Социальная психология
Групповые эффекты
Понятие групповых эффектов
- Групповые эффекты – механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния
Групповые эффекты (1)
- Социальной фасилитации (ингибиции)
- Принадлежности к группе
- Рингельмана
- Синергии
- Группомыслия
- Конфомирзма
- Моды (подражания)
- Ореола
Групповые эффекты(2)
9. Мы – они
10. Группового фаворитизма
11. Группового эгоизма
12. Маятника
13. Волны
14. Пульсара
15. Бумеранга
1. Эффект социальной фасилитации (1)
Эффект социальной фасилитации – эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 г.
Эксперименты Нормана Триплета
1. Эффект социальной фасилитации (2)
Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. При усилении мотивации это « эффект социальной фасилитации », а при снижении – « эффект социальной ингибиции ».
1. Эффект социальной фасилитации (3)
Определяющими факторами такого рода реакций являются:
- количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества;
- взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
- значимость окружающих людей для человека;
- степень пространственной близости между людьми.
1. Эффект социальной фасилитации (4)
Причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
- Социальное возбуждение (возбуждение нервной системы от присутствия других людей)
- Боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди
- Отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих
2. Эффект принадлежности к группе
Г. Тежфел и Дж. Тернер (конец 1970-х гг.): изучение процесса осознания индивидом принадлежности к группе – «групповой идентификации».
Создали теорию социальной идентичности: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить её положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку
3. Эффект Рингельмана (1)
Макс Рингельман : коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности её членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий
По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.
3. Эффект Рингельмана (2)
Факторы социальной лени :
- Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень
- Групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди
- Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень
- Кросскультурные различия. Члены коллективистских культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур
2. Пример: «брейнсторминг» - «мозговая атака» (когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления) " width="640"
4. Эффект синергии
Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1 + 1 2.
Пример: «брейнсторминг» - «мозговая атака» (когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления)
5. Эффект группомыслия
Это способ мышления в ситуациях, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплочённой группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
Несколько симптомов такого явления в группах:
- Оптимизм;
- Вера в этичность группы, правильность её мнения;
- Рационализация;
- Стереотипизация;
- Конформизм;
- Самоцензура;
- Иллюзия единодушия.
6. Эффект конформизма
Эксперимент Соломона Аша (1956 г.)
Некоторые условия возникновения конформизма :
- Тип личности (заниженная самооценка)
- Численность группы (если имеет место единодушное мнение трех и более человек)
- Состав группы (наличие экспертов, принадлежность к одной социальной среде)
- Сплоченность (высокая степень)
- Наличие союзника
- Публичный ответ (необходимость выступления перед окружающими)
7. Эффект подражания (моды)
Подражание – один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчёркивает и укрепляет их членство в группе.
Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи
8. Эффект ореола («галоэффект»)
Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому.
Эффект «ореола» возникает в условиях:
- дефицита времени;
- перегруженности информацией;
- незначительности другого человека;
- стереотипа восприятия;
- яркости, неординарности личности.
9. Эффект «мы – они»
Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).
10. Эффект группового фаворитизма
Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Он базируется на эффекте «мы» и «они».
Некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:
- эффект проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимо сравнение результатов деятельности и специфики взаимоотношений с другими группами;
- членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на самих себя по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим»;
- члены группы склонны объяснить возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а её возможную неудачу – факторами внешнего порядка.
11. Эффект группового эгоизма
Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества
12. Эффект маятника
Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.
Настроение зависит от некоторых факторов:
- времени суток и недели;
- особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;
- уровня дисциплины труда в группе;
- сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплочённости.
13. Эффект волны
Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается у одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется её групповая оценка и обсуждение
14. Эффект пульсара
Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы – подъем активности – спад активности – возвращение к оптимальному уровню активности»
Эффект «пульсара» заключается в резком подъеме активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде активности, т.е. людям требуется отдых
15. Эффект бумеранга
Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он возникает в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.
Литература к теме
- Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. Глава 16
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999. Глава 12