СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в процессе приобщения к народному творчеству

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезен воспитателям домов- интернатов. Доклад о гражданско-патриотическом воспитании детей с ОВЗ в процессе ознакомления с народным творчеством.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в процессе приобщения к народному творчеству»

Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в процессе приобщения к народному творчеству.
Л. В. Салатова, воспитатель

МБОУ «Бейская школа-интернат».

В разное время к проблеме патриотического воспитания обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие, делающие акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста коррекционной школы определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Для данного возраста характерны внушаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у воспитанников с ОВЗ постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья.

Целью моей деятельности в данном направлении является создание условий, способствующих формированию общечеловеческих ценностей у детей с ОВЗ на основе приобщения к народной культуре, формированию основ национального самосознания и любви к Отечеству.

Мною была разработана воспитательная программа «Маленькие граждане» для детей с ОВЗ младшего школьного возраста, где я постаралась охватить все воспитательные направления, включив в каждое элементы народной культуры. Для понимания традиций, обычаев русского народа, истории, для проникновения чувством древности и величия внесла в свою работу

изучение следующих разделов:

-Устное народное творчество (сказки, притчи, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, считалки);

-Народные и календарные праздники;

-Народно-прикладное творчество;

-Народные игры (подвижные игры, малоподвижные игры, хороводные, настольные игры);

-Музыкальный народный фольклор.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности.

Для ребенка сказка — первый источник представлений о том, что есть добро, а что есть зло. Чтобы ребенок наглядно воспринимал ту или иную ситуацию обращаюсь к средствам современных информационно- коммуникативных технологий. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, хитрая, а медведь простодушный, сильный, сорока болтлива. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки: «Колобок», «Колосок», «Два медвежонка», «Курочка Ряба». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом.

Семена патриотизма, закрепляются в декоративно – прикладном творчестве, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Ему присуще ярко выраженные характерные особенности: колорит, неповторимость, декоративность, выразительность цвета, пластики, самобытность изделий народных мастеров – умельцев. Рисунки и поделки детей радуют взор, красочностью, фантазией, художественным вкусом и образной выразительностью.

Я уверена, что знания, полученные детьми в процессе знакомства с народным творчеством, развивают и прививают чувство гордости за свой народ - умелец, эстетический вкус, культуру. Народные календарные праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На Руси, религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость.

А народные обряды, обычаи, вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. В своём большинстве народные праздники интегративны: сочетают в себе устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народные игры и театр, что способствует развитию образного мышления, музыкальных способностей, индивидуального творчества, обогащает речь детей.

Важным видом деятельности у детей остается игра. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, радость общения со сверстниками, а это усиливает их способность в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Эти игры ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой и интерес к народному творчеству. Особенность подвижных игр – соревновательный, творческий, коллективный характер. Каждая игра имеет свои правила, которые я четко объясняю. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность, она является неотъемлемой частью национального богатства, художественного и физического воспитания.

Воспитание в детях любви к Родине, родному краю, уважения к труду взрослых, развитие интереса к истории своей страны, истории малой родины является первоочередной задачей любого педагога.

Список литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.

  2. Курцева З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа плюс до и после. - № 09, 2010, с. 6-9

  3. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.: Просвещение, 1979.с. 183

  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах - М.: 1974. с.66

  5. Чердынцева Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс до и после.- № 06, 2011, с. 33

5