СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Групповая форма работы в начальных классах", выступление на педагогическом совете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы групповой работы необходимо вводить с первых дней учёбы детей в школе. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Групповая работа создаёт условия для включения всех школьников в активную работу на уроке и позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Групповая форма работы в начальных классах", выступление на педагогическом совете.»

«Групповая форма работы в начальных классах»

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? В.А.Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Встаёт задача: как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

-становление личности младшего школьника;

-раскрытие его индивидуальных возможностей.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Поэтому так востребована технология работы в группах.
  Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Преимущества групповой формы работы:

-происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса;

-групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми;

-работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).

Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Если все пары выполняют одно и то же задание — работа единая, если разные — дифференцированная.

-1-

Использую парную работу целесообразно при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил. В первом классе — при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, начинаю использовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала. Постепенно можно перейти к работе в группах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Зима пришла», вторая группа-текст-описание «Зимний лес», третья-текст рассуждение «За что я люблю зиму?»

1.Выделение проблемы.

Какой же учитель нужен современной школе? Учитель не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности, а для того чтобы быть организатором учебной деятельности, нам помогает групповая работа.

Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников Почему? 

Самое главное для учащихся:

–  преодоление страха ошибиться;

- повышается учебная и познавательная мотивация;

- снижается уровень тревожности учащихся, возможность почувствовать себя увереннее.

Эта форма удобна тем, что:

- учащиеся лучше усваивают материал;

-в группе выше обучаемость;

-помогает развивать их творческие способности;

-помогает сделать урок интереснее; 

-улучшается психологический климат в классе.

Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков:

- групповой работе надо сначала научить;

- организация групповой работы требует от учителя особых умений и усилий, т.к. «слабые» ученики могут «отсидеться»;

-«ложное» товарищество(дают списать, т.е. некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

низкий уровень дисциплины, шум на уроке, мешающий другим);

- для некоторых детей разделение на группы просто болезненный процесс.


-2-

Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.

Л.С. Выготский считал, что учащиеся способны работать на значительно более высоком интеллектуальном уровне, если их обучение протекает совместно в малых группах, нежели в тех случаях, когда они обучаются индивидуально.

Актуализация знаний в данной проблемной плоскости.

Использовать работу в группах можно на разных уроках и на различных этапах урока. При делении на группы следует учитывать психологическую совместимостьжеланияпотенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно, и они выполнили поставленную учителем задачу.

Деление на группы зависит от целей и задач, поставленных на уроке.

Обязательно нужно устанавливать для групп только реалистичные задачи.

Выработать подходящие для работы группы правила, которые должны дополнять правила поведения на уроке.

2.Объединение в группы для решения проблемы.

Для того, чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Можно выбрать следующие роли:

-организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы;

-чтец читает вслух;

-секретарь или писарь - записывает что-то от лица группы;

-докладчик - у доски рассказывает, что решила группа.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную.

При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединится по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

- разделитесь на группы по 3-4 человека;

- разделитесь на 6 равных групп.

-3-

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: объединение тех, кто сидит рядом , в одном ряду, на соседних партах( на уроках русского языка можно в таких группах, например, предложить задание типа «Собираем пословицу», «Составь текст» и другие).

3. По определенному признаку.

Этот способ используется чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении частей речи дети объединяются, ориентируясь на то, слово какой части речи написано на карточке. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со

-4-

схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

  Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. Прежде чем приступить к групповой работе, м вместе с детьми необходимо установить подходящие для работы групп правила и они должны дополняют правила поведения на уроке:

-убедись, что в разговоре участвует каждый;

-говорить спокойно и ясно;

-говорить только по делу;

-не говорить всем сразу;

-возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

-обращаться друг к другу по имени.

Обязательно озвучивать их перед тем, как дети начнут работать в группах.

Продемонстрируем один из приёмов групповой работы. Оптимальное количество человек в группе 3-4 человека.

Игра «однорукие».

Предлагается приём деления «По лидеру».

Лидеры- капитаны команд.

Они сами набирают себе команды, каждый называет имя участника, которого он хотел бы взять к себе в команду.

Лидеры отвечают за работу в группе.

Задание. На столе лежит небольшая панель для работы, конверт с фигурами. Разложите весь набор перед собой. Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде все фигуры, не разговаривая между собой, т.е. молча.

Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

Проводя игру однорукие, можно обратить внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться бес слов помогает и в других видах работы.

Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него.

При парной работе, когда дети возьмутся за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу.

-если группы готовы, то смотрим результаты работы(аплодируем выступавшим);

-задаём вопрос: было ли вам удобно работать именно так, молча, не имея возможности сказать товарищу, что именно вам надо и имея всего одну руку?

А теперь мы познакомимся еще с одним приемом групповой работы. Может быть вы многие пользуетесь этим приемом, не зная его названия. Прием называется «Пазлы»:

-5-


- делятся на группы, по желанию;

- назначение лидеров в группах.

Сейчас мы рассмотрим прием пазлы на уроке окружающего мира, тема «Разнообразие животных ». Этап урока закрепление пройденного материала

Каждой группе даётся название группы животных. Нужно распределить рисунки животных по группам.

Можно разделить тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы, группы представляют полученный результат, который помогает обобщить всю тему полностью. В заключение работы делают выводы. За работой в группе следит педагог, он помогает конструктивно вести диалог, для этого в работе используем фразы, шаблоны.

Когда команды готовы к ответу, то задаются следующий вопрос:

- перечислите названия насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных каких изучили вы ( мы изучили …).

Подводится итог групповой работы. Предлагается ответить на вопросы анкеты. Для того чтобы отследить межличностные отношения в группах я использую анкеты:

- для учителя, в которых фиксируются ответы;

- для детей, пока дети не умели читать, можно использовать шкалу успеха,

а затем, когда научатся читать используется данная анкета, анализируется результат работы групп самими детьми.

Советы учителю.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

-нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

-следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

-групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

-нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда; пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

-нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

-6-


При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

Положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе. Если начать вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе можно заметить, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач: 1.Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

2.На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

-7-

3.Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

4.Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

5.Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

6.Сплоченность класса возрастает;

7.Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

8.В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

9.Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;

10.Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

11.Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

12.Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе. Поэтому считается использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.














-8-