Троян Людмила Иванова,
заместитель директора МБОУ СШ № 23
г. Смоленск
Гражданско-патриотическое воспитание школьников посредством формирования культуры межнациональных отношений.
В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, мы должны развивать в детях национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.
Эта задача широко раскрывается в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», где одним из главных приоритетов считается «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России».
Сегодняшняя молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.
Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 180 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Одним из приоритетных направлений работы Российского Союза Молодежи является развитие межкультурного взаимодействия в молодежной среде,.
Формированию у молодежи чувства гражданственности и патриотизма способствует реализация \рсм Мы вместе.
4 года команда нашей школы участвует в этом проекте. Уникальной особенностью этого проекта является то, что идеи межкультурного взаимодействия в массы несут сами подростки на понятном и доступном своим сверстникам языке! Ровесник - ровеснику, одноклассник - однокласснику, друг – другу! Что позволяет не только создавать «моду на дружбу народов», но и вовлечь молодежь в социально значимую деятельность. Вот так, участвуя в этом проекте, у нас возникла идея создания кукольного театра национального костюма. родилась идея проекта «Кукольный театр национального костюма (Куклы в костюмах разных национальностей»), направленного на создание благоприятных условий формирования толерантного сознания на основе уважения к своей культуре и культуре других народов через мощное изобразительное средство – костюм для куклы.
Цель этого проекта: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся школы в совместной социально-значимой деятельности посредством формирования цивилизованного поликультурного толерантного мышления через включение в реальную практическую деятельность.
Мы начали изучать культуру разных народов, проживающих на территории Смоленщины, создавали эскизы костюмов, подбирали материалы и шили костюмы для кукол вместе с родителями и педагогами. Сегодня у нас 7 кукол в костюмах разных национальностей. Мы не останавливаемся на достигнутом, в производстве мужской литовский и татарский костюмы. В настоящий момент кукольный театр уже поднял занавес. Прошла презентации кукол-красавиц в начальной школе.
Первым был сшит женский белорусский костюм. Почему? Ну с этим народом нас связывает не только проект, а и дружба с ветераном Великой Отечественной войны Горбачевским Ильей Ивановичем, связным партизанского отряда «Балтиец» бригады имени Кирова. Уже много лет Илья Иванович с семьей живет в Минске. По сей день Илья Иванович занимается общественной работой, невзирая на возраст, встречается с разведчиками и связными партизанского отряда, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше. Каждый год Илья Иванович приезжает в Смоленск на праздник Победы. Он гостит в Смоленске несколько дней. И в обязательном порядке проводит встречи с нашими учениками. 27 апреля 2021 года силами Ильи Ивановича была установлена мемориальная доска, посвященная памяти подпольной группы Леонида Рубина, действовавшей на территории Смоленска в период Великой Отечественной войны. Для молодежи встречи с Ильей Ивановичем очень значимы. Это живая история нашей страны.
В 2021 мы приняли участие во Всероссийском фестивале РСМ «Мы вместе!», который ежегодно проходит в г. Анапа в лагере «Смена». В ходе проведения фестиваля были подведены итоги проекта. На фестивале мы презентовали достижения проекта «Куклы в костюмах разных национальностей» и наша команда достигла успеха – став победителями.
На местном телевидении вышел репортаж о реализации проекта и жители города сумели полюбоваться куклами в национальных костюмах, созданными руками школьников, родителей, педагогов..
Решая задачи международного молодёжного сотрудничества совместно со Смоленской региональной общественной организацией «Литовский дом» члены отряда подготовили литовский танец и презентовали женский литовский костюм на встрече с послом Литвы в России, Эйтвидасом Баярунасом.
Реализация данного проекта — дело очень кропотливое и затратное. Однако, настоящей награда - появление у обучающихся внутренней позиции – самоопределение (я-творец, я – продолжатель традиций, я – лидер и т.д.)
Патриотизм, гражданственность и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только в основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.