СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая сплоченность как основной феномен формирования коммуникативных особенностей личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью. Рассматривается сплоченность и как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе. 

Просмотр содержимого документа
«Групповая сплоченность как основной феномен формирования коммуникативных особенностей личности»

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ


Науанова Альфия Ельтаевна,

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., именно в это время были выполнены первые специальные исследования. Наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Западные авторы механизмом образования группы считают те силы, которые обеспечивают постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. Само же удовлетворение возможно при условии, если субъективная ценность получаемых человеком выигрышей превосходит субъективную значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет индивида только в том случае, если она обеспечивает превосходство выигрышей над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая.

Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Из этого необходимо заключить, что любая группа изначально сплочена [1].

Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности. Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другим восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание. Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем.

При определенной настроенности членов коллектива на восприятие друг друга, нельзя обойти вопрос, как она поддерживается во времени и от чего зависит ее постоянство. В попытках решить его, исследователи поставили цель, - найти средства измерить наличный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить [2].

Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью. Рассматривается сплоченность и как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе [3].

При использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности.

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой [4].

Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления. Выделены следующие линии ведущихся в этой области исследований. К числу причин сплоченности обычно относят: частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания.

В числе последствий агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуаций межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможно возрастание продуктивности группы. Групповая сплоченность как результат мотивации группового членства описана А.В. Петровским, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе [5].

Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных:

- мотивационная основа тяготения субъекта к группе,

- побудительные свойства группы, классификация которых рассмотрена наиболее полно,

- ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия,

- сплоченность как ценностно-ориентационное единство, являясь как бы антитезой двум предыдущим подходам, развивается А.В. Петровским.

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной рядом психологов теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности.

Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений. Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы.

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как: степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе.

Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения. Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, постоянных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы [6].

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное — ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы.

В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица.

Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности, которые он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы.

По А.В. Петровскому, «настоящее и будущее коллектива зависит от того, что будет доминиро­вать, преобладать в структуре внутри коллективных связей: отно­шения ответственной зависимости, определяемые социально значимой целью совместной деятельности, или эмоциональные кон­такты, порождаемые внутригрупповым общением. При всей ценно­сти последних, при всей их необходимости для нормального функционирования коллектива они должны быть не определяющими, а определяемыми, и только таким образом может быть обеспечена сплоченность» [5, 125].

Психологические особенности групповой сплоченности определяются несколькими показателями:

- совместно-индивидуальная деятельность, при выполнении которой каждый член коллектива делает свою часть общего задания, независимо от других.

- совместно-последовательная деятельность, когда общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива;

- совместно-взаимодействующая деятельность, когда задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.

Сплоченность достигается быстрее при совместно-взаимодействующей деятельности, чем при совместно-последовательной деятельности и тем более при совместно-индивидуальной. Следовательно, эффект сработанности проявляется в наибольшей степени в коллективной деятельности, организация которой предполагает одновременное взаимодействие работников при выполнении поставленных перед ними задач и допускает возникнове­ние неформальных межличностных отношений, повышающих эффективность труда. Такая деятельность, предполагающая координацию, кооперацию и интенсивное общение членов группы, сама по себе способствует ускоренному формированию коллектива, его самоорганиза­ции и сплочению.

Важно, чтобы деятельность обеспечивала желание и способность группы самостоятельно выбрать ту форму организационной связи, которая обеспечивает лучшее выполнение задачи. Чаще с этим лучше справляются коллективы с централизованной организацией коммуникаций. Это подчеркивает роль руководителя в деятельности такого типа и его способностей определять функции и роли других членов коллектива, для чего он должен обладать соответствующими правами.

Положительный эффект срабатывания проявляется в кооперативной форме поведения членов трудового коллектива. Кооперативное поведение противопоставляется конкурентному и подразумевает учет интересов партнера по взаимодействию. Обычно такому взаимодействию сопутствует:

- свобода и открытость коммуникативного обмена, которые позволяют точнее сформулировать проблему, использовать знания другой стороны и тем самым расширить возможности ее решения;

- взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности и правомерности, которые приводят к ограничению конфликтогенных интересов и умеряют потребность отстаивать только собственную точку зрения; свободное осознание проблемы, использование возможностей обеих сторон уменьшать необходимость дублировать усилия;

- дружелюбие, доверие в отношениях взаимодействующих лиц стимулирует конвергенцию мнений и увеличивает ощущения сходства друг с другом.

Более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества. Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов.

Помимо общественной значимости и совместности любая деятельность должна характеризоваться эмоционально-привлекательной формой, то есть носить творческий, а не репродуктивный характер, дети и подростки любят «изобретать велосипед», но предпочитают не заниматься тем, что хорошо известно им по личному опыту и рассказам сверстников, должна ставить подростка в ситуацию личного преодоления (своих слабостей, объективных препятствий и так далее), должна быть направлена не только на достижение внешнего результата, но и включать яркий момент самопознания или познания окружающего мира. Наконец, эмоциональная привлекательность связана и с включением в любую деятельность моментов игры, азарта, импровизации и даже умеренного риска.

В целом, можно такой формулой отобразить привлекательную для школьника групповую деятельность: интерес + активность + общение со сверстниками + личность педагога +

+ общественная ценность и актуальность + проблемность ситуации + волевое напряжение + успех + торжество и ощущение личной значимости.

Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.

Групповая сплоченность наиболее полно отражается понятием «коллектив». Обычно под коллективом понимается устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели и обладающих групповой сплоченностью. Коллектив, в отличие от команды, - это вторичная рабочая группа, так как между его членами нет регулярного контактного взаимодействия. Хотя совместимость и сплоченность тесно связаны, каждое из этих понятий обозначает разный аспект характеристики группы.

Совместимость членов группы означает, что данный состав и группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

Педагогические условия, влияния молодежной учебной группы на формирование коммуникативных особенностей личности: совпадение целей, ценностей и взглядов членов группы; атмосфера доброжелательности, интересная всем совместная деятельность, направленная на достижение общих целей; наличие эффекта соревнования (даже неофициального) с другой группой.


Список литературы


  1. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопросы психологии, 2019. - № 4. – С. 26 - 34.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт, 2022. – 523 с.

  3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Феникс, 2021. - С. 157 – 182.

  4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Юрайт, 2020. – 178 с.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА – М.: Гардарики, 2019. - 528 с.

  6. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Воп психологии. - 2021. - № 2. - С. 37-49.


Скачать

© 2024, 44 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!