Тема: «Гражданская оборона – основные понятия, определения и задачи»
Цель: Изучить основные понятия, задачи системы ГО и органы управления ГО.
Задачи:
1.Обучающая: ознакомить учащихся с понятиями ГО и задачами системы ГО.
2. Воспитывающая: воспитать личность безопасного типа.
3. Развивающая: развить интерес к изучению темы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник ОБЖ, учебная доска, интерактивная доска.
Методы проведения урока: рассказ, лекция, объяснение, фронтальный устный опрос.
Структура урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Изучение материала (выступления учащихся).
Практическая часть (заключительная).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие: Здравствуйте, садитесь. Проверка отсутствующих в классе.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня 4 октября в России отмечается день Гражданской обороны. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.
3. Изучение материала.
Что же такое Гражданская оборона?
Как думаете, каковы же ее задачи?
Можете назвать ее структуру?
3. Выступление учащегося.
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задачи Гражданской обороны:
обучение населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Введение Гражданской обороны в соответствии с законом ведение ГО на территории Р Ф или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
4. Следовательно, можно сделать вывод, что Гражданская оборона защищает нас и от чрезвычайных ситуаций не только природного и техногенного характера, но и социального. А что из себя, представляет ЧС социального характера?
5. Выступление учащегося.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Природного характера Техногенного характера
ЧС техногенного характера - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Можешь ли привести примеры ЧС техногенного характера?
Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.
Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.
Следовательно, нужно понимать, в чем различие аварии и катастрофы.
ЧС природного характера – это чрезвычайная ситуация природного характера— это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления.
6. Практическая часть (выступление учащихся).
Чаще всего в таких ситуациях окружающим нужно оказать первую доврачебную помощь. Пример которой, нам представят с помощью робота-тренажера:
Один из самых частых видов оказания первой доврачебной помощи в экстренных условиях, это искусственная вентиляция легких, или другими словами искусственное дыхание. И его нужно правильно провести. Первое что нужно сделать, определить каковы признаки жизни, это:
Вызвать скорую помощь;
проверить пульс, реакция зрачков на свет или болевые эффекты;
уложить пострадавшего на ровную поверхность, обеспечить доступ воздух, сняв ремень, или стягивающую его живот одежду, подложить под шею подручные средства;
Очистить его ротовую полость;
И приступить к самому процессу, один из самых распространённых режимов искусственного дыхания, режим 30-2 (30 нажатий – 2 вдоха);
Сначала осуществляем нажатия на грудь: руки должны быть прямыми, ладони кладем крест, на крест, и начинаем нажимать, сильно этого делать не следует, так как можем пострадавшему сломать ребра;
После производим 2 глубоких вдоха, закрыв нос пострадавшему, вдыхаем, не отрываясь от его рта.
И нажатия и вдохи осуществляем 2 раза (важная вещь следить за тем пока оказываем помощь следить за положением, пострадавшего, чтобы не упал, не поменялось положение шеи);
После того, как оказали помощь, снова следует проверить признаки жизни, и приводить в чувства, находится с ним в контакте до прибытия скорой помощи, при необходимости провести еще раз этот процесс! Спасибо!
7. Подводя итоги урока, нужно сказать, что одна из самых вещей это эвакуация.
- Что же это такое?
- Что самое главное во время эвакуации?
И бывают разные ситуации, в которых следует эвакуировать всех находящихся в здании, одна из ситуаций, это если здание обесточено от электроэнергии, и оповестить при помощи внутренней связи это невозможно. Сегодня мы с вами отработаем это.
Сейчас мы создадим звенья оповещения, Ваша задача в том, что Вы должны пройти в назначенный кабинет и сказать учителю, что у нас эвакуация, и точка сбора это школьный двор на главном входе.
(Назначены учащиеся по кабинетам, для оповещения об эвакуации).
Проходим в назначенные кабинеты, и эвакуируемся на школьный двор. (Засекается время).
8.Заключительная часть.
Проведена эвакуация учащихся и сотрудников школы на время, со сдачей учителями ведущих уроки строевых записок.