Гражданские правоотношения
5). Контроль и оценивание. Итоги урока.
4). Правовой практикум.
3). Тестовый самоконтроль.
2). Планирование способов достижения намеченной цели.
1). Теоретическая основа новой образовательной задачи.
Литература и интернет-ресурсы
«Из всех прав самое неопровержимое — это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака»…
Понятие имущества
Основная часть гражданских правоотношений носит имущественный характер, имея объектом то или иное имущество. В строгом смысле слова имущество представляет собой совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей, имущественных прав и обязанностей.
Имущество – это материальные и нематериальные объекты гражданских прав, которые по общему правилу могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому (ст. 128, п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса РФ).
Нематериальные блага
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Нематериальные блага относятся к особой группе объектов гражданских прав и представляют собой не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя блага и свободы, защищаемые действующим законодательством .
Субъективные гражданские права, возникающие по поводу нематериальных благ, являются личными неимущественными правами.
Нематериальные блага
В п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ содержится перечень нематериальных благ:
- жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, а также иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Имущественные отношения
Имущественные отношения - это общественные отношения, связанные с гражданским оборотом имущества, т.е. материальных предметов, имеющих стоимость.
Возможны ситуации, когда гражданским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение).
Имущественные отношения возникают и по поводу результатов работ и оказания услуг, не обязательно воплощающихся в вещественном результате (например, перевозка, хранение, услуги культурно-зрелищного характера), поскольку они также имеют товарную форму.
Имущественные отношения
Виды имущества
- Недвижимое : земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания.
- Движимое : вещи, не относящиеся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Защита личных неимущественных прав
Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) предусмотрены общие способы защиты нематериальных благ (ст. 12 ГК РФ) и специальные (защита чести, достоинства и деловой репутации (ст.152 ГК РФ), защита права на имя (ст. 19 ГК РФ), защиту интеллектуальной собственности и другие), при этом субъект права может использовать как один, так и несколько способов защиты своих интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага находятся под защитой действующего законодательства.
Субъекты гражданских правоотношений
(1) Юридическое лицо — это организация , которая имеет следующие признаки:
- прошла государственную регистрацию;
- имеет учредительные документы;
- утвердила и зарегистрировала устав;
- действует в правовом поле.
- имеет юридический адрес;
- ведёт бухгалтерский учёт;
- подчиняется надзору (пожарный и др.)
(2) Физическое лицо — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
- Самостоятельно планируем способы достижения намеченной цели, учитывая предложенную схему планирования:
- опорные знания (понятия и факты) и способы действий
- типы самостоятельных работ
- ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
- новые понятия и способы действия
- основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ
Приведите пример личных неимущественных отношений
выплата денег по депозиту
защита патента на научное открытие
подписание договора о продаже квартиры
аренда автомобиля
Что является предпосылкой возникновения имущественных отношений
наличие конфликта вокруг права собственности
наличие права на наследство
желание что-то купить
наличие права частной собственности
При получении кредита предпринимателем в коммерческом банке объектом гражданских правоотношений является(ются):
банк
деньги
государство
предприниматель
Что из перечисленного относится к нематериальным благам?
детская одежда
вода из ручья
производственное оборудование
высшее образование
К числу физических лиц в гражданских правоотношениях не относятся…
лица без гражданства
объединения людей
малолетние граждане РФ
лица с двойным гражданством
Как называют участников гражданских правоотношений?
объекты
субъекты
партнеры
предприниматели
К нематериальным благам относятся:
право требовать возмещения убытков
право распоряжаться своим имуществом
право отказаться от наследства
семейная тайна
Имущественные отношения могут возникнуть по поводу:
денег
вещей
услуг
всего перечисленного
3
4
5
2
1
Правовой практикум
Подолянко 1 октября 2019 года получил в ломбарде ссуду на 2 месяца под залог золотого перстня в размере 5000 рублей. Перстень был оценен в 6200 рублей. Спустя 2,5 месяца Подолянко явился в ломбард для того, чтобы возвратить ссуду и получить назад кольцо. Однако администрация ломбарда информировала его том, что кольцо уже было продано через комиссионный магазин. Более того, в связи с падением спроса на ювелирные изделия и наличием скрытых дефектов, которые не были замечены при первоначальной оценке, кольцо удалось продать только за 4500 рублей. В связи с этим администрация ломбарда потребовала от Подолянко доплатить 500 рублей.
- 1. Каков порядок реализации заложенных вещей в ломбарде?
- 2. Дайте правовую характеристику данной ситуации? Как решить спор?
- Используйте для подготовки к ответу ч.3 ст.919, ст.920, ст.358 Гражданского кодекса РФ.
Чернышев купил у Колесова легковой автомобиль «Тойота», удостоверив эту сделку у нотариуса. Через несколько дней после этого Колесов самовольно забрал автомобиль и отказался возвратить его до тех пор, пока Чернышев дополнительно не уплатит ему, Колесову, 30 000 руб. Чернышев обратился в суд с иском к Колесову, требуя возврата машины. Суд в иске отказал, ссылаясь на то, что Чернышев не успел зарегистрировать машину в ГИБДД на свое имя, а потому право собственности на нее у Чернышева не возникло. Сделка же между Чернышевым и Колесовым должна считаться несостоявшейся.
- Используйте для подготовки к ответу ч.2 ст.218, ст. 158, ч.1,2 ст.223 Гражданского кодекса РФ.
Соседи Красиков и Платонов, строящие дома рядом, договорились помочь друг другу в приобретении и доставке строительных материалов, при этом Красиков обязался купить и доставить кирпичи, а Платонов – бревна. Составили договор мены. Обмен строительными материалами по их стоимости был равноценен. Однако доставка кирпичей оказалась значительно дороже доставки бревен. В связи с этим Красиков потребовал от Платонова возместить эти расходы. Платонов отказался.
- Кто из них прав и почему? Как должны поступить стороны, если обмениваемый товар неравноценен?
- Используйте для подготовки к ответу ч.1 ст.567, ст.568 Гражданского кодекса РФ.
Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет, и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение. Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности признания автором одного из родителей, но и Витя, по его мнению, не сможет самостоятельно осуществлять целый комплекс прав и обязанностей, связанных с созданием изобретения.
- Родителям необходимо квалификационное разъяснение юриста. Какой ответ им надлежит дать?
- Используйте для подготовки к ответу ст.1347, ст.28, ч.2 ст.26 Гражданского кодекса РФ.
Известная эстрадная певица во время гастролей в одном из городов Поволжья обнаружила кафе, в названии которого было использовано собственное имя. Не зная, как на это следует реагировать, певица обратилась в юридическую консультацию со следующими вопросами:
- 1. Могут ли третьи лица использовать ее имя без ее согласия?
- 2. Что составляет содержание ее права на имя и как она может защитить это право?
- Дайте ответы на эти вопросы.
- Используйте для подготовки к ответу ст.19, ст.152 Гражданского кодекса РФ.
Какие ключевые понятия и способы действий усвоил?
Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого?
Личная оценка качества усвоения материала
Личная оценка активности, вклада в урок
Конструк-тивные предложения по уроку
Ваши особенности
Критерии
1.1 Внимание
Оценка
концентрация
устойчивость
переключение
1.2 Мышление
наглядно-действенное мышление
наглядно-образное мышление
словесно-логическое мышление
1.3 Память
логическая и механическая память
зрительная память
словесно-логическая память
продуктивное запоминание
ОЦЕНИТЕ ИТОГИ НАШЕГО С ВАМИ УРОКА!
Презентация к уроку права для 9 класса по теме «Гражданские правоотношения» подготовлена в рамках деятельности программы инновационной работы сетевой региональной площадки ТОИПКРО " Применение ИКТ в педагогической практике как фактор влияния на качество обучения в условиях пенитенциарной системы " на базе МБОУ средней общеобразовательной школы №70 г. Томска, утвержденной экспертно-инновационным советом ТОИПКРО от 21.11.2016г со сроком действия
с декабря 2016 и до августа 2020 года
Руководитель : Павленок А.П. , заместитель директора по научно-методической работе МБОУ СОШ №70 г. Томска, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории;
Рецензент : Никонов И.А. , директор МБОУ СОШ №70
г. Томска, учитель права высшей квалификационной категории
Томск, 2020
- Обществознание. 9 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2017
- Право. Базовый и углубленный уровни: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2020
- Калуцкая Е.К. Право: методическое пособие к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. - М. : Дрофа, 2019
- Гарант.РУ. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/solution/mobile_tech/
- Конституция Российской Федерации. Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/
- Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». Режим доступа: https://resh.edu.ru/
32