Групповая консультация с педагогами дополнительного образования по теме «Проектно-исследовательская деятельность педагога»
В конце 2020-2021 учебного года методистами ДЮЦа была проведена диагностика с педагогами нашего учреждения (кейсы) и выявлены следующие дефициты по данной теме (слайд 3):
неумение формулировать цель и задачи проектно-исследовательской работы (неправильное формулирование);
слабое знание методов ведения проектно-исследовательской деятельности;
слабое знание этапов работы в организации проектно-исследовательской деятельности;
оформление детских проектных работ на конференцию.
Проектно-исследовательская деятельность - это технология дополнительного образования, имеющая 2 признака (слайд 3):
гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями обучаемых;
наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого; групповые и индивидуальные занятия, семинары и конференции.
Проект - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, буклетов, книжек-раскладушек; интервью, реклама, демонстрация моделей с комментариями, рефератами, поделки, инсценировки, спектакль, телепередача. Проект подразумевает изготовление продукта (слайд 4). Поэтому цель проектной работы/ проекта формулируется с помощью глаголов:
создать… (макет; сборник стихов, сказок, …; изделие, книгу, буклет…)
построить… (установку,…)
оформить…(плакат; …)
разработать… (проект очистки реки; проведения фестиваля
выявить… (источник загрязнения и информировать общественное сообщество)
С помощью специальных приемов целеполагания педагог учит детей формулировать цель проектной работы. Задачи проектно-исследовательской работы формулируются следующим образом (слайд 5):
Изучить информацию по теме…
Составить … (сравнительную таблицу, перечень, др.)
Установить… (связи, соответствие, …)
Выявить…
Описать …
Проектирование и исследование тесно переплетены. Любая проектная работа содержит исследование, т.к. структура исследования включает все проектные этапы –
этап. ЗАМЫСЕЛ (слайд 6): проблема, выбор темы, целеполагание, подбор методов и средств достижения цели, планирование;
2 этап. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: поиск информации, создание продукта, его презентация, сбор папки (портфолио);
3 этап. РЕФЛЕКСИЯ: соотнесение замысла с результатом/ оценка результатов.
МЕТОД – это способ достижения целей, способ ведения занятий (слайд 7). Выделяют следующие методы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми:
Эвристический (исследовательский, или метод выработки критического мышления). Метод состоит в том, что ребенка путем ряда вопросов наводят на решение проблемы. Это могут быть дискуссии, эвристические беседы.
Методы проблемного обучения (с греч. проблема – задача, задание). Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия проектно-исследовательской деятельности и развития мышления детей.
Поисковые методы (мозговые атаки и др.).
Рефлексивные методы (при подведении итогов проекта).
Обучающиеся под руководством педагога пользуются следующими методами создания проектов (метод в этом случае выступает как способ получения информации), слайд 8:
теоретические:
моделирование (диаграммы),
математические, статистические, исторические, типологические
эмпирические:
анкетирование
интервьюирование (беседа, опрос)
наблюдение
эксперимент
изучение (документов, литературы)
рейтинг
Сущность метода проектов – в совокупности пяти «П» (слайд 9). Методика использования метода проектов следующая:
Также обязательно оформляется рабочая папка проекта (портфолио), подводятся итоги, происходит прогнозирование новых проблем.
Оформление проектных работ необходимо выполнять строго в соответствии с Положением о конференции проектных, исследовательских работ обучающихся нашего учреждения, которое разрабатывается у нас ежегодно.