СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданская война на территории Тайшетского района

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по истории Тайшетского района в 10 классе. Это урок - практикум с использованием ИКТ, работа с источниками, проблемными заданиями и их решениями на основе коллективной работы.

Просмотр содержимого документа
«Гражданская война на территории Тайшетского района»


Технологическая карта урока

по истории Тайшетского района 10 класс


Тема: Гражданская война на территории Тайшетского района


Педагогические
цели

Способствовать формированию представлений о событиях Гражданской войны в Тайшетском районе. Создать условия для развития умений работать с исторической картой и текстом документов, извлекать необходимую информацию.

Тип урока

Изучение нового материала

урок-практикум с использованием ИКТ (работа с источниками, проблемные задания и решение их на основе КР – коллективная работа)


Планируемые
результаты
(предметные)

Называют годы существования Шиткинского фронт. Узнают о руководителях и составе Шиткинского фронта. Составляют хронологическую таблицу событий и основные этапы Гражданской войны на территории Тайшетского района. Показывают на карте Тайшетского района боевые действия; выясняют причины побед и поражений "белых" и "красных",объясняют и применяют понятия «Гражданская война», «интервенция». "красный" и "белый" террор.

Личностные
результаты

Принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Оборудование

Распечатанные тексты для учащихся, образец хронологической таблицы, карта-схема Тайшетского района Экран, проектор, ПК. Историческая карта " Гражданская война и интервенция в России в 1918- 1920 гг.». Карта-схема Тайшетского района.

Подготовка к уроку

Опережающее задание: прочитать рекомендованные учителем литературу и найти дополнительные материалы по изучаемой теме.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля, приемы и средства обучения

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Актуализация знаний по истории Отечества


Готовит к усвоению нового знания через актуализацию ранее изученного материала.


Чтение учителем эпиграфа:

" А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других."

М. Волошин

Задает вопросы по изученной теме:

  1. Что такое гражданская война




  1. Чем гражданская война отличается от других войн? В чем её главная особенность?


  1. На какие группы делилось население во время Гражданской войны?

  2. Почему эти движение получило такие название? Каков социальный состав движения и руководители? Сформулировать основные идеи движения.














  1. Что такое интервенция? Назвать страны, принимавшие участие в интервенции России.



  1. Что такое террор?









Слушают




Отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

1.Гражданская война — это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками

2.Главные особенности Гражданской войны в России: тесное переплетение с интервенцией, отсутствие четких временных и пространственных границ


3. «Белые», «Красные», «Зелёные».


Красный цвет - цвет революции, восставшего народа. Военные руководители: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, К. Ворошилов, М. Н.Тухачевский. Белый цвет — один из символов государственной власти в дореволюционной России, знак аристократии. Ядро белого движения составили офицеры царской армии А.В. Колчак, А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич, Н. В.Врангель и др. Зеленый цвет - цвет воли и свободы, противоположность красному и белому движениям. Яркой фигурой повстанческой зеленой армии был Нестор Махно - анархист, участвовал в террористических актах, отбывал бессрочную каторгу.

5. Интервенция - это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью установления контроля или захвата территории.

6.Террор - форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.




Регулятивные: принимают учебную задачу











Фронтальный опрос.

Работа с историческими терминами.





III. Постановка учебной задачи

Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками


Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами должны будем проделать очень сложную и ответственную работу: изучая информацию о событиях Гражданской войны в нашем крае, обобщая идеи, за которые воевали противоборствующие стороны, надо постараться выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории - гражданскую войну. Для этого нужна гражданская смелость. Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы. Гражданская война 1918 - 1921 годов в России продолжает оставаться одним из важнейших событий Отечественной истории. Несмотря на достаточно большой временной период, отделяющий нас от тех событий, остается много вопросов, являющихся предметом споров историков, публицистов, всех людей, интересующихся историей своей страны. Не случайно, эпиграфом нашего урока стали слова Максимилиана Волошина.

Проблемный вопрос, на который вы должны ответить в конце урока: «Гражданская война это трагические или героические страницы в истории нашей страны»?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать












Познавательные: высказывают предположения.



























Постановка проблемного вопроса.

IV. Изучение нового материала

Организует и направляет работу в группах.



Организует работу в группах






Класс разделяется на группы

1 группа- «Формирование Шиткинского фронта"» (приложение 1)

Задание. Изучить текст и ответить на вопросы: 1. Определите хронологические рамками существования Шиткинского фронта.

2 Назовите фамилии руководителей Шиткинского фронта.

3. Выясните партийную принадлежность участников Шиткинского фронта, их взгляды и объясните почему они объединились.

2 группа Основные этапы (приложение 2)

1.На какие этапы можно разделить гражданскую войну на территории Тайшетского района?

2.Найдите в тексте причины победы "красных" на 1 этапе войны.

3. Почему с весны 1919 г. "красные стали терпеть поражения?

4.Интервенты каких стран помогали белогвардейцам?

3 группа- "Основные события Гражданской войны на территории Тайшетского района"(приложение 3)

Задание. Используя текст , составить таблицу по хронологии событий по данной теме и отметить на карте места сражений "белых" и "красных"

4 группа- "красный и "белый" террор (приложение 4)

Задание. Найдите в тексте доказательства "красного" и "белого" террора. Подумайте. к каким последствиям это приводило?

5 группа- "Памятники павшим героям"

(приложение 5)

Задание. Используя текст учебника, интернет-ресурсы выполните задания:

1.Назовите фамилии участников партизанского движения, отличившихся в боях.

2.В каких населенных пунктах Тайшетского района им установлены памятники? Найдите в интернете фото этих памятников.

3. Установлены ли памятники участникам белого движения? Почему? Правильно ли это?

Группы защищают свои работы


Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.





Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.


Коммуникативные: умеют работать в группе, задавать вопросы; понимают речь других








Устные ответы










Устные ответы








Карта-схема,

Таблица





Устные ответы.






Устные ответы.

Фото из интернета, либо презентация

V. Подведение итогов.

Проблемный вопрос: Гражданская война это трагические или героические страницы в истории нашей страны»?


Вопросы вспомогательные:

1Что общего и различного было в программах основных участников войны?

2. Возможно ли было избежать трагедии?

3. Есть ли победители в Гражданской войне?

4. Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого?              

   














Дополнительно:

 Для обобщения изученного материала напишите синквейн по теме «Гражданская война».

Высказывают собственное мнение, суждение.



Отвечают на вопросы

Возможные ответы:

- Да,  если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа — триумф красных: разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

- Нет, т.к.  нельзя представить себе праздник  «День победы в Гражданской войне». Общество бы не приняло такое торжество.

Накапливать опыт мирного разрешения конфликтов,  быть толерантными, терпимыми. Оставаться человеком в любой ситуации.



Составляют и озвучивают синквейны


Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Беседа

VI. Рефлексия

В конце работы каждый ученик оценивает свою работу по 5 бальной системе:

свою работу в процессе занятия (я);
- работу группы, в которой принимали участие (мы);
- работу всего класса (дело).

Оценивают работу, эмоциональное состояние на уроке


Регулятивные: прогнозируют результат уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание работы обучающихся на уроке

VII. Информация о домашнем задании

Подготовьте сообщение об участниках Гражданской войны

Написать эссе по теме «Уроки Гражданской войны"


Воспринимают
задание, уточняют его

Регулятивные: принимают учебную задачу



2