ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Презентация подготовлена
учителем русского языка и литературы
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1» Харчевой Т.А.
Оренбургская область
2016
Групповые формы обучения Общая характеристика
- Кооперативное обучение - это технология обучения в малых
группах: работа в парах; работа в малых группах; карусель;
аквариум.
- Коллективно-групповое обучение: микрофон; незаконченные
предложения; мозговой штурм; ажурная пилка; анализ ситуации;
решение проблем; дерево решений.
- Отработка дискуссионных вопросов : метод пресс; займи позицию;
дискуссия; дебаты.
- Ситуативное моделирование : имитационные игры; упрощённые
судебные слушания; ролевая игра
Своя опора
- Группа составляет опорный конспект урока или темы на
листе большого формата. Проходит презентация схем-опор
Лучшая опора записывается.
- Одна группа готовит свою опору по одной теме, вторая - по другой
Потом рассказывают друг другу свою опору.
Приём «Литературная экскурсия»
«Экскурсоводами» выступают подготовленные ученики. После лекции даётся самостоятельная работа, которую условно называют «Путевые записки». Для выполнения данной работы учащиеся класса делятся на группы (по степени подготовки):
- 1 группа – ведёт воспроизведение лекционного материала по учебнику в виде тезисов или конспектов.
- 2 группа – создаёт «Путевые записки» с использованием дополнительной литературы по теме урока.
- 3 группа - объединяет ребят, которые любят и умеют рисовать. Они работают над иллюстрациями к биографии и произведениям писателя. Такая организация групповой формы работы на уроках данной тематики позволяет осуществлять дифференцированный подход и задействовать учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности.
Водоворот
Используется при закреплении материала. Каждая группа
получает карточки с разными заданиями. Выполняют их и
передают на проверку другой группе.
Группа, получив карточку с заданием и его
решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку.
Таким образом, каждая группа знакомится со всеми
выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное
решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой
группе.
Приём «Лови ошибку »
Может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных
этапах урока:
- в начале – при устных упражнениях или при повторении;
- в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;
- в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество
ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Затем передают результаты учителю или оглашают его решение перед всем классом
ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В ЭТУ ГРУППУ ПОМЕЩЕНЫ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ОДНОВРЕМЕННУЮ СОВМЕСТНУЮ (ФРОНТАЛЬНУЮ) РАБОТУ ВСЕГО КЛАССА.
«ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕМ КРУГУ»
ЖЕЛАТЕЛЬНО РАСПОЛОЖИТЬ СТУЛЬЯ ИЛИ ПАРТЫ ПО КРУГУ. ВЕСЬ КЛАСС ОБСУЖДАЕТ ИДЕИ ИЛИ СОБЫТИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ КАКОЙ-ТО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЫ. ОБСУЖДЕНИЕ СТРОИТСЯ ВОКРУГ ЗАПЛАНИРОВАННОЙ ИЛИ ИМПРОВИЗИРОВАННОЙ ТЕМЫ, КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТНО ДЛЯ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ ДО НАЧАЛА ОБСУЖДЕНИЯ. УЧЕНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ПО ЖЕЛАНИЮ. ОБСУЖДЕНИЕ ДЛИТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЕСТЬ ЖЕЛАЮЩИЕ ВЫСКАЗАТЬСЯ. УЧИТЕЛЬ БЕРЕТ СЛОВО (ЕСЛИ СЧИТАЕТ НУЖНЫМ) В КОНЦЕ ОБСУЖДЕНИЯ. ОН МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ.
ЭТО ОБЩЕИЗВЕСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ, КАК ПРАВИЛО, В КОМБИНАЦИИ С ДРУГИМИ. ЦЕЛЬ – ВЫЯСНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКОВ К СЛОЖНЫМ ИЛИ ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ, МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
«МИКРОФОН»
ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КАЖДОМУ СКАЗАТЬ ЧТО-ТО БЫСТРО, НО ПО ОЧЕРЕДИ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС ИЛИ ВЫСКАЗЫВАЯ СВОЮ МЫСЛЬ ИЛИ ПОЗИЦИЮ. ВРЕМЯ ОТВЕТА – 1 МИНУТА.
- Предложите какой-нибудь предмет(ручку, карандаш), который будет выполнять роль микрофона. Ученики будут передавать его друг другу
- Слово предоставляйте только тому , кто получил «микрофон»”.
- Предложите говорить кратко и быстро(не более 1 минуты).
- Не комментируйте и не оценивайте ответа.
Продолжи…
На каждую букву в словах придумать глаголы. Определи спряжение глаголов.
Р у ч к а Л и с т
«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
- ЭТОТ ПРИЕМ ЧАСТО ОБЪЕДИНЯЕТСЯ С «МИКРОФОНОМ» И ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ОБОСНОВАННО РАБОТАТЬ НАД ФОРМОЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ИДЕЙ, СРАВНИВАТЬ ИХ С ДРУГИМИ. РАБОТА ПО ТАКОЙ МЕТОДИКЕ ДАЕТ ПРИСУТСТ-ВУЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕТЬ СТЕРЕОТИПЫ, СВОБОДНЕЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ТЕМАМ, ОТРАБАТЫВАТЬ УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ КОРОТКО, НО ПО СУТИ И УБЕДИТЕЛЬНО.
- ОПРЕДЕЛИВ ТЕМУ, ПО КОТОРОЙ УЧЕНИКИ БУДУТ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ В КРУГЕ ИДЕЙ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЯ ВООБРАЖАЕМЫЙ МИКРОФОН, УЧИТЕЛЬ ФОРМУЛИРУЕТ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛАГАЕТ УЧЕНИКАМ ЗАКАНЧИВАТЬ ЕГО.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НЕСКОЛЬКИХ РЕШЕНИЙ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ. ЦЕЛЬ – СОБРАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ИДЕЙ ОТ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ЗА ОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ.
- ПОСЛЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОБЛЕМЫ И ЧЕТКОГО ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА (ЕГО ЛУЧШЕ ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ) ПРЕДЛОЖИТЕ ВСЕМ ВЫСКАЗАТЬ ИДЕИ, КОММЕНТАРИИ, ПРИВЕСТИ ФРАЗЫ ИЛИ СЛОВА, СВЯЗАННЫЕ С ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ.
- ЗАПИШИТЕ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ДОСКЕ.
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТАКИЕ МОМЕНТЫ: ВО ВРЕМЯ «ВЫДВИЖЕНИЯ ИДЕЙ» НЕ ПРОПУСКАЙТЕ НИ ОДНОЙ. НЕОБХОДИМО ПООЩРЯТЬ ВСЕХ К ВЫДВИЖЕНИЮ КАК МОЖНО БОЛЬШЕГО КОЛИЧЕСТВА ИДЕЙ. КОЛИЧЕСТВО ИДЕЙ ПООЩРЯЕТСЯ.
- ПОБУЖДАЙТЕ ВСЕХ УЧЕНИКОВ РАЗВИВАТЬ ИЛИ ИЗМЕНЯТЬ ИДЕИ ДРУГИХ.
- В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБСУДИТЕ И ОЦЕНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИДЕИ.
Мозговой штурм при подготовке к итоговому сочинению по литературе
Задание группам:
- Группа 1. « Разум и чувства ». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации
- Группа 2. « Честь и бесчестие ». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации
- Группа 3: « Победа и поражение ». Обдумывание интересного вступления к теме «Величайшая победа – победа над самим собой», включив в него тезис, который будете доказывать.
- Группа 4: « Опыт и ошибки» ». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации
- Группа 5 : « Дружба и вражда ». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации
«Дерево идей»
- ВЫБЕРИТЕ ПРОБЛЕМУ, ДИЛЕММУ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ОДНОЗНАЧНОГО РЕШЕНИЯ. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИЗЛОЖЕНА В ФОРМЕ ИСТОРИИ, СУДОВОГО ДЕЛА, ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ЭПИЗОДА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ.
- ПОДГОТОВЬТЕ НА ДОСКЕ ИЛИ РАЗДАЙТЕ УЧЕНИКАМ ОБРАЗЕЦ «ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ».
- СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ ДЛЯ РЕШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ЕЕ СУТЬ И ЗАПИШИТЕ НА ДОСКЕ, ЗАПОЛНЯЯ СХЕМУ.
- ДАЙТЕ НЕОБХОДИМУЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОБЛЕМЕ (ИЛИ ВРЕМЯ ДЛЯ ЕЕ ОБЗОРА, ЕСЛИ ЭТО БЫЛО ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).
ВАРИАНТ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ СЛОЖНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕХНОЛОГИИ ОТРАБОТКИ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ метод «Пресс»
- РАЗДАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ, В КОТОРЫХ ОТМЕЧЕНЫ ЧЕТЫРЕ ЭТАПА МЕТОДА ПРЕСС.
- ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНУ ПОЯВЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО МНЕНИЯ, НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЮТСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, НАЧИНАЯ СО СЛОВ ПОТОМУ ЧТО. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ПОДДЕРЖКУ ВАШЕЙ ПОЗИЦИИ, НАЗОВИТЕ ФАКТЫ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ ВАШИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ, ОБЪЯСНИТЕ ВАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, НАЧИНАЯ СЛОВАМИ Я СЧИТАЮ, ЧТО . ОБОБЩИТЕ СВОИ МЫСЛИ, СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА: ИТАК , ТАКИМ ОБРАЗОМ.
- ОБЪЯСНИТЕ МЕХАНИЗМ ЭТАПОВ ПРЕСС-МЕТОДА И ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ.
- ПРЕДЛОЖИТЕ ЖЕЛАЮЩИМ ПОПРОБОВАТЬ ПРИМЕНИТЬ ЭТОТ МЕТОД К КАКОЙ-НИБУДЬ ПРОБЛЕМЕ НА ИХ ВЫБОР. ПРОВЕРЬТЕ, ПОНИМАЮТ ЛИ УЧЕНИКИ МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА.
- КОГДА ФОРМУЛА БУДЕТ ПОНЯТНА ВСЕМ, ПРЕДЛОЖИТЕ ИМ ПОПРОБОВАТЬ САМИМ. ПРИМЕНЯЙ-ТЕ МЕТОД «ПРЕСС» НА ВСЕХ УРОКАХ, ГДЕ НУЖНА АРГУМЕНТАЦИЯ УЧЕНИКАМИ СВОЕГО МНЕНИЯ.
МЕТОД «РЕШЕНИЕ ДИЛЛЕМЫ »
Дилемма - суждение, умозаключение, требующее выбора одного
из двух исключающих друг друга положений.
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
« Нужно устроить свою жизнь или выполнить долг перед родителями (на основе образа Дуни)?
- Л.Н. Толстой «После бала»
«Счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество и разочарование»?
Метод «Ажурная пила»
Групповая форма работы при изучении нового материала
Новый материал разделить на равные части.
Например, при изучении биографии А.С. Пушкина разбиваем материал на
Фрагменты: детство, лицейский период, петербургский период, период южной ссылки .
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- Деление на группы,
- Распределение вопросов,
- Самостоятельное изучение материала,
- Работа в экспертной группе,
- Подробное освещение вопросов в своей группе,
- Выборочный итоговый контроль учителя,
- Оценка работы группы.
Рангажирование
Рангажирование – прием, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений или понятий и определить относительную важность или ценность каждого из них.
- Например, при изучении темы «Склонение имен существительных» предлагается задание: Расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении склонения имен существительных (работа в группах):
Утверждение
- Найди окончание имени существительного
- Определи его род
- Поставь существительное в им. п. мн. ч.
- По роду и окончанию определи склонение
Ранг
Правильно или требует изменений
Задание: Прочитайте предложения и оцени их: правильны ли они или нет, исправь ошибки. (Этот приём помогает в подготовке к ЕГЭ).
Предложение
Правильно / требует изменения
История Мальты похожа на соседнюю Сицилию.
Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.
В бегу на пятьсот метров победила наша команда
Ночь уже ложилась на горы и туман бродил по ущельям.
Метод «5 вопросов »
- Ученики должны прочитать информацию об авторе и его произведение и составить по прочитанному друг для друга 5 вопросов.
- Приглашаются два ученика , которые задают друг другу свои вопросы, и один секретарь, фиксирующий на доске ответы одноклассников.
Чтобы составить вопросы, нужно внимательно прочитать материал, выделить главное, а затем правильно сформулировать вопрос.
5 правильных ответов - это 5 баллов по теме. Если позволяет время, поочередно приглашаются все ребята попарно.
ВЫВЕСИТЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ И ОБСУДИТЕ ИХ.
ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС И ПОПРОСИТЕ ИХ ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ .
ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКИХ УЧАСТНИКОВ И ПОПРОСИТЕ ИХ ОБОСНОВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ ПРЕДЛОЖИТЕ ВСЕМ,
КТО РАЗДЕЛЯЕТ ТУ ЖЕ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ОБСУДИТЬ ЕЕ И ВЫРАБОТАТЬ ОБЩИЕ АРГУМЕНТЫ В ЕЕ ЗАЩИТУ.
РАЗМЕСТИТЕ ПЛАКАТЫ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ КОНЦАХ КОМНАТЫ. НА ОДНОМ ИЗ НИХ НАПИСАНО
ПОПРОСИТЕ УЧАСТНИКОВ НАЗВАТЬ НАИБОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ СВОЕЙ И
«СОГЛАСЕН (СОГЛАСНА)», НА ДРУГОМ — «НЕ СОГЛАСЕН (НЕ СОГЛАСНА)».
ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ
«Займи позицию»
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НАЧАЛЕ УРОКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ИЗУЧАЕМУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ПОСЛЕ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕ-ЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И ОСОЗНАНИЯ ИМИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЗИЦИЙ ПО ПОВОДУ ЕЕ РЕШЕНИЯ.
ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ
- Согласны ли вы с утверждением, что... «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий - «Тарас Бульба» В.В. Гоголя).
- «Могла ли Катерина поступить иначе?» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
«ДИСКУССИЯ»
ЭТО ШИРОКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ КАКОГО-НИБУДЬ СПОРНОГО ВОПРОСА. ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ СПОСОБОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕ-НИЯ УЧЕНИКОВ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, ФОРМИРУЕТ НАВЫКИ АРГУМЕНТАЦИИ И ОТСТАИВАНИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ.
ХОД ДИСКУССИИ
- ПОВТОРИТЕ С УЧЕНИКАМИ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ.
- АКТИВНО ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЖЕСТАМИ И МИМИКОЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ХОД ДИСКУССИИ.
- ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ УЧЕНИКОВ, СЛЕДИТЕ ЗА ХОДОМ ОБСУЖДЕНИЯ, НАСТРОЕНИЕМ, НЕ ДАВАЙТЕ ОТКЛОНЯТЬСЯ ОТ ТЕМИ.
- СМЕНИТЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ ОБСУЖДАЮТСЯ, ИЛИ ПРИМЕНИТЕ ДРУГОЙ ПРИЕМ ОЖИВЛЕНИЯ ДИСКУССИИ, ЕСЛИ ОНА ПРЕКРАЩАЕТСЯ.
- ЧТОБЫ ЗАВЕРШИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ, СПРОСИТЕ, НАПРИМЕР: « НЕ ХОЧЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ ЧТО-ТО ДОБАВИТЬ В ЗАВЕРШЕНИЕ?»
- ВЫДЕЛИТЕ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ДИСКУССИИ И ПОПРОСИТЕ УЧЕНИКОВ ПОДВЕСТИ ИТОГИ.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСКУССИИ
- СОСТАВЬТЕ ПЛАН ДИСКУССИИ, ПО КОТОРОМУ УЧЕНИКИ МОГУТ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ: ПОРАБОТАТЬ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОДГОТОВИТЬ ЗАПИСИ.
- ПОДГОТОВЬТЕ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ БУДУТ ПРОЧИТАТЬ ДОМА. ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ В НЕМ БЫЛИ ИЗЛОЖЕНЫ ВСЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
- СОСТАВЬТЕ СПИСОК ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАПРАВИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИВЛЕКУТ ВНИМАНИЕ КЛАССА К ПРОБЛЕМЕ.
- ВЫБЕРИТЕ ТЕМУ ДЛЯ ДИСКУССИИ. ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА ПРОБЛЕМНО.
ПОДГОТОВКА
ХОД ДЕБАТОВ
- СООБЩИТЕ УЧЕНИКАМ ТЕМУ ДЕБАТОВ.
- ОБЪЕДИНИТЕ УЧЕНИКОВ В ГРУППЫ (ДВЕ ИЛИ ТРИ ПОЗИЦИИ). МОЖНО ПРИДУМАТЬ РОЛИ ДЛЯ ГРУПП (УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ, КРЕСТЬЯНЕ).
- ПОДГОТОВЬТЕ И РАЗДАЙТЕ ИЛИ ОБЪЯСНИТЕ, ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО ТЕМЕ ДЕБАТОВ. УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ.
- ПОДГОТОВЬТЕ АУДИТОРИЮ.
- ЕЩЕ РАЗ ОГЛАСИТЕ ТЕМУ ДЕБАТОВ И ОТРЕКОМЕНДУЙТЕ ГРУППЫ.
- НАПОМНИТЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ.
- ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ. НАПРИМЕР, НА ПОДГОТОВКУ В ГРУППАХ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 15 МИН., НА ВЫСТУПЛЕНИЕ КАЖДОЙ ГРУППЫ – 10 МИН. (МОЖЕТ БЫТЬ ТРИ ВЫСТУПЛЕНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ И ДВА ОТВЕТА НА ВЫСТУПЛЕНИЯ И ВОПРОСЫ ДРУГИХ ГРУПП), НА ОБЩУЮ ДИСКУССИЮ – 15 МИН.
- ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ ГРУППА ДОЛЖНА РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ, ПОДУМАТЬ, КАК ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ВРЕМЯ, ПОДГОТОВИТЬ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДРУГИХ ГРУПП.
- ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ДЕБАТОВ МОЖНО ПРИГЛАСИТЬ СУДЕЙ.
- УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТРОГО СЛЕДИТЬ ЗА РЕГЛАМЕНТОМ.
- ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ, А ЕСЛИ БЫЛИ СУДЬИ – ДАЙТЕ ИМ СЛОВО.
«ДЕБАТЫ»
Диспут
Тема «Серебряный век русской поэзии».
Роли:
- символисты,
- акмеисты,
- футуристы;
одни готовят чтение стихов, другие - сообщения
о творческих принципах литературных группировок, обязательно
составляют вопросы для оппонентов.
На уроке между представителями разных течений идут серьезные
споры, т.к. каждая группа старается отстоять свою позицию. В конце
учащиеся делают вывод: каждая из литературных группировок имеет
право на существование.
СПАСИБО!