СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.»

СЛАЙД 1. Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 2.

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

СЛАЙД 3 Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.



СЛАЙД 4. Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, а сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Воспитывает любой урок, вне зависимости от его темы. Но для того, чтобы сформировать чувства патриотизма во время уроков истории и обществознания необходимо уделять внимание следующим моментам.

  1. Воспитание гордости за свою страну. (Например, образование государства в Киевской Руси)

  2. Осознание роли России в мировой истории (Освоение космоса)

  3. Изучение достижений страны в различных областях культуры, образования, науки, медицины.

  4. Знание трагических периодов в истории страны. То есть, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность за трагические моменты России (смутное время, эпоха дворцовых переворотов, ошибки начального периода ВОВ, человеческие потери и тд).

  5. Акцент на взаимодействие различных культур и религий. (Немало важную роль на уроках  истории в школе играет процесс формирования исторической терпимости  к культурным особенностям нашей страны.

  6. Уделять внимание персоналиям. Современному поколению, как и любому другому нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей  иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории.

Цели патриотического воспитания реализуются на уроках гуманитарного цикла, но наибольший воспитательный эффект воздействия на детей принадлежит внеурочной деятельности.



СЛАЙД 5.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности. В качестве форм патриотического воспитания используются: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, диспуты, беседы, викторины, выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии, ведение кружков патриотической направленности.

Одной из наиболее распространенных, чаще всего используемых форм гражданского воспитания является беседа. Она может быть индивидуальной или групповой, а ее результативность зависит от того, кто ведет беседу. Например, беседа – «Герои моего края» (о героях родной земли). В заключительной части беседы важно сделать выводы на основе освещения темы и дать возможность учащимся рассказать о близких людях, которых они считают героями в определенной ситуации, тем самым, побуждая учеников к самообразованию и самосовершенствованию.

Особую роль в формировании гражданских качеств учащихся играют дискуссии и диспуты. Их организация требует тщательной подготовки как от учителя, так и от учащихся. Важно не только определить тему, но и подготовить вопросы для обсуждения, продумать тезисы выступления, подобрать убедительные аргументы. Так, например, в дискуссиях и диспутах о патриотизме поднимаются вопросы: «Важно ли быть патриотом сегодня?» и др

Наиболее популярной формой работы с учениками является классный час. Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Например, проведение тематического классного часа  («Государственные символы России», «Мои права и обязанности») СЛАЙД 6   В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.



Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;