СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая консультация «Проектно-исследовательская деятельность педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая консультация преследует цель: восполнение дефицитов педагогов по теме "Организация проектной и исследовательской деятельности  с детьми"

Просмотр содержимого документа
«Групповая консультация «Проектно-исследовательская деятельность педагога»»

Групповая консультация с педагогами дополнительного образования по теме «Проектно-исследовательская деятельность педагога»


В конце 2020-2021 учебного года методистами ДЮЦа была проведена диагностика с педагогами нашего учреждения (кейсы) и выявлены следующие дефициты по данной теме (слайд 3):

  • неумение формулировать цель и задачи проектно-исследовательской работы (неправильное формулирование);

  • слабое знание методов ведения проектно-исследовательской деятельности;

  • слабое знание этапов работы в организации проектно-исследовательской деятельности;

  • оформление детских проектных работ на конференцию.

Проектно-исследовательская деятельность - это технология дополнительного образования, имеющая 2 признака (слайд 3):

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями обучаемых;

  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого; групповые и индивидуальные занятия, семинары и конференции.

Проект - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, буклетов, книжек-раскладушек; интервью, реклама, демонстрация моделей с комментариями, рефератами, поделки, инсценировки, спектакль, телепередача. Проект подразумевает изготовление продукта (слайд 4). Поэтому цель проектной работы/ проекта формулируется с помощью глаголов:

создать… (макет; сборник стихов, сказок, …; изделие, книгу, буклет…)

построить… (установку,…)

оформить…(плакат; …)

разработать… (проект очистки реки; проведения фестиваля

выявить… (источник загрязнения и информировать общественное сообщество)

С помощью специальных приемов целеполагания педагог учит детей формулировать цель проектной работы. Задачи проектно-исследовательской работы формулируются следующим образом (слайд 5):

  • Изучить информацию по теме…

  • Составить … (сравнительную таблицу, перечень, др.)

  • Установить… (связи, соответствие, …)

  • Выявить…

  • Описать …

Проектирование и исследование тесно переплетены. Любая проектная работа содержит исследование, т.к. структура исследования включает все проектные этапы –

  1. этап. ЗАМЫСЕЛ (слайд 6): проблема, выбор темы, целеполагание, подбор методов и средств достижения цели, планирование;

2 этап. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: поиск информации, создание продукта, его презентация, сбор папки (портфолио);

3 этап. РЕФЛЕКСИЯ: соотнесение замысла с результатом/ оценка результатов.

МЕТОД – это способ достижения целей, способ ведения занятий (слайд 7). Выделяют следующие методы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми:

  • Эвристический (исследовательский, или метод выработки критического мышления). Метод состоит в том, что ребенка путем ряда вопросов наводят на решение проблемы. Это могут быть дискуссии, эвристические беседы.

  • Методы проблемного обучения (с греч. проблема – задача, задание). Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия проектно-исследовательской деятельности и развития мышления детей.

  • Поисковые методы (мозговые атаки и др.).

  • Рефлексивные методы (при подведении итогов проекта).


Обучающиеся под руководством педагога пользуются следующими методами создания проектов (метод в этом случае выступает как способ получения информации), слайд 8:

теоретические:

моделирование (диаграммы),

математические, статистические, исторические, типологические

эмпирические:

анкетирование

интервьюирование (беседа, опрос)

наблюдение

эксперимент

изучение (документов, литературы)

рейтинг

Сущность метода проектов – в совокупности пяти «П» (слайд 9). Методика использования метода проектов следующая:

  • проблема

  • планирование/проектирование

  • поиск информации

  • продукт

  • презентация продукта

Также обязательно оформляется рабочая папка проекта (портфолио), подводятся итоги, происходит прогнозирование новых проблем.

Оформление проектных работ необходимо выполнять строго в соответствии с Положением о конференции проектных, исследовательских работ обучающихся нашего учреждения, которое разрабатывается у нас ежегодно.