МБОУ СОШ № 3
МАСТЕР-КЛАСС
по теме:
«Групповая работа как средство формирования УУД»
Подготовила:
учитель начальных классов
Степанова Н.В.
высшая квалификационная категория
26 марта 2018 года
г.Серпухов
ПРИВЕТСТВИЕ 1 СЛАЙД
2 СЛАЙД
Начать сегодняшнюю встречу хотелось бы словами Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Сегодня мы -учителя отмечаем такие факты: 1)отсутствия у современных школьников мотивации к учебной деятельности,
2)самостоятельности в принятии решений, 3)неумения общаться друг с другом. И перед каждым из нас стоит вопрос: «Что же надо изменить в учебном процессе, чтобы он вызвал интерес у ученика, приучал его к самостоятельному подходу в освоении нового, помогал в решении проблем, способствовал появлению навыка результативного общения?
3 СЛАЙД
В условиях введения стандартов задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.
4 СЛАЙД
Групповое обучение - это использование малых групп в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к формированию универсальных учебных действий.
5 СЛАЙД
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
4. Совершенствование межличностных отношений в классе.
6 СЛАЙД
Как и во всех видах деятельности, у групповой работы есть свои плюсы и минусы.
Плюсы групповой работы.
1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
7 СЛАЙД
Минусы групповой работы.
1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
8 СЛАЙД
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
2. Учитывать особенности состава группы.
3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
4. Распределять роли между участниками группы.
5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
9 СЛАЙД
Варианты комплектования групп.
1. По желанию.
2. Случайным образом.
3. По определенному признаку.
4. По выбору «лидера».
5. По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
· Разделитесь на группы по ... человек.
· Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
10 СЛАЙД
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ:
1 этап: ритуалы, этикет совместной работы.
2 этап: работа в паре.
3 этап: групповая работа
1 этап: ритуалы, этикет совместной работы.
Элементарные навыки совместной работы осваиваются сначала на внеучебном материале, как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти «мелочи» важны для дальнейшей работы на каждом уроке.
2 этап: работа в паре.
Замечу, что младшим школьникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
На первых порах мы знакомимся с принятыми детьми правилами взаимодействия в паре, которые в идеале должны исходить от самих детей.
На уроках математики в 1 классе дети в паре работают с раздаточным материалом, на уроках чтения читают по ролям небольшие тексты из азбуки, разгадывают ребусы, выполняют задания из электронного приложения, на уроках русского языка ученикам предлагаются вопросы по изученной теме. Ученики в паре отвечают на поставленные учителем вопросы, выступая в роли проверяющего и отвечающего, оценивают знания партнёра.
ПРИМЕР РАБОТЫ В ПАРЕ - ВАРЕЖКИ, ЕЛОЧКИ
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ГРУППОВОЙ РАБОТЫ – космонавты – 1 класс и 4 класс (КОСМОС)
3 этап: групповая работа
Далее организуется работа в малых группах (3– 4 человека, рядом сидящие). Когда ребята научатся работать в малых группах, можно увеличивать кол-во уч-ся до 5-6, это максимальное количество участников группы в начальной школе.
11 СЛАЙД
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
12 СЛАЙД
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
13 СЛАЙД
II Групповая работа.
1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
14 СЛАЙД
III. Заключительная часть.
1. Сообщение о результатах работы в группах.
2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
15 СЛАЙД
Основные противопоказания при организации групповой работы.
- Недопустима пара из двух слабых учеников
- Детей нельзя принуждать к общей работе
- ограничение времени
- Нельзя требовать абсолютной тишины
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
16 СЛАЙД
Положительные тенденции в использовании групповой работы.
Исследования психологов показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра увеличивается в разы.
17 СЛАЙД
Выделяют следующие типы Типы групповой работы:
- единая
- дифференцированная
18 СЛАЙД
При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы. , например, на уроке русского языка мы составляли научный текст- описание растения;
19 СЛАЙД
Дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Природные зоны», учащиеся делятся на такие группы: метеорологи, ботаники, биологи и экологи, выбирают материал учебника, касающийся их компетенции, читают, обсуждают, кто о чём рассказывает, выходят отвечать всей группой.
20 СЛАЙД
В своем выступлении я приведу несколько видов групповой работы, которые мы используем на наших уроках:
Виды групповой работы в начальной школе.
· Мозговой штурм.
- Ролевые игры
· Игра «Продолжи».
· Охота за сокровищами.
· Мозаичная группа или Пазлы.
· Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
- Синквейн
21 СЛАЙД
Мозговой штурм.
· Используется для генерации идей.
· Соблюдается жесткий регламент.
· Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
· После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
22 СЛАЙД
Ролевые игры
23 СЛАЙД
Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).
24 СЛАЙД
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Пример: КРАСНАЯ КНИГА, Журналы О РАСТЕНИЯХ, ЖИВОТНЫХ….
25 СЛАЙД
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
25 слайд МОЙ ЛЮБИМЫЙ СЕРПУХОВ,
26 слайд МЫ_ ТВОИ ДРУЗЬЯ
27 СЛАЙД
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Пример: ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ
28 СЛАЙД
Метод СИНКВЕЙН
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы.
1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
5.Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Применение данного приема:
1)Обогащает словарный запас.
2)Готовит к краткому пересказу.
3)Учит формулировать ключевую фразу.
4)Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
5)Получается у всех.
29 СЛАЙД
Пример синквейна слово «ШКОЛА»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- а теперь я вам предлагаю самим составить синквейны с разными словами. Памятка как выполнять синквейн у вас есть на столах в файлах.
30-41 СЛАЙДЫ
Как и где нашей начальной школе мы используем групповую работу.
Таким образом, Можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:
Реализуется принцип деятельности;
Улучшается успеваемость;
Формируется мотивация учения и обучения;
Порождает взаимную ответственность, внимательность,
Соблюдается дифференцированный подход;
Работа в группе помогает ребенку проявить себя
42 СЛАЙД
ПРОДУКТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Презентация.
Плакат. Кластер. Синквейн. Опорный конспект.
Выступление (театрализация).
Созданный текст.
Гипотеза, подтвержденная практикой.
Выставка рисунков.
Коллаж.
Свое выступление я хочу завершить небольшой практической работой, что же должен и не должен делать учить во время проведения групповой работы.
Работа с карточками.
Я надеюсь, что мое выступление и представленный нами опыт работы поможет вам в вашей деятельности. Желаю вам творческих успехов! Спасибо за внимание!