СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповые технологии на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из выступления на заседании школьного методического объединения

Просмотр содержимого документа
«Групповые технологии на уроках химии»




Из опыта организации групповой работы на уроках химии


           Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся познавательной активности и творческой инициативы, стремление к участию в общественной жизни, выработка общественно ценных черт личности.

            Для решения этих задач необходимо постоянная целенаправленная работа учителя. Большое значение для достижения целей имеет не только содержание материала различных учебных предметов, но и конкретные методы и формы учебно-познавательной деятельности.

Среди разнообразных педагогических технологий для решения задач современной системы образования одной из наиболее приемлемых считается групповая технология, основанная на учебном сотрудничестве обучающихся.

            Важную роль в повышении познавательной активности и самостоятельности учащихся играет их коллективная работа на уроке. Она способствует формированию коллективистских черт личности школьников. Наиболее ярко эта работа проявляется при проведении групповой работы учащихся на некоторых уроках. В основном групповая работа применяется на практических работах и при проведении лабораторных опытов. Однако это лишь простейший вариант групповой работы.

              Групповая работа – это вид коллективной деятельности, при которой класс делится для выполнения определенных учебно-познавательных задач на ряд небольших групп. Такая организация способствует формированию навыков коллективного труда, развивает у обучающихся чувство товарищества, ответственности. Групповые технологии удовлетворяют естественную потребность человека в общении с другими людьми. Во время работы в группах учащиеся обмениваются информацией, взаимно оценивают знания, сопоставляют ответы, ищут, где были допущены ошибки. При правильной организации работы в группах создается атмосфера демократизма, дружеского общения, ответственности за результаты совместной работы

               Такая организация возможна, если материал не содержит теоретических понятий, неизвестных учащимся, удобен для расчленения на отдельные,  связанные друг с другом элементы. Примером такого материала является урок  в 9 классе «Соли азотной кислоты». Учащиеся уже знакомы с общими свойствами солей. Применяя эти знания к изучению свойств нитратов, предлагаю провести несложные опыты. В ходе групповой работы школьники убеждаются, что нитратам также присущи все общие свойства солей. Далее мы проводим демонстрационный опыт по разложению нитратов при нагревании и, основываясь на знании окислительно-восстановительных процессов, учащиеся устанавливают, что сухие нитраты -  сильные окислители. В ходе групповой работы учащиеся тренируются в написании молекулярных и ионных уравнений реакций, в составлении уравнений  окислительно-восстановительных реакций, исправляют и дополняют друг друга, что способствует лучшему восприятию материала, а следовательно, повышает эффективность урока.

             Уроки с групповой формой работы организуются по-разному: в одном случае все группы получают одинаковые задания, но внутри группы задания распределяются на каждого участника; в других – каждая группа работает над своим индивидуальным заданием. Состав групп также меняется. Иногда групповая работа выполняется парами, а в других случаях по 4-6 человек. Иногда работа некоторых групп проходит под руководством учеников-консультантов. Это наиболее сложная форма организации групповой  работы. В зависимости от  вида проводимой работы консультантами могут быть разные ученики. Одни учащиеся наиболее сильны в решении задач, другие в проведении эксперимента, третьи в теории. Проведению уроков с использованием консультантов предшествует предварительная индивидуальная работа с консультантами во внеурочное время.

            В качестве примера организации урока с групповой работой учащихся под руководством консультантов можно привести  пример  урока на тему «Соли аммония» в 9 классе. Урок начинается с небольшой вводной части, во время которой, используя общеклассную форму организации работы, подвожу учащихся   к изучению нового материала. Обсуждаем в ходе беседы, что представляет собой водный раствор аммиака, какие молекулы и ионы в нем присутствуют. Выясняем, в чем сходство и отличие между щелочами и гидроксидом аммония. Учащиеся делают вывод: в отличие от всех других щелочей в состав гидроксида аммония входит не катион металла, а катион аммония; гидроксид аммония обладает общими свойствами щелочей, в частности вступает с кислотами в реакцию нейтрализации.

              Затем учащиеся работают в группах по 4-5 человек под руководством консультантов. Причем все группы работают над одинаковыми заданиями, но внутри группы задания распределяются между всеми членами группы. Каждая группа получает карточку, содержащую ряд вопросов (по одному на каждого ученика).

  1. Опишите физические свойства солей аммония (внешний вид, растворимость в воде). Составьте формулы нитрата, сульфата, хлорида аммония; напишите уравнения электролитической диссоциации этих солей в водных растворах.

  2. Проделайте лабораторные опыты: а) опустите одну стеклянную палочку в 25% раствор аммиака,  а другую – в раствор концентрированной соляной кислоты. Выньте палочки и приблизьте и их друг к другу. Что наблюдаете? К раствору гидроксида аммония в пробирке добавьте каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте по каплям раствор соляной кислоты. Что происходит? Почему? Запишите уравнения реакций в тетради, сделайте выводы.

  3. Химические свойства солей аммония.  Проделайте опыты 1) к раствору сульфата аммония в пробирке прилейте раствор нитрата бария. Что наблюдаете? 2) к твердому хлориду аммония в пробирке добавьте 1-2 капли концентрированной серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций в тетради, сделайте выводы.

  4. Действие щелочей на соли аммония. Проделайте опыты 1) к раствору хлорида аммония прилейте гидроксид натрия, слегка нагрейте. Какой запах ощущаете? Поднесите влажную лакмусовую бумажку к отверстию пробирки. Что наблюдаете? 2) проведите аналогичный опыт с раствором любой другой соли аммония. Запишите уравнения реакций в тетради, сделайте выводы.

  5. Разложение солей аммония при нагреванииПроделайте опыт: нагрейте в пробирке сухой хлорид аммония ( пробирку держите вертикально). Обратите внимание на стенки пробирки. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций в тетради, сделайте выводы.

          После выполнения заданий в группах учащиеся получают общее задание:

Какая из проделанных вами реакций может быть использована для определения солей аммония?

           В заключении урока уточняем наиболее сложные вопросы темы, подводим результаты работы в группах, оцениваем выполненные задания каждой группой, делаем вывод о достижении познавательных целей урока.

           Наблюдая за работой учащихся в группах, можно сделать вывод, что групповая работа имеет ряд преимуществ: в работе активно участвуют все ученики класса, изучение нового материала проходит с интересом и успешно. Особенно сказывается результат таких уроков на знаниях отстающих учащихся. В ходе групповой работы они самостоятельно выполняют свою часть задания, делятся с другими членами группы результатами своей работы. Учащиеся- консультанты в ходе подготовки и проведения групповой работы на уроках усваивают материал значительно глубже, читают дополнительную литературу, что еще больше повышает их  интерес к предмету.

           Огромное значение имеет групповая работа на уроках для решения воспитательных задач. Такие уроки оказывают влияние на установление межличностных отношений  в классе. У школьников формируются навыки самоконтроля, а учитель получает предварительную информацию о качестве знаний учащихся. Кроме учета знаний, групповая работа одновременно является и способом их систематизации, формирует адекватную самооценку результатов обучения, содействуя успешному достижению комплексных целей обучения. Что касается самих учащихся, то они одобрительно относятся к работе в группах, потому что она вносит разнообразие в учебно-воспитательный процесс, дает возможность сразу же получить ответ на непонятный вопрос, экономно расходовать время на овладение опорными знаниями и их проверку, обеспечивать реальный выбор посильных заданий. Групповая работа имеет еще одно важное воспитательное значение – она ориентирует учащихся на учительскую профессию.