СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Граттаж зимняя ночь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Граттаж зимняя ночь»

ТЕМА: «Зимняя ночь» (граттаж)  Подготовительная к школе группа.

 

Программные задачи:

 

Образовательная область  «Познавательно-речевое развитие»:

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – граттаж.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использование таких средств выразительности, как линия, штрих. Развивать воображение, фантазию, чувство ритма.

 

Оборудование:

 

Демонстрационный материал: образцы рисунков с предыдущих занятий, выполненные в разных техниках;  фонограмма  (П.И. Чайковский «Времена года. Зима. Январь).

 

Раздаточный материал: лист белого картона, свеча, чёрная гуашь, широкая кисть для тонирования, стека (по количеству детей).

 

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа.

 

Ход:

Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку              П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь :

 

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой ...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

 

- Ребята, понравилось вам стихотворение о зимнем лесе? А вы знаете какие-нибудь стихи о зиме?

Дети читают стихи.

- Молодцы, много красивых стихов знаете. Многие поэты посвятили свои произведения зиме, и многие писатели описывают волшебство зимы в своих рассказах. Великие художники отражали всю красоту зимней природы в своих картинах. Сегодня мы с вами тоже нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж.

 

 «Зима, зима! Мороз трещит:

Луна в кольце на небе синем;

Искрится снег; белеет иней

На чёрных деревцах блестит…

 

- Ребята, как вы думаете, о какой части суток идет речь в стихотворении? (о ночи)

- Как вы узнали?

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования чёрно-белый граттаж.

- Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом по картону, предварительно покрытого слоем воска и гуашью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.

- По белой стороне картона натираем восковую свечку, так, чтобы не осталась проблесков бумаги, затем аккуратно, покрываем чёрной гуашевой краской, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла.

 

После того, как дети справятся с работой, предложить ребятам отправиться на прогулку в зимний лес.

 

Физкультминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес.                 (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!             (разводят руки в стороны)

С неба падают снежинки,                  (дети поднимают

Как на сказочной картинке.                руки над головой

Будем их ловить руками                     и делают движения,

И покажем дома маме.                       словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,                   (потягивание – руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,                (ходьба на месте,

Поднимаем выше ноги.                      высоко поднимая колени)

А вот зайка проскакал,                       (прыжки)

От лисы он убежал!

Это серый волк рыщет,                      (имитировать «волчью» походку)

Он себе добычу ищет!

Ну а мы идём, идём                            (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом!                  (дети садятся на места)

 

Ух, хорошо повеселились! А теперь мы с вами начнём рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками.

-  Как называются эти палочки? (стека)

- Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить зимний лес.

- Когда мы будем рисовать стекой, какие приемы мы используем? (штрих, линия, точка, пятно).
- Верно, эти приемы нам сегодня и помогут. Посмотрите, если я буду давить на палочку, какая линия получиться? (яркая, толстая).

- А если слабо? (тонкая линия).

- Продумайте содержание и композицию будущего пейзажа, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того, чтобы некоторые объекты (сугробы, снеговик, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

Дети выполняют работу под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь, а педагог помогает затрудняющимся детям.

По окончанию рисования выкладываются все работы на стол.

Предложить детям рассказать, что нового они узнали, что получилось красиво.

Подводя итог, поблагодарить детей за работу и предложить сделать в группе выставку работ.