СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи. Начальная форма. Окончание как грамматический показатель рода существительного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи. Начальная форма. Окончание как грамматический показатель рода существительного.»

Конспект урока по русскому языку

Подготовила Микщина А.В., учитель начальных классов.

Тема: Грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи. Начальная форма. Окончание как грамматический показатель рода существительного.

Цель урока: закрепление знаний детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Урок №2, Тип: комбинированный.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи; закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Воспитательные: воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета; воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности).

Развивающие: развивать память, мышление, речь.


Планируемые УУД

Личностные действия: создать положительный настрой на урок, самооценка, развивать память.

Регулятивные действия: умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы и на этапе подведения итогов, постановка темы урока.

Познавательные действия: логические: находить закономерность, осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные действия: строить речевые высказывания в устной форме, формирование собственного мнения.


Оборудование: презентация, учебник.

Литература: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 3 класса: В 2 ч.: Издательство «Учебная лиература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Ч.2 – 192 с.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые УУД

1.Орг.момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные УУД

Создать положительный настрой на урок

2.Чистописание

Откройте тетради, пропишите число и классная работа.

Послушайте стихотворение и скажите, какая буква повторяется чаще всего:

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Щука Щётку раскусила,

Щётку чуть не проглотила.


-Какая это буква?

- Посмотрите на доску, определите закономерность и запишите в тетрадь букву.


Слушают стихотворение.

Прописывают букву в тетрадях.

Личностные УУД

Формировать аккуратность

Познавательные УУД

Логические: находить закономерность

3.Анализ буквы щ

Дайте характеристику звуку [щ]

Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий.

Коммуникативные УУД

Строить речевые высказывания в устной форме

4. Зрительный диктант.

Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложения. Прочитайте их. Попытайтесь запомнить. Закройте глаза и повторите их про себя. Когда предложения пропадут с экрана, то запишите в тетрадь.

1. Тает снег.

2. Идёт дождь.

3. Небо хмурое.

4. Коля заболел.

5. Запели птицы.

Давайте проверим, что получилось.


Запоминают предложения, записывают их в тетрадь.

Личностные УУД

Развивать память

5.Актуализация опорных знаний.

Посмотрите на стихотворение, прочитайте его.





Всему название дано - и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету.

И всё что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё что в памяти у нас,-

Означено словами.


Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, чтобы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (учебник, стр 4.)

Но для начала давайте вспомним, что обозначает имя существительное?

(Имя существительное обозначает предмет)


- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

Вы нашли имена существительные: название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово.

Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет?


(Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы, людей, события, животный и растительный мир)

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

(Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

- А какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? (одушевленные: люди, животные)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные: это неживые предметы)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные)

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы)







Читают стихотворение.


Отвечают на вопросы учителя.







Коммуникативные УУД

Строить речевые высказывания в устной форме


Познавательные УУД

осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков


6.Постановка темы урока

Как вы думаете, какая тема нашего урока?


Тема: Грамматические признаки имени существительного.

Регулятивные УУД

Постановка темы урока

7. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного.

Откройте учебник на стр.3

Прочитайте стихотворение.

Всё, что вижу я вокруг,

Это всё предметы.

Мне сегодня рассказал

Дедушка про это.

Ну, а дождь - это предмет?

- Нет.

Ну, а радуга - предмет?

- Нет.

Всё, что связано с погодой,

Есть явления природы.

А любимый мой предмет -

Это бабушкин буфет.

Там такие есть предметы

Как печенье и конфеты.

(И. Наумова)


Найди в стихотворении существительные, которые называют: конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме.



Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное)

Читают стихотворение.

















Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета;


Лица: дедушка;


Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы.


Познавательные УУД

осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков


Коммуникативные УУД

строить речевые высказывания в устной форме.

7.Физкультминутка

И г р а "Доскажи словечко".


Трактор водит - : (тракторист),

Электричку - : (машинист),

Стены выкрасит - : (маляр),

Доску выстругал - : (столяр),

В доме свет провел - : (монтёр),

В шахте трудится - : (шахтёр),

В жаркой кузнице - : (кузнец),

Кто всё знает - : (молодец).

Дети называют слова и изображают представителей каждой профессии.

Познавательные УУД

Логические

8. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными.

Упражнение №278.

Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные.


Можно ли изменить форму рода имён существительных?

А форму числа?

Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный (род, собственный/нарицательный), какой – непостоянный (число), может меняться?


Обсуждают в парах

Познавательные УУД

осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

9. Закрепление. Образование из неодушевленных имена одушевленные

Посмотрите на слайд.

При помощи суффикса «превратить» неодушевлённые имена существительные в одушевлённые.


Суффиксы: –щик,- ник, - ист,


Барабан_________ школа_______


Двор ___________ лес__________


Журнал_________ велосипед______


Записывают в тетрадь в строчку одушевленные имена.

Познавательные УУД:

Преобразовывать одни слова в другие при помощи суффиксов


Коммуникативные УУД:

Строить речевые высказывания в устной форме

10. Актуализация опорных знаний

Как можно определить род у имени существительного?

Перечислите слова – помощники.



Он мой

Она моя

Оно мое

Познавательные УУД

Систематизировать знания

Личностные УУД

Самооценка

11. Закрепление изученного материала.

Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя , ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности.

Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число , желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности.


В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом.


Посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение.

Хорошо здесь: и шелест и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.


Списать стихотворение, найти имена существительные , определить число и род.


Регулятивные УУД

умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы и на этапе подведения итогов


Познавательные УУД

осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

12 Рефлексия

Игры «Да - нет» (хором)

1.Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2. Существительное обозначает действие предмета.

3. Существительное обозначает предмет.

4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

5. Имена собственные пишутся с большой буквы.

6. Имена существительные изменяются по числам

Отвечают.


Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Личностные УУД

Самооценка

Коммуникативные УУД

Формирование собственного мнения

13. Домашнее задание

Упражнение № 279

Записывают домашнее задание