Тема: Изображение Гражданской войны в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
Цель урока: определить суть шолоховской концепции гражданской войны в романе "Тихий Дон"
Задачи:
Предметная: осмысление огромной трагедии Гражданской войны в результате анализа глав романа М. Шолохова "Тихий Дон".
Личностная: воспитание чувства патриотизма, уважение к истории своего народа.
Метапредметная: развитие умения работать с информацией, выделять в тексте главное, давать связный и аргументированный ответ на вопрос, формирование навыка работы в мини группах
Используемые технологии: развитие творческого и критического мышления в соответствии с трехфазовой технологической цепочкой: вызов-осмысление-рефлексия.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, видеоролик, тематические папки.
Эпиграф:
«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, вся Россия. Трагическая катастрофа рождает только потери…»
Б. Васильев
Ход урока
І. Объявление темы и цели урока
1. Антиципация
Просмотр видеоролика на песню группы "Любэ" "Русские рубят русских"
2. Беседа
- О какой войне поётся в песне?
- А какая война называется гражданской?
- Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока ?
- Сформулируйте цель нашего урока. (определить и проанализировать суть шолоховской концепции гражданской войны в романе "Тихий Дон")
ІІ. Изложение нового материала
1. Вступительное слово учителя
- В романе "Тихий Дон" описана жизнь казачества в смутный период с 1914 по 1922 год. Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в курени казаков страшные вести. Так звучит тема войны в романе. На примере Григория Мелехова автор показал метания казаков в поисках правды. Гражданская война разделила казачество на белых, красных и сомневающихся. И у каждого правда своя.
2. Чтение по ролям
Отрывок из Т 2 , ч 5, гл2 "Разговор Григория Мелехова с Ефимом Ивановичем Извариным"
- На примере этого отрывка мы видим как война разрушает людей, убивает в них все человеческое, обесценивается человеческая жизнь.
3. Работа в мини-группах
- На чьей стороне сам Шолохов? Давайте обратимся к тексту романа и проанализируем два отрывка: расправа над Черницовым и казнь Подтелкова. Дайте ответы на следующие вопросы:
- Как автор описывает черницовцев, а как подтелковцев? ( Черницов, гордый, смелый с "лукавыми отчаянными глазами". Подтелков мужественный, гордый, бесстрашный.)
- Какое отношение у них друг к другу? (ненависть, злоба)
- Что между ними общего?
Вывод: Шолохов возлагает вину и на красных (революционные суды расстреливают только за то, что человек носит штаны с лампасами), и на белых (они рубят и порют розгами пленных, устраивают военно-полевые суды). Одна жестокость порождает другую.
4. " Чтение с остановкой"
Чтение и анализ 31 главы.
- В чем смысл такого финала?
- Что символизирует часовня? (память)
- Какое символическое значение самки стрепета? (любовь, продолжение жизни)
- Скорбный лик Божьей матери и надпись говорят о том, что пора прекратить эту братоубийственную войну, вспомнить о своем предназначении, вернуться к мирной жизни.
ІІІ. Закрепление
1. Составление кластера
- Антитезой мирной трудовой жизни является война. Подберите ассоциации к слову война. (страх, смерть, разруха, раздор...)
2. Составление синквейна
- Используя данные слова составте синквейн на тему война.
Война.
Братоубийственная, жестокая.
Ожесточает, разлучает, разрушает.
Война порождает жестокость.
Трагедия.
IV. Рефлексия
1. Открытый микрофон
- Закончи предложение:
- Сегодня я узнал ...
- Я удивился ...
- Теперь я умею ...
- Я хотел бы ...
2. Мини сочинение
- Напишите мини сочинение на тему "Как Шолохов изобразил Гражданскую войну?"
V. Подведение итогов и выставление оценок
VI. Домашнее задание