СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания.»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.


Якимова П. С. E-mail: [email protected]


Якимова Полина Сергеевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Тимашевск



Без воспитания, духовности, патриотизма, гражданственности не может полноценно существовать и развиваться ни одно общество. Эти важные качества, наряду с социальной ответственностью, экологической культурой являются элементами базовых национальных ценностей России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые ценности как «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.


Так как именно школа названа важнейшим социальным институтом,


обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, преподаватели всех учебных дисциплин планируют свою деятельность в соответствии


  • поставленными новыми образовательными стандартами задачами по формированию этих качеств. Гражданско-патриотическому воспитанию подростков в условиях введения в школах ФГОС второго поколения отводится значительная роль в учебно-воспитательном процессе. Большая часть детства приходится на школьный период, а это особый возрастной период в становлении личности, формировании её убеждений, освоении духовных ценностей, гражданских идеалов, интересов, убеждений. О значимости подросткового возраста в формировании социально значимых личностных качеств писал Л.С. Выготский, называя его временем «формирования, в первую очередь, общественно-политического миросозерцания…».


    • решении социально значимых задач по формированию личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, у преподавателей истории и обществознания, несомненно, большие возможности. Именно уроки истории и обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить понимать историческое прошлое своей страны, уметь его анализировать, делать выводы, а значит помочь правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.


К сожалению, в настоящее время наблюдается падение интереса у значительной части школьников к обучению вообще и к изучению истории и обществознания, в частности. Ребятам исторические события кажутся абстрактным, далеким прошлым, не имеющим к современности никакого отношения. Даже использование современных педагогических приемов, ИКТ технологий не всегда позволяет мотивировать обучающихся, увлечь их. Считаю, что в этих условиях актуальным является использование краеведческого материала в образовательном и воспитательном процессе.


Историческое прошлое, рассматриваемое через призму краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Патриотизм начинается с любви к родителям, своим предкам, малой родине. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» .


Включение краеведческого материала в содержание учебных предметов способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует метапредметные и ключевые компетенции учащихся. Использование краеведческого компонента делает учебный материал осмысленным, личностным, более доступным, позволяет заинтересовать ребят. Кроме того, в материале с применением фактов родной истории заложен огромный воспитательный потенциал. Встречи с ветеранами, работа с подшивками старых газет, экскурсии на местные предприятия открывают такие удивительные факты, иногда тайны, которые вызывают у ребят любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.


Краеведческий материал стараюсь использовать на каждом уроке: богатая история Краснодарского края дает такую возможность.


Неоценим вклад нашего региона в развитие культуры. Наш край – родина известных ученых, героев, композиторов, художников, писателей. С ним, так или иначе, связаны великие имена России разных эпох


Большим подспорьем краеведческий материал становится при изучении тем «Культура», «Искусство». При изучении темы «Русская культура» ребятам предлагается выяснить: какие существуют памятники архитектуры в крае, в каких стилях построены, каким было первоначальное назначение этих зданий, что в настоящее время располагается в них. Итогом может быть составление презентации. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, интернет-ресурсов у школьников есть возможности сделать качественные электронные презентации для сопровождения урока.


Задания такого типа заставляют ребят внимательнее и бережнее относиться к памятникам архитектуры, видеть их красоту и неповторимость, испытывать чувство гордости и сопричастности к культурному наследию.


На современном этапе я занимаюсь подготовкой к созданию школьного музея. В этом мне помогают ученики и их родители. Поскольку большинство родителей – это выпускники нашей школы, у ребят сбор материалов и музейные уроки вызывают неподдельный интерес, уважение

  • старшим, создают возможности для самореализации учащихся в процессе этой социально-значимой, увлекательной работы. С помощью музейных предметов учащиеся не только погружаются в мир представлений о прошлом, но и формируют систему ценностей своего мира. В своем Письме от 12 марта 2003 года Министерство образования рассматривает «музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи».


Учителя истории и обществознания очень часто в своей деятельности используют тексты, так как работа с ними формирует необходимые навыки для успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ или ОГЭ.


Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является очень важной и актуальной в условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, падения престижа военной службы. Не секрет, что многие юноши воспринимают её как неприятную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. А это значит, что у значительной части старшеклассников акценты в социально-нравственном ориентировании смещены в сторону прагматизма. Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных школьников. Многие мыслители и педагоги прошлого отмечали огромную роль патриотизма в развитии и формировании личности. Так, например, К.Д. Ушинский говорил, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»


    • опять хочется подчеркнуть возможности уроков истории и обществознания с использованием краеведческого материала. Тема урока обществознания в 11 классе «Гражданин Российской Федерации» предполагает изучение прав и обязанностей гражданина и, в частности, воинской обязанности. Продолжением изучения этой темы стало внеклассное мероприятие «Пока ты есть – Россия будет, твое величество Солдат!». Особенностью его стали подготовленные ребятами выступления с использованием фотоматериалов о службе в армии своих отцов. Поразительно, но ученики больше знают об участии своих дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, чем о солдатском прошлом родителей. С удивительной гордостью ребята рассказывали о службе своих отцов, а ведь она пришлась на мирное время и не связана с подвигами. Мероприятие было очень эмоциональным, живым, теплым.


Традиционно при изучении темы «Семья» ребята получают задание составить генеалогическое древо. Такая работа не только обогащает ученика исследовательскими навыками, но и помогает почувствовать себя частью живой истории, глубже узнать историю своего рода. Ежегодно в нашей школе проходит ученическая конференция «Моя родословная», где ребята выступают со своими проектами. Интересным представляется опыт использования материала фотоконкурса «Улица родная» на уроках и во внеклассной работе.


Сообщения учащихся о выдающихся исторических деятелях, имеющих отношение


  • краснодарскому краю, не только делают урок увлекательным, интересным, но и способствует пониманию их роли и вклада в развитие исторического процесса, развивает чувство гордости, уважения к истории и культуре своего народа.


Планируя свою педагогическую деятельность, обязательно включаю уроки-экскурсии с посещением станичного музея, который является уникальным в районе. Здесь ученик может окунуться в прошлое, сопоставить, сравнить события разных времен, познакомиться с подлинными документами, увидеть экспонаты, которые дают информацию о боевых и трудовых подвигах предшествующих поколений. Трудно переоценить воспитательное и познавательное значение таких уроков. После музейных уроков ребята обязательно готовят отчет в виде сообщений, рефератов по теме экскурсии: «Станичники в годы войны», «Освобождение станицы Новокорсунской» и т.д.


Используя краеведение как один из путей духовного и нравственного возрождения человека, творчески работающий учитель имеет огромные возможности для формирования исторического мышления учащихся, воспитания высоконравственного гражданина и патриота своей страны.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!