Гражданско-патриотическая работа и формирование личности безопасного типа, на примере работы с «трудными подростками». Учитель ОБЖ Столыпина Ольга Альбертовна МБОУ г. Астрахани «СОШ №4»
Цель гражданско - патриотического воспитания - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Патриотическое воспитание сегодня - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Поэтому, организуя мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, мы опираемся на психологические особенности детей разных возрастов. По данному направлению проводятся следующие мероприятия: Выставки, посвященные Дню Победы Встречи с ветеранами ВОВ Тематические классные часы Конкурсы рисунков и плакатов. Открытые мероприятия, направленные на формирование гражданственности Акции «Чистая память»
Все мероприятия направлены на: осознание учащимися как нравственной ценности своей причастности к судьбе России, её историческому прошлому, настоящему и будущему; сохранение национальной культуры, традиций и обычаев народов.
В МБОУ «СОШ №4» накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся с проблемами в поведении.
Большая работа в школе проводится по формированию гражданственности, т.е. такого уровня культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного устройства. Развивается способность к рефлексивному поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества. Например мы проводим мероприятие конкурс-смотр строя и песни, принимают ежегодно участие обучающиеся начальной школы и 5-7 классов.
Учителями - предметниками и классными руководителями разработан ряд уроков и воспитательных часов, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся: классные часы и беседы. К празднованию 9 Мая ребята принимают участие в акции «Письмо солдату» и изготавливают своими руками поздравительные открытки для ветеранов ВОВ и труда, посещают ветеранов на дому: помогают в уборке жилья.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в МБОУ «СОШ №4» уделяется особое внимание военно – патриотическому воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество, подготовка молодых людей к защите Родины и службе в вооружённых силах. В целом в школе соседствуют традиционные формы военно – патриотического воспитания и инновации.
Февральский военно – патриотический месячник, который в нашей школе проводится ежегодно с 23 января по 23 февраля включает в себя Уроки Мужества, «А ну-ка, парни!», военизированный кросс, конкурс «Меткий стрелок», «Зарница». В мае юноши 10-го класса участвовали на военно-полевых сборах на базе в/ч №20264 Каспийской Флотилии.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности является педагогическое управление. Следовательно, важнейшая задача военно – патриотического воспитания – учить миру. А это значит - помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему.
Коллектив школы принимает участие в митингах, посвященных Дню Победы «Мой полк» и Дню памяти (22 июня). Учащиеся возлагают к подножию памятника, венки и гирлянды, держат портреты своих родственников, принимавших участие в ВОВ.
С 1994 года на базе МБОУ «СОШ №4» функционирует Дружина юных пожарных, целью ее является формирование личности безопасного типа. В Дружину входят учащиеся 1-11 классов, в возрасте 7-17 лет. Ребята принимают участие в пропаганде пожарной безопасности: распространяют листовки, проводят профилактические беседы с учащимися начальной школы, выступают агитбригадой перед жителями Ленинского района г. Астрахани.
Мы тесно сотрудничаем с ВДПО АО. Ребята принимают участие в региональных конкурсах и фестивалях, которые проводит ВДПО. Ежегодно ДЮПовцы занимают призовые места, получают грамоты и призы. Интересная работа привлекает обучающихся к данному виду деятельности.
На протяжении многих лет работает кружок «Юные инспектора движения». Профилактическая работа по безопасности на дорогах в полной мере снизила уровень детского-дорожного травматизма учащихся нашей школы. Ежегодно мы принимаем участие в городских мероприятиях «Безопасное колесо» и «Дорога глазами детей».
В течение 10-ти лет ученики , состоящие на учете в ПДН и «группы риска», привлекаются к акции «Чистая память». Подростки приводят в порядок могилы, на которых они видят «красные звезды». Это заброшенные захоронения, куда уже не смогут прийти родственники и близкие. Родители учащихся не остались в стороне. Они закупили нужные строительные материалы.
Помогла профессионально отреставрировать братскую могилу, где покоятся неизвестные солдаты и офицеры, погибшие при бомбежке в Астрахани Екатерина Александровна Кляузова, бабушка ученицы школы. Среди них – Алексей Яшин, единственный воин, чьи данные сохранились
Ежегодно в преддверии Дня Победы учащиеся возлагают венки к братской могиле.
В 2010 году учащиеся школы стали победителями акции «Чистая память», которая проводилась в преддверии празднования 65-летия Великой Победы. Организатором конкурса являлась газета «АиФ». В качестве награды учащиеся школы получили приз – гильзу с землей с Мамаева кургана