существительное в род.п. Фазисное значение.
  • 5. Нечленимые сочетания и составные термины
  • 6. Неопределенные местоимения (от основ кто, что) + согласуемое имя.
  • Стоял конец сентября
  • Млечный путь, День Победы, дамоклов меч
  • Что-то неприятное было в нем.
  Сказуемое - главный член предложения, определяющий подлежащее, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы  что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто такой (что такое) предмет речи?

Сказуемое -

  • главный член предложения, определяющий подлежащее, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы
  • что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто такой (что такое) предмет речи?
 Классификация сказуемых Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое

Классификация сказуемых

  • Простое глагольное сказуемое
  • Составное глагольное сказуемое
  • Составное именное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом любого наклонения, времени, лица или рода. Потонула  (гл. изъяв. накл., прош. вр.) деревня в ухабинах. Дай (гл. повелит.накл.) мне лапу. Я написал (гл. условн.накл.) бы восемь строк. Еще я долго буду петь (гл. изъяв.накл. буд.вр.).
  • Простое глагольное сказуемое выражается глаголом любого наклонения, времени, лица или рода.
  • Потонула (гл. изъяв. накл., прош. вр.) деревня в ухабинах.
  • Дай (гл. повелит.накл.) мне лапу.
  • Я написал (гл. условн.накл.) бы восемь строк.
  • Еще я долго буду петь (гл. изъяв.накл. буд.вр.).
Составное глагольное сказуемое СГС= вспомогательный глагол +инфинитив Значение вспомогательного глагола: 1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия):  начал петь, продолжил рассказывать и др.  2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия: умеет молчать, хочет учиться, боится спрашивать.

Составное глагольное сказуемое

  • СГС= вспомогательный глагол +инфинитив
  • Значение вспомогательного глагола:
  • 1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия):

начал петь, продолжил рассказывать и др.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия: умеет молчать, хочет учиться, боится спрашивать.

 Не являются СГС Она присела (с какой целью?) отдохнуть. (отдохнуть – второстепенный член предложения) Ср.: Она присела, чтобы отдохнуть.  Я просил её спеть. (Просил – я, петь будет – она).

Не являются СГС

  • Она присела (с какой целью?) отдохнуть. (отдохнуть – второстепенный член предложения)
  • Ср.: Она присела, чтобы отдохнуть.
  • Я просил её спеть. (Просил – я, петь будет – она).
 Составное именное сказуемое СИС = глагол-связка+именная часть

Составное именное сказуемое

  • СИС = глагол-связка+именная часть
    Виды глаголов-связок: 1. Грамматическая связка (глаголы быть, являться в различных формах времени и наклонения, в наст. вр. форма есть или нулевая связка). Наречие есть часть речи, которая… Он директор.

Виды глаголов-связок:

  • 1. Грамматическая связка (глаголы быть, являться в различных формах времени и наклонения, в наст. вр. форма есть или нулевая связка).
  • Наречие есть часть речи, которая…
  • Он директор.
2. Полузнаменательная связка А) развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться; Б) сохранение признака: остаться; В) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться; Г) оценка признака с точки зрения реальности: показать, казаться, представляться, считаться, слыть; Д) название признака: зваться, называться, почитать.
  • 2. Полузнаменательная связка
  • А) развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;
  • Б) сохранение признака: остаться;
  • В) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;
  • Г) оценка признака с точки зрения реальности: показать, казаться, представляться, считаться, слыть;
  • Д) название признака: зваться, называться, почитать.
3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). А) глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять; Б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить; В) глаголы состояния: жить, работать, родиться .
  • 3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).
  • А) глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;
  • Б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;
  • В) глаголы состояния: жить, работать, родиться .
Именная часть СИС Сын ваш самый лучший поэт !  Эта улица мне знакома .  Только не сжата полоска одна…  Солнце – моё.  Моё любимое число – семь.  Ведь я ей несколько сродни.  Ваши замечания мне тьфу!  Басни для меня навсегда остались камнем преткновения. 1.Имя существительное в им.п. или тв.п. 2. Имя прилагательное в любой форме 3. Причастие  4. Местоимение  5. Имя числительное  6. Наречия  7. Междометия  8. Неразложимые словосочетания

Именная часть СИС

  • Сын ваш самый лучший поэт !
  • Эта улица мне знакома .
  • Только не сжата полоска одна…
  • Солнце – моё.
  • Моё любимое число – семь.
  • Ведь я ей несколько сродни.
  • Ваши замечания мне тьфу!
  • Басни для меня навсегда остались камнем преткновения.
  • 1.Имя существительное в им.п. или тв.п.
  • 2. Имя прилагательное в любой форме
  • 3. Причастие
  • 4. Местоимение
  • 5. Имя числительное
  • 6. Наречия
  • 7. Междометия
  • 8. Неразложимые словосочетания
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!