Предмет ОП.07 Управление качеством с основами метрологии и стандартизации
Лекция 1Основные понятия и категории управления качеством
Управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает продуктивное производство продукции. Имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.
Д-р Э.Деминг
Качество, ориентированное на потребление,на те свойства, которые вызывают у людей желание купить товар. Качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции, - дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.
Дж. Джуран
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
Продукция – результат процесса, т.е. результат совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы.
Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации
«Цепная реакция» Деминга – это иллюстрация идеи о том, что выгоду от работы по повышению качества получают все – и потребитель, и фирма-изготовитель, и государство.
Факторы, влияющие на качество
Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
Управление качеством – методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.
Субъекты управления – соответствующие подразделения, руководители, многочисленные органы управления
Объекты управления – это предприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства и условия, влияющие на качество продукции Управляющие воздействия – функции управления качеством
Обратные связи – результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления : документация, отчетность и т. д.
Иерархия функционирования систем управления качеством
Для обеспечения качества требуется
Необходимая материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания и сооружения, транспорт и т.д.)
Квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе
Глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством – в частности
Задание
1.Дать определение следующим терминам
Качество, Продукция, Петля качества, Управление качеством, Объекты управления, Субъекты управления
2.Какие категории включает Продукция?
3.Перечислить человеческие факторы, влияющие на качество. Приведите примеры внутренних обстоятельств и внешних улсовий, влияющиех на качество(не менее 5)
4.Нарисуйте иерархическую схему управления качеством.
5.Что требуется для обеспечения качества
Лекция 2 Принципы менеджмента качества
Ориентация на потребителя.
Лидерство руководителя.
Вовлечение работников.
Подход к системе как к процессу.
Системный подход к управлению.
Постоянное улучшение.
1.Ориентация на потребителя Организация зависит от своих потребителей и должна знать текущие и будущие их потребности, выполнять принятые требования и стремиться превзойти их ожидания
Применение принципа включает:
осознание всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество.;
обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон;
доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации;
измерение удовлетворенности потребителей и корректирующие действия;
2.Лидерство руководителя Руководители обеспечивают единство цели организации,
создают внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение
поставленных задач
Применение принципа включает:
демонстрацию приверженности качеству собственным примером;
понимание и реагирование на внешние изменения;
ориентацию на потребности всех заинтересованных сторон;
четкое определение прогноза, политики и стратегических целей;
обеспечение атмосферы доверия и работы без страха;
обеспечение персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности;
3.Вовлечение работников Основа организации — его персонал, вовлечение которого позволяет с выгодой использовать их знания и способности
Применение принципа включает:
принятие персоналом инициативы и ответственности в решении проблем;
активный поиск возможностей улучшения;
активный поиск возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности;
передачу своего опыта и знаний членам команды;
ориентацию на создание дополнительных ценностей для потребителей;
представление вуза потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете;
получение удовлетворения от работы;
чувство гордости от принадлежности к своей организации.
4.Подход к системе как к процессу
Эффективность организации достигается посредством применения процессного подхода
Применение принципа включает:
определение процесса для достижения желаемого результата;
идентификацию и измерение «входов» в процесс и его результатов;
определение участия подразделений и должностных лиц в реализации процесса;
оценку рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и других заинтересованных сторон;
учёт при проектировании процесса всех влияющих на него факторов и элементов.
5.Системный подход к управлению Цели организации достигаются при условии выявления, понимания и управления взаимосвязанными процессами
Применение принципа включает:
определение системы путем установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей;
проектирование такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путем;
понимание взаимосвязи процессов в системе;
постоянное улучшение системы через измерения и оценку;
6.Постоянное улучшение Неизменная цель организации — постоянное улучшение
Применение принципа включает:
формирование потребности у каждого работника вуза в постоянном улучшении образовательного процесса и системы в целом;
применение основных концепций постоянного улучшения маленькими шагами и прорывами;
периодическую оценку соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения;
постоянное повышение эффективности всех процессов;
Лекция 3 Цели и задачи управления качеством
Главная цель управления качеством продукции – получение предприятием максимальной эффективности в следствие успешной реализации своей продукции на рынке.
Основные задачи управления качеством
Изучение требований и предпочтений потребительского сегмента.
Точное определение основополагающих характеристик, составляющих потребительскую ценность товара.
Мониторинг динами уровня качества и конкурентоспособности товаров-конкурентов.
Анализ позиций собственной продукции на рынке.
Изучение конкурентов.
Изучение поставщиков материалов и комплектующих изделий.
Анализ факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров.
Разработка мероприятий по устранению причин возникновения дефектов.
Обеспечение выпуска продукции в точном соответствии требованиям НД.
Обеспечение четкого взаимодействия элементов системы качества.
Анализ рекламаций по качеству продукции.
Внедрение инноваций.
Сертификация продукции и процессов.
Обеспечение обратной связи с потребительским сегментом и посредниками по качеству продукции.
Анализ затрат по качеству.
Объекты, субъекты
Объекты:
показатели качества продукции;
факторы и условия, определяющие уровень показателей качества;
процессы , организуемые и осуществляемые на различных этапах ЖЦП, от которых зависит качество продукции.
Субъекты – органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления качеством в соответствии с установленными принципами и методами.
Методы управления качеством
Метод управления качеством – это совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества.
Выделяют следующие группы методов управления качеством:
организационные (или административные).
социально-психологические;
технико-технологические;
экономические.
1.Организационные методы управления качеством
распорядительные (приказы, директивы и т.п.);
регламентирующие (нормы, нормативы, положения);
дисциплинарные (ответственность и поощрение).
2.Социально-психологические методы управления качеством
социальные (воспитание и мотивация);
психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами).
3.Технико-технологические методы управления качеством
технические методы контроля качества;
методы технологического регулирования качества продукции и процессов.
4.Экономические методы управления качеством
методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности;
ценообразование с учетом уровня качества;
финансирование деятельности в области качества
Лекция 4 Инструменты и методы менеджмента качества
В первой четверти 20-го века знаменитый американский статистик Уолтер Шухарт создал инструментарий статистического регулирования процессов производства и качества продукции.
В современной интерпретации его инструменты значительно развились и находят широчайшее применение как «статистическое управление процессами» (SPC).
Согласно принципам Шухарта «управление качеством направлено на обеспечение стабильности процессов и уменьшение их вариаций путем исключения причин, нарушающих стабильность процесса».
Семь инструментов контроля качества
контрольные карты,
диаграммы Парето,
диаграммы разброса,
контрольные листки,
гистограммы,
стратификации,
диаграммы Исикава.
1.Контрольные карты Шухарта (ККШ) дают наглядное представление о ходе процесса в реальном времени.
Контрольная карта – это временной график, показывающий расположение последовательных значений характеристики/параметра процесса относительно центральной линии и одной или двух контрольных границ.
2 Принцип Парето (80/20)
Принцип 80/20 гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий, отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения. Например, на получение 80% результатов, достигаемых в работе, у вас уходит 20% всего затраченного времени.
Сформулировал этот принцип итальянский экономист в 1897 году Вильфредо Парето
3.Диаграмма разброса - инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
4. Контрольный листок –это специальный бланк, предназначенный для регистрации данных.
Используют контрольные листки для того, чтобы фиксировать, как часто встречаются различные проблемы или инциденты.
Использование контрольных листков создает хорошую основу для принятия решений о том, где следует сконцентрировать усилия при проведении совершенствован
Заполнение контрольного листка происходит в несколько этапов:
Определение и выбор событий, которые нужно записывать.
Определение периода регистрации данных и его удобного деления на интервалы.
Сбор данных в течение всего согласованного периода времени.
По окончании сбора данных производится их анализ для выявления событий, имеющих наивысшую частоту проявления. Это позволит определить приоритеты проблемных областей в рамках бизнес-процесса для обеспечения работы по совершенствованию
5. Гистограмма –это инструмент позволяющий зрительно оценить закон распределения статистических данных
6.Стратификация Данные, разделенные на группы по признаку условий их формирования, называют слоями (стратами), а сам процесс разделения на слои (страты) – расслоением (стратификацией) данных:Признаки: оборудование, люди, исходные материалы, методы, время, изделия…Уровни – первый порядок, второй…и т.д.
7.Причинно-следственная диаграмма Исикавa
Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для отбора факторов и нацеливания на наиболее важные, приводящие к конкретному результату причины, поддающиеся управлению.
Работа с диаграммой Исикава производится в несколько этапов:
Сбор всех факторов, причин, каким-либо образом влияющих на исследуемый результат.
Группировка факторов по смысловым и причинно- следственным блокам.
Ранжирование этих факторов внутри каждого блока.
Анализ получившейся картины.
Отбрасывание” факторов, на которые мы не можем влиять.
Игнорирование малозначащих и непринципиальных факторов.