Березина Наталья Васильевна
преподаватель общественных дисциплин, высш. кв. кат.
ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»,
г. Екатеринбург
Гражданско-патриотическое воспитание в рамках преподавания общественных дисциплин
В силу объективно сложившихся обстоятельств в конце прошлого столетия и в начале нулевых, нравственные ценности в нашем обществе довольно сильно деградировались. Такие понятия, как гуманизм, патриотизм, помощь ближнему и т.д. заметно обесценились. Но отрадно, что в последние годы общество, государственные структуры, система образования восприняли эту ситуацию как важнейшую проблему. В нашей стране была принята целевая программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020гг". Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
.
Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Огромную роль в этом процессе играют общественные дисциплины, так как компетенции, формируемые на занятиях истории, обществознания, например, гражданско-патриотическая компетенция, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся.
Благодатным материалом в области гражданско-патриотического воспитания служат военные темы. Пропаганда патриотизма через изучение обучающихся исторических событий, памятных дат в истории России с разъяснением истории их возникновения и значимости для нашей страны. Развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам
. В связи с этим, мне, как преподавателю общественных дисциплин, хотелось бы поделиться своим опытом работы по укреплению у студентов нравственных основ личности и знания истории своего Отечества.
Из опыта работы по изучению темы: Отечественная война 1812 года: предложенная тема, «Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года», есть прекрасная иллюстрация раскрывающая героизм армии, мудрость и профессионализм русских полководцев М.И. Кутузова, Раевского, Багратиона…, стихийно возникшее партизанское движение, лидерами которого являются Д.В. Давыдов, А.С. Фигнер, А.Н. Сеславин, не только сохранили независимость России, но и сделали её страной первого порядка в мировой системе. А также: «Россия в Первой Мировой войне», «СССР в эпоху Великой Отечественной войны» и многие другие.
1,2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
Никто не станет отрицать, что время стирает из памяти многие события прошлого, а краски отдельных из них размываются до состояния полутонов. Добавьте к этому вольное или невольное искажение информации, ее противоречивость, иногда недоступность. С одной стороны, это объективный процесс, с другой, мы получаем результат, который ясно осознаем – слабое знание истории не только зарубежных государств, но и родного Отечества.
Входное тестирование первокурсников на первом занятии истории подтверждает это положение. Когда речь идет не о значимых исторических событиях, это допустимо. Но есть вещи, которые важны, не как факт, а как исторический урок, как ценный отрицательный опыт, формирующий у молодежи гражданскую позицию. Разнообразные методы обучения и воспитания дают возможность проявить самостоятельность в поисках и использовании информации, выполнению самостоятельно поставленных нестандартных задач с учетом специфики деятельности и адекватное применение средств и методов исследовательской деятельности и показать организаторские способности, а преподавателю исходить из принципа «не навреди», чтобы не вызвать у студентов отрицания истории, которая создавалась их предками. Главное в этой ситуации – подвести их к фундаментальным выводам о причинно-следственной связи, историко-философскому осмыслению прошедших событий.
Благодаря реализации данных технологий обучающиеся заинтересованы в общественной значимости творческого результата. И это актуально. Не смотря на разность в масштабах, раскрывают творческие и аналитические возможности и, что самое главное, создают условия для формирования нравственно устойчивой, свободной личности. Такой отклик у студентов свидетельствует о том, что истинные ценности, такие как гуманизм, верность семейным традициям, уважение к памяти предков и истории края невозможно искоренить или подменить иными.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим было проведено исследование, направленное на развитие патриотизма у обучающейся молодежи в современных условиях. Мониторинг показал, что у некоторых студентов недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности, любовь к ней, защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не уклонение от службы). Не все студенты с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это привело к идее необходимости создания патриотического клуба, сделав в нем акцент на гражданско-патриотическое воспитание. Программа по патриотическому воспитанию призвана систематизировать и углубить деятельность колледжа, семьи, общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.
В качестве вывода хотелось бы обратить внимание на ещё один, на мой взгляд, очень важный момент: преподаватель и студент на этом поле деятельности выступают как единомышленники, соучастники процесса, что, безусловно, ещё в большей степени способствует решению задачи укрепления нравственных основ личности. Моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество преподавателя и студента смогут помочь воспитать разносторонне развитую личность человека с гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее страны